Льготы по налогу на недвижимость для пенсионеров. У кого есть льготы по имущественным налогам и как их получить Лица имеющие право на налоговые льготы

С 2017 года произошло изменение системы налогообложения. Теперь, чтобы внести ежегодный налог по недвижимости, за основу для вычитания суммы необходимо брать его кадастровую стоимость.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кроме этого, определенной категории лиц можно использовать льготные послабления. Чтобы данную возможность использовать, следует выяснить, какие льготы по налогу на имущество физических лиц существуют и доступные варианты их применения.

Определение понятия

С 2017 года будет происходить наполнение казны посредством вычитания налога с недвижимого имущества, в том числе и граждан. При этом использоваться для вычитания размера налога будет кадастровая стоимость, которая не редко является завышенной и превышает в разы инвентаризационную.

Кадастровая стоимость является неточным значением и превышает рыночную, кроме этого раз в 5 лет ее необходимо обновлять, так как изменяются экономические показатели. Чтобы не сильно перегружать финансово семьи, было принято постановление, что размер налога не сразу будет применяться в полном объеме, а постепенно в течение 5 лет по 20% ежегодно произойдет прибавление.

Важно! Под обложение налогом попадают все жилые и хозяйственные помещения на территории двора свыше 50 кв. метров.

При этом плата за квадратные метры будет выполняться только за те, которые свыше необходимой нормы для проживания согласно государственным законам.

Данный вид налога предназначен для любого вида недвижимого имущества:

  • дома;
  • квартиры;
  • комнаты;
  • гаража;
  • дачи и прочих недвижимых объектов.

Кроме этого, налогом облагается и долевая собственность любого вида.

Нормативно-правовая основа

Начиная с начала 2019 года, ФЗ № 286 были внесены изменения относительно налога на имущество в часть 2 НК РФ, в частности:

Относительно налога на имущество физлиц — существует ФЗ № 2003-1 от 1991 года о налогообложении недвижимости граждан, получивший на сегодняшний день широкий спектр корректировок.

Кроме этого, данный вопрос подробно описывает Налоговый Кодекс в ст. 399 – 409, в нем указывается пояснение относительно объектов, плательщиков, сумм к вычитанию и льготах. Ст. 407 НК РФ регулирует предоставление льгот относительно недвижимого имущества.

Важно! Ставки относительно имущества устанавливаются местными органами самоуправления каждого региона.

Кому положены льготы

Освобождение от уплаты налога вправе получить следующие категории населения:

  • герои СССР и РФ, владельцы орденов Славы 3 степеней;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды детства;
  • участники ВОВ, прочих боевых действий, служившие в Афганистане и прочих горячих точках;
  • служащие в органах внутренних дел, госбезопасности, находящиеся на должностях штата;
  • лица, располагающие правом на социальную поддержку в результате перенесенного радиоактивного воздействия;
  • военнослужащие, уволенные в запас после 20-летней службы;
  • лица, участвовавшие в ликвидации опасных аварийных ситуаций на радиоактивных объектах и мирные граждане, пострадавшие из-за возникновения техногенных аварий на подобных объектах;
  • родственники военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей;
  • пенсионеры и граждане пенсионного возраста с пожизненным государственным обеспечением;
  • лица, занимающиеся профессиональной творческой деятельностью, и вынужденные для этого снимать помещение;
  • граждане, имеющие хозяйственные строения на участке земли не более 50 кв. метров.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, при этом жилье не должно использоваться в целях предпринимательства.

Дополнительно семьи, воспитывающие от 3-х детей, могут воспользоваться следующими преимуществами:

  • получение вычетов на детей;
  • понижение транспортного сбора и земельного налога;
  • уменьшений объема сбора, если организовано семьей сельское хозяйство.

Если налогоплательщик инвалид, тогда он сможет воспользоваться дополнительно следующими преимуществами:

  • ежемесячный налоговый вычет до 3 000 рублей;
  • скидка по транспортному налогу;
  • особые условия выплаты налога на землю

Важно! Пенсионеры в 2019 году и последующих налоговых периодах выплачивают от размера налога только 6,7%, но при этом они могут не получить льготу, если имущество стоит свыше 300 млн. рублей.

