Макроэкономика. Понятие макроэкономического равновесия Примером частичного макроэкономического равновесия может быть

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

Ресурсами и их использованием;

Факторами производства и результатами их использования;

Совокупным производством и совокупным потреблением;

Совокупным предложением и совокупным спросом;

Материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики .

Для макроэкономики равновесие означает равенство между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом для макроэкономики оптимальным является такое состояние, когда совокупный спрос совпадает с совокупным предложением (рис. 1). Оно называется макроэкономическим равновесием и достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS).

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Оно означает, что при данном уровне цен (P E) весь произведенный национальный продукт (Y E) будет реализован. Здесь следует иметь в виду эффект храповика, который заключается в том, что цены легко растут, но с трудом понижаются. Поэтому при уменьшении совокупного спроса нельзя ожидать в течение короткого периода падения цен. Производители отреагируют на уменьшение совокупного спроса сокращением объем производства и только затем, если это не помогает, понижают цены. Цены на товары и ресурсы, однажды повысившиеся, не сразу падают при уменьшении совокупного спроса .

Рисунок 1 Макроэкономическое равновесие

Можно выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:

    соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей;

    полное использование всех экономических ресурсов общества – земли, труда, капитала, информации;

    равновесие спроса и предложения на всех основных рынках на микроуровне;

    свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке;

    неизменность экономических ситуаций.

Различают общее и частное макроэкономическое равновесие. Общее равновесие означает такое состояние экономики в целом, когда имеет место соответствие (согласованное развитие) всех сфер экономической системы с учетом интересов общества и его членов, то есть совокупной соразмерности и пропорциональности между важнейшими параметрами формирования макроэкономики: факторами экономического роста и их использованием; производством и потреблением, потреблением и накоплением, спросом на товары и услуги и их предложением; материально-вещественными и финансовыми потоками и др.

В отличие от общего (макроэкономического) равновесия, охватывающего экономическую систему в целом, частное (локальное) равновесие ограничивается рамками отдельных сторон и сфер народного хозяйства (бюджет, денежное обращение и др.). Общее и частное равновесие относительно автономны. Так, отсутствие частного равновесия в каком-либо звене экономической системы не означает, что последняя в целом не находится в равновесии. И наоборот, отсутствие равновесия в экономической системе не исключает отсутствия равновесия в ее отдельных звеньях. Однако известная независимость общего и частного равновесия не означает, что между ними нет взаимосвязи и внутреннего единства. Ведь состояние макроэкономической системы в целом не может не влиять на функционирование ее отдельных частей. В свою очередь, процессы в локальных сферах не могут не оказывать определенное воздействие на состояние макроэкономической системы в целом.

В качестве условия общего (макроэкономического) равновесия в экономике можно выделить: во-первых, соответствие общественных целей и возможностей (материальных, финансовых, трудовых и др.); во-вторых, полное и эффективное использование всех факторов экономического роста; в-третьих, соответствие структуры производства структуре потребления; в-четвертых, рыночное равновесие, сбалансированность совокупного спроса и предложения на рынках товаров, труда, услуг, технологий и ссудных капиталов, которые должны взаимодействовать друг с другом.

Действительное макроэкономическое равновесие всей системы, не подверженной стихийным процессам, инфляции, спаду деловой активности и банкротствам, является идеальным, теоретически желаемым. Такое равновесие характеризуется полной оптимальностью реализации экономического поведения и интересов субъектов во всех структурных элементах, секторах и сферах макроэкономики. Однако для обеспечения данного равновесия требуется соблюдение ряда условий воспроизводства (все физические лица могут найти на рынке предметы потребления, а предприниматели – факторы производства, весь общественный продукт должен быть реализован и др.). В экономической жизни общества эти условия обычно не соблюдаются. Поэтому существует реальное макроэкономическое равновесие, которое устанавливается в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Однако и идеальное экономическое равновесие, носящее абстрактный характер, необходимо для научного анализа. Данная макроэкономическая модель равновесия дает возможность определить отклонения реальных процессов от идеальных, выработать систему мер по сбалансированности и оптимизации пропорций воспроизводства.

Таким образом, к равновесному состоянию стремятся все экономические системы. Но степень приближения состояния экономики к идеальной (абстрактной) макроэкономической модели равновесия зависит от социально-экономических, политических и других объективных и субъективных условий жизни общества .

Различают следующие модели макроэкономического равновесия: классическую и кейнсианскую.

Классическая модель макроэкономического равновесия господствовала в экономической науке около 100 лет, до 30-х годов XX в. Она базируется на законе Ж. Сэя : производство товаров создает свой собственный спрос. Каждый производитель одновременно является покупателем - рано или поздно он приобретает товар, произведенный другим лицом, на сумму, вырученную от продажи собственного товара. Таким образом, макроэкономическое равновесие обеспечивается автоматически: все, что производится, реализуется. Данная подобная модель предполагает выполнение трех условий:

    каждый человек является одновременно потребителем и производителем;

    все производители расходуют только свой собственный доход;

    доход расходуется полностью.

Но в реальной экономике часть дохода сберегается домашними хозяйствами. Поэтому совокупный спрос уменьшается на величину сбережения. Расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производимой продукции. В результате образуются непроданные излишки, что вызывает спад производства, повышение безработицы и снижение доходов.

