1 эволюция предмета экономической теории. Эволюция экономической теории

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение путем создания и использования необходимых жизненных .

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману " (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции . Взгляды древнегреческих мыслителей , Ксенофонта, можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение от со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:
  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено , которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на . Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .

Основными представителями школы являлись:
  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея , минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения , Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на , отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и .

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без , регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:
  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории , основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием путем увеличения или сокращения

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы , но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:
  • Т.Веблен
  • Дж.Коммонс
  • У.Митчелл
  • Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма ()

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

Все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

Научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

"Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

2. Основные этапы развития экономической теории

3. Экономические системы и их сущность.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:

Социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

организационные формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

Конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - в первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.

Отличительными чертами рыночной экономики со свободной конкуренцией являлись:

Частная собственность на инвестиционные ресурсы;

рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок к возникновению чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности - не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития человеческого фактора - главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора направления развития стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационный (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

4. Методология экономической теории.

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

Эволюция предмета экон-ой системы делится на 3 осн. этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия - экономические мысли и знания древнего мира(которые не были объединены в общую науку): -экономические знания(учения) Древнего Востока, Греции, Рима.

Древний Восток:

Основное значение древневост-ых мыслителей- создание предпосылки для становления экон-ой науки.

Древний Вавилон -кодекс Хамураппи(1792-1750 гг до н э)

Отражал заботу о частной собственности

Общество естественно делилось на рабов и рабовладельцев

Древний Китай -ученик Конфуция(561-479 гг до н э)

Общество делилось на благородных и простолюдинов

Использование традиционных форм и обрядов д\поддержания стабильности и авторитета гос-ва

Древняя Индия «трактат Артхамастра»(к 4 нач 3 вв до н э)

Повествует о соц неравенстве

Оправдывает неравенство и деление общества на касты

Гос-во заботилось об ирригационных системах, о создании новых деревков,прядильно-ткацком произ=ве.

Древняя Греция

Основное значение: возникновение теории как экономики- науке о домоводстве, домашнем хоз-ве.

Ксенофонт -(ок 434 до н э-359 до н э)-древнегреческий писатель,историк, афинский полководец и полит-ий деятель. Впервые предложил термин «экономия»

Аристотель -его роль в науке

Трактат «Политика»

Два умения: вести домашнее хоз-во и наживать состояние-(способы: связавно с земледелием,садоводством,скотоводством; торговля;отдача денег в рост;наёмный труд)

Основное условие обменных отношений(товарами)между людьми-разные профессии

Попытка разработаться в природе ценообразования

Древний Рим

Проблема огранизации и управления хоз-ом (рабовладельческой виллой)

Проблема частной собственности(до наших дней юристы изучают различное право)

Основные труды:

Катон «О земледелии»-ест.способ.сущесвования

Варрон «С\х»

Плиний старший «Естественная история»

Кодекс Юстиниана

Политическая экономия:

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Меркантилизм -как первая школа политической экономии

Основные представители:

Антуан де Монкрентьен(Франция)

«Трактат политической эк\

ономии»(1615)появление данного термина

Хоз-во страны-объект гос.управления

Источник богатства-внеш торговля(промыш,ремесл)

Уильям Страффорд(Англия)

Томас Манн (Англия) (о роли и значении денег)



Антонио Сера (Италия)

Основные приципы:

Источник богадства- в торговле, в обращении(зачатки современного монетаризма)

Золото и сокровища в любом виде явл-ся выражением сути богатства

Регулирование внешней торговли с целью прибавления в страну богатства

Поощрение превышения экспорта над импортом товаров(протекционистская политика)

Контроль качества и ограничение заработной платы рабочим

Особенности:

Совокупность представлений в частных мнений множества лиц(часто непроф мыслителей,а практиков)14-18 вв

Большое кол-во сочинений(например только в Англии более2000)

Основное объединяющее начало-пути и способы обогащения страны

Антуан де Монкреньен

Этапы классической политэкономии:

1этап к 17- н 18 вв

Развитие рыночных отношений

Школа Физиократов: Ф.Кенэ, А Тюрго

«физиократия»-власть природы

У.Питти(1623-1687)

«Трактат о налогах и сборах»

Трудовая теория стоимости, т.е.стоимость сводилась к затратам труда(почти себестоимость)

Основные факторы труда: земля и труд, неосновные факты: квалификация работника и средства труда.