В отношении земельного налога — льготные категории определяются на региональном уровне.

Фото: в каких случаях не избежать уплаты налога на имущество

Порядок оформления

С целью реализации права на получение имущественной льготы, необходимо предъявить в налоговый орган соответствующий пакет документов и заявление. Бланк заявления о необходимости получения льготы на имущественный налог можно .

Важно! Если подобное обращение выполнялось до конца 2014 года, тогда повторно обращать с целью получения льготы нет необходимости.

Фото: формула расчета налога на имущество

Если гражданин не имел понятия, что существуют льготные экономии, тогда он вправе обратиться в налоговую с заявлением о пересчете излишне уплаченных средств за последние 3 года. Однако переплата происходит редко, так как при отсутствии заявления налоговая самостоятельно рассчитывает льготу по самому дорогому виду имущества плательщика.

При этом следует помнить, что:

  • льготу можно оформить только на один объект имущества по каждому виду, например, при наличии нескольких квартир — необходимо оформлять только на одну из них;
  • объект, для которого льгота требуется, должен являться собственностью льготника, а не просто проживанием по месту прописки;
  • для объектов предпринимательской деятельности льгота недоступна;
  • при наличии нескольких поводов для получения льготы, ее доступно получить только по одному виду имущества.

Кроме этого налогоплательщик должен обладать следующими доказательствами статуса льготника:

  • особый статус и заслуги перед государством, подтвержденные документально;
  • справка об инвалидности;
  • документ относительно проживания в местности ведения боевых действий;
  • удостоверение, что лицо является работником соответствующих органов;
  • справка, подтверждающая наличие пенсии;
  • произошли потери в процессе техногенной катастрофы;
  • налогоплательщик, бывший военнослужащий, деятель культуры.

Куда обращаться

Обратиться с соответствующим пакетом документов можно в любую налоговую инстанцию, при этом желательно до 1 мая, так как после этой даты начнется рассылка уведомлений, но в принципе, согласно правилам, обращаться с подобным заявлением в отношении получения льгот — можно до начала ноября.

Обратиться в орган можно:

  • лично, предъявив удостоверение личности;
  • посредством почтового отправления;
  • через официальный сайт ФНС . Для этого необходимо иметь собственный кабинет на портале, пароль к которому выдадут в отделении налоговой.

Список необходимых документов

Обращаясь в отделение, нужно приготовить соответствующий пакет документов:

  • заявление собственника на получение льготы с указанием соответствующего объекта;
  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство на право собственности;
  • техническую и кадастровую документацию.

Важно! Если плательщик одновременно имеет право на земельную и транспортную льготу, в этом заявлении можно указать все объекты.

Период предоставления

Ежегодно подтверждать свое право на льготу нет необходимости, при указании в документе периода начала действия льготы, гражданин ее получает до конечной даты сохранения за гражданином соответствующего статуса.

Расслабляться не стоит, так как законодательство постоянно изменяется, что требует определенной бдительности со стороны плательщика, чтобы не упустить момент, когда льгота не будет активной.

Существуют ли категории, которые полностью освобождены

Полностью освобождаются от налогообложения, следующие жилые объекты:

  • имущество, являющееся государственной собственностью или территориальных общин – общежития и прочие жилые помещения;
  • приюты для детей семейного типа;
  • недвижимость детей-сирот, лишенных родительской заботы;
  • недвижимость, принадлежащая детям-инвалидам, которыми опекаются родители-одиночки;
  • аварийное и непригодное к пользованию жилье;
  • имущество, предназначенное под ведение хозяйства;
  • жилье, используемое многодетными семьями, пенсионерами.

Налог на имущество обязателен для всех категорий граждан, так как это требование федеральных законов. Но существует установленный перечень относительно категорий граждан, которые освобождаются от подобных выплат частично или полностью.

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, вступившие в силу 1 января 2015 года, поменяли не только формулу расчета налога на имущество физических лиц, но и порядок получения льгот для некоторых категорий налогоплательщиков. При этом сам перечень льготников остался прежним.

