Для субъектов малого предпринимательства применяется вариант отчетности. Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Отчетность субъектов малого предпринимательства - это набор, как правило, регламентированных показателей, представленных в специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистические органы и соответствующие фонды. Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующим формы:

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчет о финансовых результатах

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках составляются:

1. Отчет об изменениях капитала

2. Отчет о движении денежных средств

3. Приложение к бухгалтерскому балансу

4. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Бухгалтерский баланс является главной отчетной формой для любых субъектов предпринимательства, который обобщает и отражает количественную характеристику важнейших элементов финансовой отчетности. В нём содержатся показатели, раскрывающие информацию об активах, капитале, обязательствах организации, что позволяет оценить эффективность размещения капитала субъекта, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

Малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае оно должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

Наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

Указание отчетной даты, по состоянию на которую сформирована бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

Наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

Вид деятельности;

Организационно-правовая форма / форма собственности;

Единица измерения числовых показателей;

Местонахождение (адрес);

Дата утверждения;

Дата отправки / принятия.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

В настоящее время идёт работа по подготовке международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. В результате небольшие предприятия, у которых нет ценных бумаг, обращающихся на открытом рынке, получат упрощенный, но самодостаточный комплект стандартов, что обеспечит их отчетности международное признание. Это довольно существенный момент, поскольку малые компании привлекают инвесторов, имеют иностранных поставщиков и нередко получают финансовую поддержку от разного рода структур.

Согласно приказу №66-н от 02.07.2010г «О формах бухгалтерской отчетности организации» начиная с годовой отчетности за 2011г, действуют следующие изменения:

1. Утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

2. Утверждены формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Форма отчета об изменениях капитала;

Форма отчета о движении основных средств;

Форма отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

3. Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможно оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

Понятия «субъекты малого предпринимательства» и «субъекты среднего предпринимательства» определяются ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам), в том числе совместно с другими лицами, таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными или автономными учреждениями);
  • 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    • б) до 100 человек включительно для малых предприятий (для микропредприятий, выделяемых среди малых предприятий, - до 15 человек);
  • 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанные выше предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки (без НДС) в следующем объеме:

  • микропредприятия - 60 млн руб.;
  • малые предприятия - 400 млн руб.;
  • средние предприятия - 1 млрд руб.

Предельная балансовая стоимость активов в настоящее время Правительством РФ не установлена.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, ус тановленным п. 2 и 3 приведенного выше списка. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в и. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, З"слуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.

Порядок определения средней численности работников малого предприятия установлен приказом Росстата от 09.01.2014 № 1 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия”». Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год должна определяться в порядке, установленном НК РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), когда ее предельные размеры будут утверждены Правительством РФ, должна будет определяться в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

При проведении проверки субъектов малого предпринимательства аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может существенно различаться.

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) налогообложения, учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Однако следует разграничивать понятия «упрощенная система налогообложения», «упрощенная форма учета» и «упрощенная форма отчетности».

Под упрощенной системой налогообложения (УСН) чаще всего понимается добровольное применение организацией или индивидуальным предпринимателем специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения» . Применение этого режима регулируется гл. 26.2 НК РФ.

Применение УСН организациями предусматривает их полное или частичное освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Кроме того, они не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и некоторых других случаев ). Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные НК РФ.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если не попадает под ограничения п. 3 ст. 346.12 НК РФ и по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили определенного периодически индексируемого размера.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили определенный размер, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае применения клиентом УСН аудитору при проверке необходимо руководствоваться следующими основными документами:

  • - гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ;
  • - приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;
  • - приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме».

Если субъект малого предпринимательства выбрал в соответствии с установленным порядком упрощенную систему налогообложения, то в большинстве случаев это предполагает применение им также упрощенных форм учета и бухгалтерской отчетности. Однако действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, не меняются.

Упрощенная форма (система) бухгалтерского учета может применяться в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Указанная норма не освобождает экономических субъектов от обязанностей ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности .

Нормативными документами регламентируются следующие упрощенные формы ведения бухгалтерского учета:

  • 1) журнально-ордерная форма учета для небольших предприятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой форме учета регламентируются следующими документами:
    • - письмом Министерства финансов СССР от 06.06.1960 № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»;
    • - письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях».

Некоторую сложность применения этой системы создает тот факт, что указанные нормативные документы привязаны к отмененным планам счетов бухгалтерского учета. При выборе экономическим субъектом данной формы учета должна быть произведена ее адаптация к действующему Плану счетов с закреплением соответствующих положений в учетной политике;

2) упрощенные формы бухгалтерского учета для малых предприятий. Состав и взаимосвязь учетных документов, счетов и регистров регламентирована приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные.