Школа Физиократов

Источник богатства в производстве(только в земледелии)

1-ая попытка теории воспроизводства(простого):

«Экономическая таблица»(1758)

Ф.Кэнэ-1-ая микроэкономическая модель (легля в основу модели«затраты-выпуск»В.В.Монтьева)

18 в-появление слова «экономист»,как учёного-исследователя: так называла себя группа мыслителей,объединившихся вокруг доктора Кенэ.

2 этап последняя треть 18 в

Адам Смит(1723-1790)

«Исследвание о природе и причинах богатства народов»(1776)

«Экономический человек»(рациональный,стремящийся к собственной выгоде»

«Невидимая рука»(своб. конкур., эгоизм, как эффект. рычаг при распределении ресурсов)

А.Смита убедили,что чел. не может повлиять на стихийное действие объективных экономических законов.

«…Для того,чтобы поднять гос-во с самой низшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей.»(т.е.своб.конкуренция)



Придавал большое значение разделению труда как средству повышения производительности

Гл.функция денег- средство обращения

В каждом товаре выделял 2 св-ва: Полезнсть=потребит.стоимость и св-во обращения на др.товары

Рын.цены под влиянием спроса и предложения в обществе

3 этап 1-ая пол. 19 века

Ж.Б.Сэй(Фр) Д.Рикардо(Англ) Т.Мальтус(Англ)

Д.Рикардо(1772-1823)

«Начала политэкономии и налогового обложения»

Большое внимание теории распределения

Стоимость товара должна определяться трудом, затраченным на него

Т.Мальтус(1766-1834)

«Опыт о законе народонаселения»(1798)

Проблема народонаселения: народон-ие возрастёт в геоме-ой прогрессии, а средства существования в ариф-ой

Одна из причин войн исходя из этого «недостаток места и продовольствия»

4 этап 2-ая пол.19 века(Марксизм)

К.Маркс(1818-1893): политэкономия начинает рассматриваться как наука, изуч-ая производственные отношения ОЭФ, последовательно сменяющихся.

«К критике политэкономии»(1859)

«Капитал»(1861-1863гг)

Экономический детерминизм(от экономика определяет все ост.сферы:культура,образование)

Главные факторы произ-ва: люди и средства произ-ва;

Трудовая теория стоимости (доводит до логического конца)

Стоимость(W)=постоянный капитал(С)+переменный капитал(V)+прибавочная стоимость(M0(сверх стоимости раб сила)

Ограниченное строение капитала: С/V –одно из объяснений объективности безработицы, т.к.доля рабочих в капитале уменьшается с развитием НТР

Д-Т-Д- капитал

Характерные принципы классической политэкономии:

Приоритет сферы производства, а не сферы обращения

Неприятие протекционизма

Прогрессивные методы анализа, многочисленные расчёты средних и суммарных показателей

Деньги-товар(трудовая теория стоимости)

Классическая политэкономия рассматривает предмет экон.теории как науку о богатстве

Историческая шкала: экономическая теория-наука о повседневной деятельности людей

Марксисты- политэкономия изучает законы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением в различных формациях.

Основные направления экономикса:

Маржинализм(К.Менгер,У.Ждебокс,Э.Бэм-Баверк,Л.Валерас)

Неоклассическое направл.(А.Маршалл)

Кейсианство(Д.Кейнс)

Монетаризм(М.Фридмен)

Институционализм(Т.Веблен, Д.Кларк, Дж.Гэлбрейт)

Теория общественного выбора(Д.Шюллер, Г.Таллок)

Экономикс

Рассматривает предмет экон.теории как науку о рациональном распределении огранич.ресурсов.

Качественный анализ вытесняется количественным

Маржинализм

Математические методы и дифференциальные исчисления-для анализа экон-их показателей и наилучшие варианты экономических решений;

Функциональный подход- попытки превращения эконом.теории в точную науку

Теория предельной полезности(стоимость товара зависит от пользыа

ов- стоимость и сфера производства)

Экономически-рациональное поведение-производители стремятся к макси выгоде, потребители к макси пользе

1-ый этап маржинальной революции, 70-80 гг 19 в

К.Менгер(1840-1921)-австр:

О взаимовыгодном обмене благ с разной степенью ценности в зависимости от объема потребления (полезностью)

У.Джевонс (1835-1882гг) -англ.

«Теория п/э (1871)». С его именем связывают отказ от термина п/э. Последняя работа называлась «Economics».

Ekonomi-экономика; economies-экон.теория

Е.Бем-Баверк (1881-1914). «Основы теории ценности хоз-ых благ» (1886г.)