Кто имеет право не платить налог на имущество?

Итак, право на льготу имеют:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды детства;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также других боевых операций по защите СССР в составе регулярной армии и партизанских отрядов, ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • пострадавшие от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
  • физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

На какие объекты налогообложения распространяется льгота?

В соответствии с пунктом 4 статьи 407 НК РФ, налогоплательщик может воспользоваться льготой на уплату налога на имущество в отношении квартиры или комнаты; жилого дома; гаража или машино-места; помещения, специально оборудованного для занятия профессиональной деятельностью (творческой мастерской, ателье, студией и т. д.), жилого помещения, используемого для открытия негосударственных музеев, галерей, библиотек; хозяйственного строения или сооружения (до 50 кв.м.), расположенного на участке для ведения личного подсобного хозяйства.

Важно знать, что налоговая льгота действует только в отношении одного объекта налогообложения каждой категории. То есть, если у льготника есть две квартиры, то он может рассчитывать на освобождение от уплаты налога только в отношении одной из них, но при этом может не платить налог на гараж или машино-место.

При этом объект налогообложения не должен использоваться для предпринимательской деятельности, потому что для предпринимателей (ИП) применяется специальный налоговый режим (УСНО, ЕНВД, ПСН), в соответствии с которым они и так освобождаются от уплаты налога на имущество, которое используется для предпринимательской деятельности. Таким образом, чтобы ИП получить освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, необходимо представить в налоговые органы заявление и документы, подтверждающие, что он применяет спецрежим и использует, например, квартиру в предпринимательской деятельности в течение налогового периода.

Налоговая льгота не распространяется на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ. Речь идет об административно-деловых и торговых центрах, а также нежилых помещениях, предназначенных для размещения офисов, магазинов, объектов общепита и т. д. Кроме того, льгота не распространяется на объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Как воспользоваться льготой на налог на имущество?

В соответствии с пунктом 6 статьи 407 НК РФ, чтобы воспользоваться льготой, гражданин, имеющий соответствующие основания, должен предоставить все необходимые документы в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения имущества. Сделать это необходимо до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется льгота. Если эти документы не предоставлены, то налоговая льгота применяется к одному из объектов каждой категории с максимальной исчисленной суммой налога.

Как будет рассчитываться налог на имущество физических лиц в 2015 году?

Новый налог на имущество физических лиц с 2015 года начал применяться в 28 субъектах Российской Федерации. Остальные регионы перейдут на него в течение ближайших пяти лет. Главная отличие новых правил — изменение налогооблагаемой базы с инвентарной на кадастровую, которая максимально приближена к рыночной. То есть платить придется больше.

О том, как изменился налог на недвижимость физических лиц, читайте в правовой инструкции 9111.ru.

Как рассчитывается кадастровая стоимость недвижимости?

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». Закон вносит ряд изменений в порядок уплаты налога на имущество физических лиц.

Главное изменение — это отказ от определения налоговой базы по инвентаризированной стоимости имущества, которая учитывает только затраты на строительство объекта недвижимости и его износ. То есть налог на квартиру в старом фонде сегодня очень низкий, даже если рыночная стоимость этого жилья высокая — например, в историческом центре Петербурга.

Законодатели решили устранить это противоречие, изменив налоговую базу с инвентаризированной на кадастровую, которая максимально приближена к рыночной, так как учитывает не только год постройки жилого помещения и его площадь, но и его расположение, класс и даже экономическое развитие региона, где расположен объект. Окончательную кадастровую стоимость конкретного объекта будет определять государственная комиссия. За гражданами остается право оспорить ее решение в суде.

С какой недвижимости придется платить налог?

Претерпел изменения и список объектов налогообложения, который перечислен в статье 401 НК РФ, он теперь выглядит следующим образом:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Среди изменений - появление в списке машино-мест, объектов незавершенного строительства и единых недвижимых комплексов, которые представляет из себя совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке. Например, детский лагерь или спорткомплекс.