Понятие упрощенной формы бухгалтерской отчетности подразумевает усечение ее состава и (или) периодичности представления пользователям. Применение упрощенных форм отчетности допускается в соответствии с п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который гласит, что организации - субъекты малого предпринимательства - имеют право формировать бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Кроме того, в приложениях к указанному приказу приведены два варианта форм баланса и отчета о финансовых результатах - полный (для крупных и средних организаций) и сокращенный (для субъектов малого предпринимательства). Субъекты малого предпринимательства имеют возможность выбора форм официальной бухгалтерской отчетности, т.е. они вправе (по своему усмотрению) применять как полный, гак и сокращенный вариант форм отчетности.

  • Применение понятия «упрощенная система налогообложения» в широком смыслесправедливо и для других специальных налоговых режимов, например единого сельхозналога, патентной системы налогообложения и др.
  • Подробнее см. ст. 346.11 ПК РФ.
  • См., например, Определение Конституционного суда РФ № 319-0 от 13 июня 2006 г.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства в 2017 г. может представляться в контрольные госорганы в упрощенном порядке, если соблюдаются обязательные требования по отнесению компаний к МСП. Актуальные критерии содержатся в Законе № 209-ФЗ от 24.07.07 г., Постановлении № 265 от 04.04.16 г. Разберем, какие бланки входят в состав бухгалтерской финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства и что означает упрощенный способ отражения данных по деятельности фирм-малышей.

Порядок сдачи бух отчетности МСП

Применение бухгалтерской упрощенной отчетности субъектами малого предпринимательства допускается в случае отнесения предприятий к малым. Эта законодательная льгота значительно облегчает работу бухгалтера, так как сокращается количество финансовой документации. Кроме того, показатели, отражаемые в заполняемых отчетах, вносятся укрупненными значениями, без детализации, а кодировка проставляется организациями самостоятельно.

Обратите внимание! Помимо МП отчитываться упрощенным способом могут компании-НКО и участники «Сколково».

Не вправе применять упрощенный порядок составления бух отчетности:

  1. Предприятия, обязанные проводить обязательный аудит.
  2. ЖК и ЖСК.
  3. Адвокатские бюро.
  4. Потребительские КПК (кредитные кооперативы).
  5. Государственные учреждения.
  6. Нотариальные палаты либо адвокатские.
  7. Консультации юридические.
  8. Прочие организации, поименованные в ст. 6 № 402-ФЗ.

Возможность составления упрощенной бух отчетности для указанных категорий бизнеса, кроме исключений, действует с 2013 г. и включает всего 2 формы, которые рассмотрены далее.

Формы бух отчетности субъектов малого предпринимательства в 2017 году

Представлять бухгалтерскую отчетность субъектам малого предпринимательства за 2016 г. требуется до 31 марта 2017 г. Норма также распространяется и на компании, работающие в любой отраслевой принадлежности на специальных режимах, исключение – ИП, которые отчитываться не обязаны. Отчеты сдаются разово – за год в налоговые и статистические органы.

Важно! Перед тем, как составлять необходимые бланки бух отчетности, убедитесь в том, что организация соответствует показателям отнесения к малому предпринимательству – среднегодовой численности, размеру выручки, разрешенной доли участия в уставном капитале.

Если все нормативные требования удовлетворяются, то компания считается малой и вправе отчитаться за 2016 год по упрощенным бухгалтерским бланкам субъектов малого предпринимательства – форме 1 и 2. Основными законодательными актами, регламентирующими бухучет субъектов МП, являются:

  • Закон № 402-ФЗ.
  • Положение № 4/99.
  • Приказ № 34н от 29.07.98 г.
  • Приказ № 66н от 02.07.10 г., утверждающий все актуальные формы отчетов – как для МП, так и для обычных предприятий.

Состав обязательных к представлению МП бухгалтерских отчетов:

  1. Бухгалтерский баланс по форме 1.
  2. Отчет о финансовых результатах по форме 2.

При заполнении бухгалтерской финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства (скачать актуальные в 2017 году бланки можно ), предприятие вправе расширить предоставляемые формы, если это необходимо для формирования достоверной картины деятельности бизнеса. К примеру, компания самостоятельно решает, нужна ли пояснительная записка (не включена в обязательный перечень форм) и требуется ли заполнение отчета о ДДС (движении денежных средств) либо отчета по изменениям капитала.

Внимание! Документы с КНД 0710096 применяются за период 2016 год, ранее действовал КНД 0710098 по бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Особенности заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность СМП заполняется в меньшем размере, чем предприятиями, раскрывающими информацию обычным способом. Так, показатели актива/пассива баланса состоят из 2 разделов, в каждый из которых вносится по 5/6 групповых статей с обязательным отражением динамики по предыдущим периодам. При этом по Закону № 402-ФЗ всем укрупненным строкам присваивается значение кода с наибольшим значением удельного веса в группе.

Важно! Вносить изменения в бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства 2017 года (скачать форму 1 ), категорически не разрешается. Если указать все данные в официальном бланке не получается, требуется заполнять общеустановленный баланс и отчет о финрезультатах для обычных категорий хозяйствующих субъектов.