Шкала потребностей (на примере 5-ти мешков с зерном):

1- для жизни

2- чтобы не заболеть(запас)

3-краткие страдания (на корм птицы)

4-малые преприятности (на изготовление спиртного)

5-безразличного, в кот. нет больш. необход.(на корм попугаю,…)

Процент на капитал (настоящее благо дороже будущего)

Ф.Визер(1851-1926)

Ввёл термин«предельная полезность» и «альтернативные издержки»

Ординалистский подход: ранжирование(упорядочивание) потребностей

Л.Вальрас(1834-1910)-франц.

«Элемент частной политэкономии»(1874)

Общая теория микроэкономического равновесия

Деление на 2 группы экономических субъектов: владельцев факторов производства и предпринимателей

Общие черты 1-ого этапа:

В основе ценности- предельная полезность

Оценка полезности:

Психологическая хар-ка с позиции конкретного человека «субъективные направления»

2-ой этап маржинальной революции и возникновение неоклассической экон.теории (90-е годы 19 в.)

А.Маршалл(1842-1924) –англ. « Принципы экономики» («Принципы п/э»- 2 перевода названия)(1890)

Термин «Политическая экономия» заменён на «экономикс» (эконом.жизнь свободна от политического и гос-ого вмешательства)

Изучение спроса и предложения, «Крест Маршалла»-равновесие

Концепция эластичности спроса, понятие «излишек потребителя- разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности)»

Снижение средних издержек от роста размера предприятия, деление на постоянные и переменные издержки

Д.Кларк(1847-1938)-амер.

«Распределение богатства»(1988)

Незыблемость частной собственности:

«каждому фактору-опред.доля продукта,каждому- соответствующее вознаграждение- вот естественный закон распределения».

Рынок труда. Размер з/платы зависит:а) от производительности труда;б) от уровня занятости (чем больше занято, тем ниже производительность)(от каждого по возможности)

Общие черты 2 этапа. Отказ от субъективизма и психологизма

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты

Институционализм .У.Гамильтон: «Институт- пучок соц. потребностей»

1.Общ.институты: гос-во, семья, профсоюзы, юридическо- правовые формы, монополии и др.

2.Общ.психология: мотивы поведения, привычки, традиции, обычаи, способы мышления и.т.д.

Основные черты:

Стремление к интеграции экономической теории с другими общ-ми науками

Неудовлетворённость высоким уровнем абстракции, присущих неоклассике

Создали предпосылки д\микроэкономической модели кейсинаства

Этапы институционализма:

1)20-30гг 20 вв(Г.Веблен,Дж.коммонс,У.Митчел)

2)40-70гг 20вв(Дж.Кларк,Дж.Гэлбрейк)

3)с 70гг (Г.Модраль,Дж.Бюкенен,Р.Коуз)

1этап соц-псих. Институционализм Веблена

1899г»Теория праздного класса»

-(опровергает попытки свести человека к системе уравнений)

Считает, что при принятии решений человек руководствуется врожд. инстинктами

«родительское чувство»-инстинкт самосохранения и сохранения рода

«склонность к эффективным действиям»-инстинкт мастерства

Склонность к подражанию, праздному любопытству

Раскрывает противоречия между индустрией (= инженеры и рабочие, их цель-рост богатства общества) и бизнесом(=финансисты, предприниматели, цель: прибыль)

Считает, что власть должна быть у среднего класса, который он сравнивает с технической интеллегенцией

Джон Комман(1862-1945)

«правовые основы капитализма»(1924)

«Институциальная экономическая наука»(1934)

Основные идеи:

Улаживание соц.конфликтов с помощбю юрид.процессов

Сторонник вмешательства гос-ва в экономику

Стадии эволюции капиталистического общества:

Торговый капитализм

Предпринимательский

Банковский(финансовый)

Административный(гармония интересов)

У.Митчелл(1874-1948)

«Гарвардский барометр»(1917)

Эмпирическое направление:

Составил более 1000 динамических рядов различных народохозяйственных показателей

1923г-выступил с идеей создать систему гос-ого страхования от безработицы

Этап

Идеи трансформации капитализма за счёт изменения природы крупных корпораций

Индустриально-технократический подход в связи с НТР

Дж.Гэлбрейт(1909-1993гг)

«Американский капитализм»(1952г)

«Общество изобилия»(1958г)

«Новое индустриальное общество»(1958)

«Экономические теории и цели общества»(1973)

Делит амер.экономику на 2 разнородные системы:

«планирующую»(крупные корпорации, у которых эконом-ая власть над ценами,потребителями,издержками)

«рыночную»(мелкие фирмы и предприниматели)

О трансформации капитализмов в индустриальное общество, где реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре=совок.учёных,инженеров,техников,специалистов по маркетингу,управляющим.