Из перечня пропали дачи, но их владельцев от налога не освободили. Дачи, как и любые другие жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, теперь относятся к категории жилые дома. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Базовый размер ставок по налогу на имущество

Ставки по новому налогу будут определять сами регионы, ориентируясь на базовые ставки, установленные Налоговым кодексом (п. 2 ст. 406), которые равняются:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов.

Эти ставки региональными властями могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза.

Налог на имущество в Москве

В качестве примера можно привести ставки по налогу на недвижимость физических лиц, которые установлены в Москве.

  • 0,1% - для имущества, кадастровая стоимость которого меньше или равна 10 млн рублей, а также для гаражей и машино-мест.
  • 0,15% - для объектов с кадастровой стоимостью от 10 млн рублей до 20 млн рублей включительно.
  • 0,2% - для имущества, чья кадастровая стоимость будет в диапазоне от 20 млн рублей до 50 млн рублей включительно.
  • 0,3% - для тех объектов недвижимости, у которых кадастровая стоимость превышает 50 млн руб., но меньше 300 млн руб. включительно, а также для незавершенных жилых домов.
  • 2% - для административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.
  • 0,5% - в отношении прочих объектов.

Льготы на уплату налога на имущество

Чтобы избежать резкого роста налоговой нагрузки на население, законодатели запретили региональным властям увеличивать налог более чем на 20% ежегодно, то есть налог надо будет умножить на коэффициент 0,2.

Кроме того, действует налоговый вычет, который равен для квартиры - кадастровой стоимости 20 кв.м., для комнаты - 10 кв.м., для жилого дома — 50 кв.м. Это значит, что, например, имея квартиру площадью 50 кв. м., собственник будет платить налог с кадастровой стоимости ее 30 кв.м.

Пример расчета налога на недвижимость в Москве

Ивану Иванову принадлежит квартира 55 метров в спальном районе Москвы. Ее инвентаризационная стоимость 299 тыс. рублей, кадастровая — 8 млн рублей. По старым правилам размер налога с такой квартиры будет рассчитываться по формуле: инвентаризированная стоимость помноженная на ставку налога, которая равняется 0,1% для квартир инвентаризированной стоимости менее 300 тыс. рублей (Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 47 «О ставках налога на имущество физических лиц»)

299 000 x 0,1% = 299 рублей.

По новым правилам налоговая база в отношении квартиры Ивана Иванова определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Соответственно налог придется заплатить с кадастровой стоимости (55 — 20) 35 кв.м. жилья, которая будет равна 5 090 909 рублей.

5 090 909 * 0,1% = 5 091 рубль.

Чтобы получить окончательную сумму, необходимо применить формулу, описанную в статьей 408 НК РФ.

Н = (Н1 - Н2) х К + Н2

Н — сумма налога к уплате; Н1 — сумма налога по кадастровой стоимости; Н2 — сумма налога по инвентаризационной стоимости; К — понижающий коэффициент (0,2 — первый год; 0,4 — второго год; 0,6 — третий год; 0,8 — четвертый год.)

(5 091 — 299) х 0,2 + 299 = 1257 рублей.

Таким образом размер налога на недвижимость для Ивана Иванова увеличится за год более чем в четыре раза — с 299 рублей в 2014 году до 1257 рублей в 2015 году.

Какие регионы перешли на новый налог на имущество?

Законодатели предусмотрели право регионов постепенно переходить на новый налог. Пионерами выступили 28 российских регионов: Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Башкортостан, Московская, Новгородская, Сахалинская, Амурская, Магаданская, Новосибирская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская области, Москва, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Забайкальский край.

Остальные регионы изучат полученный опыт соседей и примут решение о сроках введения нового налога и размере региональных ставок в течение ближайших лет.

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить . Поскольку налогом облагаются основные средства, учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Налог на имущество физических лиц - это местный налог, то есть платежи граждан-плательщиков налога поступают в доход местных бюджетов. Установлен этот имущественный налог Налоговым кодексом РФ и регулируется нормативными правовыми актами региональных властей. Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является год.

Кто платит налог на имущество

Налог на имущество физических лиц должны платить все владельцы недвижимости, находящейся в России. К недвижимости, по которой уплачивается налог на собственность, относятся жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, другие строения.