Форма 2 бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства (образец 2017 г. ), состоит из 7 строк вместо обычных 18, а раздел со справочными данными исключен. Дополнительно разрешается не отражать сведения о сегментах и связанных сторонах. При заполнении следует руководствоваться основным правилом формирования отчетности – полное и достоверное отражение информации о финансовом состоянии дел, деятельности компании и изменениях за прошедший год.

Не забывайте, что при выявлении несоответствий статистические органы могут направить отчеты на доработку, в этой ситуации повторно сдать формы необходимо в течение 2 рабочих дней.

По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98).

36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Отчет о движении капитала - форма N 3;

Отчет о движении денежных средств - форма N 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

Пояснительная записка;

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина РФ от 12.11.1996 N 97, утвердивший типовые формы бухгалтерской отчетности N 1 - N 5, утратил силу с 1 января 2000 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н.

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 имеет номер 1355, а не номер 1335.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.06.2002 N 409, которым были утверждены иные Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 было признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706, которым утверждены действующие на настоящий момент Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".

37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации было утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года, а не 19 июля 1998 года.

38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101).

Для субъектов малого предпринимательства всегда существовал особый, льготный порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности - как одна из мер их государственной поддержки.

В последнее десятилетие малым предприятиям, не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, было предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, а также пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудит, могли не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности названные формы, если отсутствовали соответствующие данные.

Согласно Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, которая заключается в следующем:

в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках можно включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках можно приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать бухгалтерскую отчетность и в общеустановленном порядке.

В то же время составление годовой бухгалтерской отчетности регулируется п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н. Данным Положением установлено, что отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Иными словами, данный нормативный документ обязывает малые предприятия формировать только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Как уже отмечалось, с 01.01.2013 г. действует Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который провозглашает упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.

Во исполнение этого Закона Приказом Минфина РФ от 17.08.2012 г. № 113н утверждены специальные, дополнительные формы бухгалтерской отчетности - баланс и отчет о прибылях и убытках, предназначенные для субъектов малого предпринимательства. Эти формы и являются минимальным составом бухгалтерской отчетности для малых предприятий. Соответственно, отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка представляются малыми предприятиями в добровольном порядке.

Регистрации в качестве субъекта малого бизнеса не требуется, поэтому, чтобы им являться, надо просто соблюдать установленные требования. Они, как правило, проверяются каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а теперь и при сдаче упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они освобождаются от ведения бухгалтерского учета, если ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Поэтому они могут не представлять даже упрощенные формы бухгалтерской отчетности.

Главное отличие упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности от обычных в том, что в балансе и отчете о финансовых результатах значительно сократился состав показателей. В балансе оставлено пять строк для отражения статей актива и шесть - для статей пассива. При этом даже не выделяются разделы активов (внеоборотные и оборотные) и пассивов. В упрощенном бухгалтерском балансе предлагается заполнять следующие строки:

По активам :

  • материальные внеоборотные активы (к которым должны относиться основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства);
  • нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (к ним необходимо относить результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы):
  • запасы;
  • денежные средства и денежные эквиваленты;
  • финансовые и другие оборотные активы (включая дебиторскую задолженность).

По пассивам :

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные заемные средства;
  • другие долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные заемные средства;
  • кредиторская задолженность;
  • другие краткосрочные обязательства.

В отчете о финансовых результатах предлагается к заполнению всего семь строк, и отсутствуют многие показатели (валовая прибыль, прибыль (убыток) до налогообложения, текущий налог на прибыль и т.д.). В то же время в пояснениях к этой форме указывается, что, например, в расходы по обычной деятельности необходимо включать себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы, а в строку «Налоги на прибыль (доходы)» - текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов.

Упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах представлены в табл. 2.2 и 2.3.

Представленные формы предполагают, что бухгалтерская (финансовая) отчетность будет формироваться малыми предприятиями только по году - об этом свидетельствуют формулировки названий граф, где указываются отчетные даты и периоды.

Также следует учитывать, что при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности с укрупненными показателями, включаю-

Таблица 2.2

Упрощенная форма бухгалтерского баланса для субъектов малого предпринимательства

Наименование показателя

На 31.12. отчетного года

На 31.12. предыдущего года

На 31.12. года, предшествующего предыдущему

Материальные внеоборотные активы

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

Денежные средства и денежные эквиваленты

Финансовые и другие оборотные активы

Капитал и резервы

Долгосрочные заемные средства

Другие долгосрочные обязательства

Краткосрочные заемные средства

Кредиторская задолженность

Другие краткосрочные обязательства

Таблица 2.3

Упрощенная форма отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства

щими несколько статей без детализации, код строки должен указываться по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Если у субъекта малого предпринимательства широкий круг внешних пользователей, в том числе собственников, несколько видов деятельности, значительные обороты, развернутый состав активов и обязательств, ему стоит порекомендовать составление полного комплекта форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, чтобы представить пользователям достаточно информации для оценки финансового положения и финансовых результатов его деятельности.