Мотивы:создание условий чтобы собственник нуждался в её услугах

Этап

Неоинституционализм

Гос-во вмешивается в экономику в чрезвычайных ситуациях

Гос-во должно проводить монетарисскую политику-бороться с инфляциями и не вмешиваться в экономику

Осн. соц-ые институты возможно анализировать с помощью инструментов экономической теории

Теория общественного выбора, Дж.Бьюкенен

Экономическая теория права собственности, Р.Кроуз

Основные черты теории общественного мнения:

Изучает использование людьми правительственных утверждений:считаю,что между политикой и бизнесом знак =

Концепция» экономического человека» с рациональным поведением

Политика=процессу обмена на рынке(2торговля голосами и предвыборными обращениями»)

Приёмы разрешения:

Лоббизм- способы влияния на принятие полит-их решений в интересах узкого круга

Логроллинг- практика взаимной поддержки депутатовпутём «торговли голосами2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ДЕНЬГИ

1. Введение в экономическую теорию

2. Базовые экономические понятия

3. Экономические системы

4. Деньги и их функции

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутомимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены. Отсюда цель экономической теории как науки заключается в обосновании механизма оптимального использования производственных ресурсов, позволяющих произвести максимум товаров и услуг при минимуме затрат ограниченных ресурсов общества.

Экономика – это общественная наука, которая обосновывает оптимальный вариант использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей общества.

Потребность – это необходимость общества и индивида в товарах и услугах, без которых их дальнейшее развитие не представляется возможным и за производство которых они готовы расплачиваться своими ограниченными ресурсами. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

В современной экономической теории принято выделять три раздела:



1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы функционирования фирм, домашнего хозяйства или сферы частного бизнеса

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические проблемы в масштабе страны

3) мировая экономика (интерэкономика) – изучает экономические отношения в мировом сообществе

Эволюция экономической теории

История развития науки показывает: предмет каждой научной дисциплины постепенно меняется, эволюционирует. Это связано с постепенным накоплением, расширением объема знаний с различиями в позициях экономистов. Степень изменений может варьироваться от незначительных отличий до радикальных перемен. Предмет экономической теории осуществил заметную модификацию. Основные этапы эволюции предмета экономической теории отражены в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция предмета экономической теории