Если объект недвижимости оформлен на ребенка, то он тоже должен платить налог на недвижимость. Оплачивать налог на имущество физических лиц за несовершеннолетнего ребенка должны его законные представители: родители, усыновители или опекуны. Об этом говорится в пункте 1 статьи 26 Налогового кодекса и в пункте 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ.

Какая недвижимость облагается налогом

В статье 401 НК РФ перечислены объекты собственности, по которым уплачивается налог на недвижимость. К ним относятся:

  • жилые дома;
  • комнаты и квартиры;
  • гаражи, собственные места для машин в паркингах и на стоянках;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

О том, что у гражданина появилась обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц, работники ФНС узнают от организаций, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и кадастровый учет. В соответствии со статьей 85 НК РФ эти органы подают всю необходимую информацию в налоговую инспекцию по факту постановки объекта налогообложения на учет и оформления права собственности. А в дальнейшем эти сведения подаются ежегодно.

Льготы по налогу на недвижимость

Все льготники по налогу на имущество физических лиц перечислены в пункте 1 статьи 407 НК РФ. В частности, это

  • Герои СССР и Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники ВОВ, других боевых операций;
  • граждане, подвергшиеся радиации вследствие перечисленных в статье 407 случаев;
  • военнослужащие и члены их семей в определенных случаях;
  • пенсионеры и еще несколько категорий граждан.

В подпунктах 14 и 15 пункта 1 указанной статьи указаны еще две категории лиц, имеющих право на льготу в отношении определенных объектов и в зависимости от рода занятий. Во-первых, это творческие работники в отношении специально оборудованных помещений, например творческих мастерских. А во-вторых, граждане - собственники строений площадью не более 50 метров, находящихся на дачных участках или на участках для индивидуального жилищного строительства.

Льгота по имущественному налогу дается в размере суммы налога. Другими словами льгота полностью покрывает налог, и в итоге налог на имущество физических лиц не уплачивается.

Налоговая льгота может быть предоставлена по желанию налогоплательщика по одному объекту каждого вида, даже если у налогоплательщика есть несколько оснований для применения льготы.

Не ко всякому облагаемому налогом на недвижимость имуществу можно применить льготы. Объекты собственности, к которым можно применить льготу, перечислены в статье 407 НК РФ. Сюда относятся:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещения, используемые для творческих мастерских, творческих студий, ателье и т.п.
  • хозяйственные строения площадью меньше 50 кв. м, расположенные на дачных участках, в садоводствах и т.п.;
  • гараж или место в паркинге или на стоянке.

Запрещено применение льготы в отношении объектов, стоимостью больше 300 млн руб. по результатам кадастровой оценки, а также объектов, по специальному перечню административно-деловых и торговых центров. В регионах местными властями могут быть утверждены дополнительные льготы по имущественным налогам.

О местных льготах можно узнать на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Справочная информация» или обратившись в налоговую инспекцию. Для получения льгот нужно подать в налоговый орган заявление определенной формы и документы, подтверждающие право на получение льготы. Форма заявления утверждена 14.11.2017 приказом налоговой службы № ММВ-7-21/897.

Заявление можно подать через «Личный кабинет» на сайте налоговой службы, отправить почтой, сдать его лично в налоговую инспекцию, или воспользоваться услугами уполномоченного МФЦ и сдать заявление туда. Заявление о предоставлении льготы лучше подать до 01 мая. Тогда налоговая инспекция сформирует уведомление об уплате имущественного налога за год с учетом заявленной льготы и налог не придется пересчитывать.

Когда собственник владеет несколькими объектами одного вида, заявлять льготу необязательно. В этом случае ИФНС самостоятельно применит льготу к объекту с максимальной суммой налога на недвижимость. Если же вы хотите выбрать объект по своему усмотрению, то налоговую инспекцию нужно уведомить о своем выборе до 1 ноября текущего года. Форма уведомления установлена 13.07.2015 приказом ФНС №ММВ-7-11/280.

Ставки налога на имущество

Ставки по налогу на недвижимость законодателями «привязаны» к способу определения налоговой базы. В настоящее время таких способов два: по инвентаризационной стоимости и по кадастровой стоимости имущества. Сейчас происходит постепенный переход на метод расчета по кадастровой стоимости на всей территории России. И с 2020 года для целей налогообложения везде будут использоваться результаты кадастровой оценки.

Размер ставок и база для расчета имущественного налога устанавливаются законодательными актами местных властей на основе ставок, определенных Налоговым кодексом. Какая ставка налога на имущество применяется в конкретной местности, можно узнать в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на официальном сайте ФНС России.

Ставки для «кадастровой базы» зависят от вида имущества, а если налог на недвижимость определяется по инвентаризационной стоимости, то ставки обусловлены величиной инвентаризационной стоимости. Так, ставки, применяемые при использовании кадастровой стоимости имущества в качестве налоговой базы можно условно разделить на общие и специальные.

  • Специальные ставки - 0,1 % и 2 % применяются к недвижимости, прямо поименованной в пункте 406 статьи НК РФ.
  • 0,1 % используется для жилья, небольших дачных строений (до 50 кв. м) и т.п., а также для гаражей и машино-мест. Размер этой ставки может быть изменен местными властями: уменьшен до нуля или увеличен не более чем в три раза (п. 3 ст. 406 НК РФ).
  • Для объектов недвижимости с величиной кадастровой стоимости больше 300 млн. руб. применяется ставка 2 %. То же самое относится к объектам, законодательно включенным в специальный перечень. В частности, это торговые центры и комплексы, административно-деловые, офисные, торговые объекты и пр. К остальным объектам, не относящимся ни к чему из вышеперечисленного, применяется ставка 0,5 %.

Границы базовых ставок для расчета налога по инвентаризационной стоимости объекта указаны в пункте 4 статьи 406 НК РФ. Величина их определяется показателем, полученным в результате умножения суммарной инвентаризационной стоимости на коэффициент-дефлятор.

Рассчитывать налог самостоятельно не нужно. Это сделают работники налоговой инспекции и вышлют уведомление о сумме налога к уплате. Заранее узнать сумму налога по своей недвижимости можно на сайте ФНС. Для этого надо выбрать в форме калькулятора вид налога (на имущество физлиц), год и свой регион. Далее надо ввести кадастровый номер объекта недвижимости.

Если же вы хотите сами разобраться в процедуре исчисления налога, чтобы проверить верность расчета налоговым органом, читайте дальше.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Расчет налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости применяется относительно недавно, с 2015 года. Постепенно все регионы России переходят на определение налога этим способом. Полностью этот переход завершится к 2020 году.

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость объекта. Кадастровая стоимость, в отличие от инвентаризационной, максимально приближена к рыночному уровню. Поэтому сумма налога при расчете теперь больше по сравнению с прошлыми годами.

Чтобы не повышать резко налоговую нагрузку при переходе на новый метод расчета законодатели предусмотрели переходный период. В течение трех лет налог считают с учетом понижающего коэффициента, установленного пунктом 8 статьи 408 НК РФ. Для первого года показатель равен 0,2, для второго - 0,4, для третьего - 0,6. С четвертого года коэффициент не используется.

Прежде чем применять указанный коэффициент нужно убедиться, что полная налоговая база по кадастровой стоимости больше, чем база, определенная старым способом - по инвентаризационной стоимости. В противном случае налог считают, не применяя переходные правила.

Формула расчета налога на имущество физических лиц описана в пункте 8 статьи 408 НК РФ. Чтобы определить сумму налога к уплате, нужно разность налогов, определенных по кадастровой и инвентаризационной стоимости, умножить на понижающий коэффициент. К полученному показателю прибавить сумму налога, рассчитанную по инвентаризационной стоимости.

Помимо этого пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ установлено дополнительное условие, начиная с расчета за третий год переходного периода. Сначала нужно сумму налога за прошлый год, рассчитанную без учета коэффициентов, умножить на коэффициент 1,1. Полученное число сравнить с налогом за текущий год также без учета коэффициентов. Если первый показатель меньше второго, то текущий налог устанавливается равным расчетной величине налога на основании показателя предыдущего года.