Представители экономических школ и направлений Предмет (или сопряженные с ним понятия и категории)
Экономическая мысль периода античного рабства Ксенофонт, древнегреческий философ (430-350 гг. до н.э.) – автор понятия «экономика» (от греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон) Аристотель, древнегреческий философ (384-322 гг. до н.э.) -домашнее хозяйство; - способы его увеличения; - умение его разумного использования Разделение хозяйственной сферы на два направления: - экономика (позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле); - хрематистика (негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества).
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах (IV-XIV вв.) Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274) - религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям (богатство, обмен, «справедливые цены», деньги, торговая прибыль и ростовщический процент) - крупная торговля, ссудные операции осуждались как явления грешные
Меркантилизм – экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений (XIV-XVIII вв.) Томас Мэн (1571-1641), член совета директоров Ост-индской компании, автор книги «Богатство Англии – во внешней торговле»; А.Монкретьен (Франция), автор книги «Трактат политической экономии» (1616 г.). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернативным вплоть до начала XX в. - государственное хозяйство, координирующее и регулирующее хозяйственную жизнь (прежде всего – в области торговли) - протекционисткая экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике - деньги в форме капитала как источник богатства
Школа физиократов(XVIII в.) Франсуа Кенэ (Франция, 1694-1774), автор экономической таблицы. Ввел в научный оборот табличное (наглядное) изображения взаимосвязей продуктовых потоков в обществе. Предпринял первую попытку макроанализа. А.Тюрго (Франция, 1727-1781), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны - происхождение богатства, закономерности его роста и распределения - анализ экономики на основе естественного (т.е. близкого принципам природной системы) порядка - труд земледельца как единственный источник всякого богатства - кругооборот в хозяйственной жизни
Классическая политическая экономия (XVIII-XIX вв.) Адам Смит (Англия, 1723-1790), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776. Смит ввел понятие нормативной и позитивной экономической теории. Давид Риккардо (Англия, 1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Жан-Батист Сэй (Франция, 1767-1832), один из авторов трехфакторной концепции Джон Стюарт Милль (Англия, 1806-1873), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы - наука о происхождении богатства и его распределении между трудящимися, землевладельцами и капиталистами - политическая экономия – наука об экономических законах (Дж. Милль) - Проблема экономического развития общества и повышение его благосостояния - приоритетное исследование проблем сферы производства - понятие «экономический человек» и «невидимая рука рынка» - теория разделения труда - теория стоимости товара - теория производительности труда - теория денег - теория доходов - теория капитала - теория воспроизводства
Историческая школа (XIX в.) Фридрих Лист (Германия, 1789-1846), «Национальная система политической экономии» (1841); Вильгельм Рошер (1817-1894); Бруно Гильдебрант (1812-1878); Карл Книс (1821-1898); Густав Шмоллер (1838-1917); Адольф Вагнер (1835-1917); Карл Бюхер (1847-1930) - наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны; - отрицание ортодоксальной, «космополитической» теории А.Смита-Д.Рикардо. Универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования. Дельная экономическая система должна опираться на достоверные исторические факты. «Бунт против формализма» (оценка «историков» американским экономистом Б.Селигменом) - разработка теории производительных сил - концепции стадийного экономического развития - положение об активной экономической политике государства (первые основы теории экономической политики) - «экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей» (Лист)
Марксизм как теоретическая школа (XIX в) Карл Маркс (Гремания, 1818-1883, «Капитал» (1867); Фридрих Энгельс (Германия, 1820-1895), «Анти-Дюринг» (1878) Роза Люксембург (Германия, 1871-1919, «Накопление капитала» (1913) В.И. Ленин (Россия, СССР, 1870-1924), «Империализм как новейший этап капитализма» (1917); Н.И. Бухарин (Россия, СССР, 1888-1938), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920) - предметом политэкономии являются производственные (т.е. экономические) отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - данные отношения проявляются как система объективных экономических законов. Их изучение – задача политической экономии - приоритетное исследование проблем сферы производства
Австрийская школа (субективно-психологическое направление маржинализма, XIX в) Карл Менгер (Австрия, 1840-1921), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871); Фридрих фон Визер (1851-1926); Ойген фон Беем-Баверк (1851-1914) - теория стоимости, или ценности (ценность как выражение предельной полезности) - теория ожидания - приоритетной в экономике является не сфера производства, а сфера потребления
Неоклассическое направление экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» (XIX -XX вв) Альфред Маршалл (Англия, 1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы», маржинализма. «Принципы экономикс» (1890). По инициативе маршала с 1902г. введено новое изложение экономической теории под названием «экономикс». Тем самым было вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж.С.Милля; Джон Бейтс Кларк (США, 1847-1938), основатель «американской школы» маржинализма; Вильфредо Праето (Италия, 1848-1923). Представитель «лозаннской школы» маржинализма. «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) - наука об изучении принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей - теория стоимости и ценообразования на рынке. «Цена равновесия» в точке пересечения спроса и предложения - концепция эластичности спроса - учение о статике и динамике - макроэкономическое равновесие - разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) - общественная максимальная полезность. «Оптимум Парето» - приоритетное исследование проблем сферы обращения, а не производства
Теории социального контроля общества над экономикой. Институциональное направление экономической мысли (XX в) Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Торстейн Веблен (США, 1857-1929). «Теория праздного класса» (1899); Джон Р.Коммонс (США, 1862-1945); Уэсли К.Митчелл (США, 1874 – 1948) - институты (как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее) - предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития - государственное вмешательство в экономику
Кейнсианство (XX в) Джон М.Кейнс (Англия, 1883-1946 гг.), основатель макроэкономического направления в экономической теории. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) - анализ экономики в состоянии депрессии - замена принципа ограниченных ресурсов условием недоиспользования мощностей и безработицей в условиях депрессии - экономическая политика государства
Монетаризм (XX в) Милтон Фридмен (США, 1912г.р.), «Количественная теория денег»; Ирвинг Фишер (США, 1867-1947) «Покупатльная сила денег: ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризису» - законы движения денежной массы, являющиеся «первоосновой экономического развития»; - деньги как экономическая субстанция, «играющая определяющую роль в колебательном движении экономики» - взаимосвязи между объемом денежной массы и объемом производства