Данные о кадастровой стоимости объекта можно получить, подав запрос о предоставлении выписки из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта. Запрос можно направить в территориальный орган Росреестра, а можно воспользоваться услугами МФЦ. Кроме того, эту информацию можно узнать на сайте Росреестра.

При расчете налога по некоторым видам имущества налоговый орган обязан учесть вычеты, предусмотренные в пунктах с 3 по 5 статьи 403 НК РФ. А именно:

  • кадастровая стоимость 20 кв. м общей площади вычитается из стоимости квартиры;
  • кадастровая стоимость 10 кв. м вычитается из стоимости комнаты;
  • на кадастровую стоимость 50 кв. м уменьшается стоимость жилого дома;
  • и наконец, кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение, уменьшается на 1 млн. руб.

Вычеты учитываются для каждого объекта. Другими словами, если гражданин - владелец двух квартир и трех домов, кадастровая стоимость при расчете налога будет уменьшена на вычет для каждого дома и для каждой квартиры. В том случае если вычет окажется больше, чем кадастровая стоимость, то налоговая база будет нулевой. Соответственно и налог тоже будет равен нулю.

Пример 1 . Пуговкина Виктория Федоровна - владелец квартиры в центре Геленджика. Площадь квартиры 50 кв. м. В Краснодарском крае расчет налога на имущество по кадастровой стоимости применяется с 2017 года. Кадастровая стоимость квартиры 3,5 млн. руб. Инвентаризационная стоимость квартиры по данным БТИ составляла 300 тыс. руб. Виктория Федоровна не относится ни к какой категории льготников.

Рассчитаем налог на квартиру за 2017 год. Во-первых, определим сумму налогового вычета. Для квартиры он составляет кадастровую стоимость 20 кв. м. Разделив 3,5 млн. руб. на площадь квартиры 50 кв. м получаем кадастровую стоимость одного метра - 70 тыс. руб. Соответственно размер вычета будет равен 1,4 млн. руб. (70 тыс. руб. умножить на 20 кв. м)

Применив вычет, получаем налоговую базу, равную 2,1 млн. руб. Далее считаем налог по формуле Налогового кодекса. (2,1 млн. руб. * 0,1 % - 300 тыс. руб. * 0,1 %) * 0,2 + 300 тыс. руб. * 0,1 % = 660 руб. Виктория Федоровна должна будет заплатить в бюджет налог на недвижимое имущество за 2017 год в сумме 660 руб.

Расчет налога на имущество по инвентаризационной стоимости

Там, где кадастровая оценка еще не проведена, базой для расчета налога будет суммарная инвентаризационная стоимость имущества. Здесь ставка налога будет зависеть от размера инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор.

Суммарная инвентаризационная стоимость определяется сложением стоимостей всех объектов, облагаемых налогом. Это применяется к объектам, находящимся на территории одного муниципального образования. Местные власти могут дифференцировать ставки, установленные на федеральном уровне в зависимости от характеристик имущества.

Коэффициент-дефлятор соответствует индексу изменения потребительских цен на товары. Утверждается ежегодно Приказом Минэкономразвития РФ. В 2018 этот показатель равен 1,481, а в 2017 - 1,425.

Пример 2. У Максима Куницына есть две квартиры и гараж. Инвентаризационная стоимость одной квартиры равна 340 тыс. руб., второй - 390 тыс. руб. и гаража - 92 тыс. руб. Максим живет в городе, где еще не применяется расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Поэтому налог за 2017 год определяется так:

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества равна 1 171 350 руб. (340 000 + 390 000 + 92 000)*1,425. Для объектов, стоимостью больше 500 тыс. руб. в этой местности ставка для квартир составляет 2 %, для другого имущества - 1 %.

В уведомлении, которое Максим получит из налоговой инспекции, сумма налога к уплате составит 22 116 руб. ((340 000 + 390 000) *1,425*2% + 92 000 * 1,425 * 1 %).

Порядок и сроки уплаты налога на имущество

Чтобы избежать штрафных санкций налог нужно заплатить до 1 декабря следующего года. Например, до 1 декабря 2018 года платим налог на имущество за 2017 год. Если опоздать с уплатой налога в срок, то налоговая инспекция потребует заплатить штраф и пени за каждый день просрочки.

Основание для оплаты налога - налоговое уведомление, полученное из налоговой инспекции. В налоговом уведомлении содержится вся необходимая информация об объектах обложения налогом:

  • налоговая база;
  • ставка;
  • доля собственника;
  • сумма налога к уплате;
  • срок уплаты.

Обычно налоговые уведомления граждане получают по почте. Чтобы получить уведомление в электронном виде нужно зарегистрироваться в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС. Если недвижимость в собственности имеется, а налоговое уведомление не получено, то безопаснее будет обратиться в налоговую инспекцию за дубликатом уведомления. В противном случае штрафные санкции неизбежны.

Как узнать задолженность по налогам

Очевидно, что для этого удобнее всего пользоваться электронными сервисами. Можно зарегистрироваться на официальном сайте ФНС и тогда в «Личном кабинете» можно увидеть всю информацию по своим налогам и осуществить оплату. Узнать о наличии задолженности и сумме также можно на Едином портале государственных услуг.

Информация о том, не заведено ли в отношении налогоплательщика исполнительное производство содержится в Банке данных исполнительных производств на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов.

Стартовала кампания по рассылке сводного налогового уведомления, которое включает налог на имущество физических лиц. В 2017 году у многих граждан есть право на льготу по нему. В связи с многочисленными вопросами по этому налогу, ФНС России ответила на самые популярные из них. Ответы – в нашем обзоре.

Особенности правового регулирования

Сразу же отметим, что льготы по налогу на имущество физических лиц в 2017 году могут быть предусмотрены не только законодательством федерального уровня, то есть – Налоговым кодексом РФ, но и местными нормативными правовыми актами о данном налоге. Причина в тот, что налог на имущество физлиц носит местный характер.

Уточнить про наличие льготы по налогу на имущество физических лиц за 2016 год на местном уровне можно с помощью специального сервиса сайта ФНС России:

Частный дом

Один из самых распространённых вопросов – налог на частный дом в 2017 году. Нужно ли каждый год заявлять о налоговой льготе по нему?

Оказывается, нет. Налоговый кодекс РФ не обязывает делать это. Для инспекции ФНС данная льгота будет бессрочной с учётом закона, который её установил. При условии, что в заявлении на неё плательщик не сослался на ограничение периода её применения.

Скачать бланк заявления на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц с нашего сайта .

Две квартиры

Положена ли льгота по налогу на имущество за две квартиры и более? При условии, что льготник владеет сразу несколькими?

Исходя из п. 2 ст. 399 и п. 3 ст. 407 НК РФ, льгота положена только по одному объекту на выбор плательщика. Между тем местные власти могут освободить льготника от налога сразу по всем его жилым объектам.

Как подать заявление на льготу

Можно использовать любой удобный способ (ст. 11.2 и п. 6 ст. 407 НК РФ):

  • через личный кабинет физического лица на сайте ФНС;
  • почтовым отправлением;
  • лично посетить налоговый орган.

Когда нет права на льготу

Можно выделить 2 основных случая, когда право на льготу по налогу на имущество физлиц ограничено либо отсутствует (п. 1 и 2 ст. 407 НК РФ):

  1. Только по одному объекту налогообложения каждого (!) вида (!) по выбору плательщика независимо от количества оснований для применения льгот (т. е. когда несколько объектов по налогу на имущество, надо взвесить, какой из каждой категории обойдется дороже всего и откинуть его).
  2. Имущество плательщик использует в предпринимательской деятельности.

Учтите, что местные власти могут снимать все эти ограничения своим законом о дополнительных льготах по налогу.

Документы о праве на льготу

По закону документы по льготе по налогу на имущество можно подать в любую инспекцию. При этом конкретный перечень таких документов законом не закреплён. Однако это всегда должно быть (п. 6 ст. 407 НК РФ):

  • заявление на льготу;
  • документы-основания.