В классической модели недостаток средств на потребление, вызываемый сбережением, компенсируется инвестициями. Если предприниматели инвестируют столько же, сколько сберегают домашние хозяйства, то закон Ж. Сэя действует, т.е. уровень производства и занятости остается постоянным. Главная задача – побудить предпринимателей инвестировать столько же средств, сколько уходит на сбережение. Она решается на денежном рынке, где предложение представлено сбережениями, спрос - инвестициями, цена - процентной ставкой. Денежный рынок саморегулирует сбережения и инвестиции с помощью равновесной процентной ставки (рис. 2).

Чем выше ставка процента, тем больше денег сберегается (т.к. владелец капитала получает больше дивидендов). Поэтому кривая сбережений (S) будет восходящей. Кривая инвестиций (I), наоборот, имеет нисходящий характер, поскольку ставка процента влияет на издержки, и предприниматели будут больше занимать и инвестировать денежных средств при более низкой ставке процента. Равновесная ставка процента (r 0) возникает в точке E. Здесь количество сбереженных денег равно количеству инвестированных средств, или, другими словами, количество предлагаемых денег равняется спросу на деньги.

Рисунок 2 Классическая модель взаимосвязи между инвестициями и сбережениями

Вторым фактором, обеспечивающим равновесие, является эластичность цен и заработной платы. Если по каким-либо причинам ставка процента не меняется при постоянном соотношении сбережения и инвестиций, то увеличение сбережения компенсируется понижением цен, так как производители стремятся избавиться от излишков продукции. Более низкие цены позволяют делать меньше закупок, сохраняя прежний уровень производства продукции и занятости.

Кроме того, снижение спроса на товары приведет к снижению спроса на рабочую силу. Безработица вызовет конкуренцию, и рабочие будут соглашаться на меньшую заработную плату. Ее ставки уменьшатся настолько, что предприниматели смогут нанять всех безработных. В такой ситуации не существует необходимости государственного вмешательства в экономику .

Таким образом, экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т. е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. По их мнению, кривая совокупного предложения AS имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется. Сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно.

Классики сделали вывод, что в рыночной саморегулируемой экономике. Способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства не требуется, оно может нанести только вред ее эффективному функционированию.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что основанная на законе Ж. Сэя классическая модель равновесного объема производства предполагает:

абсолютную эластичность, гибкость заработной платы и цен (на факторы производства и готовую продукцию);

выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве двигателя экономического роста;

равенство сбережений и инвестиций, достигаемое за счет свободного ценообразования на денежном рынке;

тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики, поэтому кривая совокупного предложения представлена вертикальной линией;

способность рыночной экономики с помощью внутренних механизмов самобалансировать совокупный спрос и совокупное предложение при полной занятости и полном использовании других факторов производства.

Кейнсианская модель.

В начале 30-х годов XX столетия экономические процессы перестали укладываться в рамки классической модели макроэкономического равновесия. Так, снижение уровня заработной платы приводило не к снижению безработицы, а к ее росту. Цены не снижались даже при превышении предложения над спросом. Недаром многие экономисты критиковали позиции классиков. Наиболее известным из них является английский экономист Дж. Кейнс, который в 1936 г. опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой подверг критике основные положения классической модели и разработал свои положения макроэкономического регулирования:

1. сбережения и инвестирование, по Кейнсу, осуществляют разные группы людей (домашние хозяйства и фирмы), руководствующиеся разными мотивами, и поэтому они могут не совпадать по времени и по величине;

2. источником инвестиций являются не только сбережения домашних хозяйств, но и средства кредитных учреждений. Причем не все текущие сбережения окажутся на денежном рынке, так как домохозяйства оставляют часть денег на руках, например, на погашение банковской задолженности. Поэтому сумма текущих сбережений будет превышать сумму инвестиций. Значит, закон Сэя не действует и наступает макроэкономическая нестабильность: излишек сбережений приведет к сокращению совокупного спроса. В итоге сокращаются объем производства и занятость;

3. ставка процента не является единственным фактором, влияющим на решения о сбережениях и инвестировании;

4. снижение цен и заработной платы не устраняет безработицу.

Дело в том, что эластичности соотношения цен и заработной платы не существует, так как рынок при капитализме не является полностью конкурентным. Снижению цен препятствуют монополисты-производители, а зарплаты - профсоюзы. Утверждение классиков, что снижение зарплаты в одной фирме позволит ей нанять больше рабочих, оказалось неприменимым по отношению к экономике в целом. По Кейнсу снижение уровня заработной платы вызывает спад доходов у населения и предпринимателей, что приводит к уменьшению спроса и на продукцию, и на труд. Поэтому предприниматели или вообще не будут нанимать рабочих, или наймут небольшое число.

Итак, кейнсианская теория макроэкономического равновесия базируется на следующих положениях. Рост национального дохода не может вызвать адекватное увеличение спроса, так как все большая его доля пойдет на сбережения. Поэтому производство лишается дополнительного спроса и сокращается, вызывая рост безработицы. Следовательно, необходима такая экономическая политика, которая стимулирует совокупный спрос. Кроме того, в условиях застоя, депрессии экономики уровень цен является относительно неподвижным и не может быть показателем ее динамики. Поэтому вместо цены Дж. Кейнс предложил ввести показатель «объем продаж», который изменяется даже при постоянных ценах, потому что зависит от количества проданного товара.

Кейнсианцы считали, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что повысит спрос, а цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства. При увеличении объема ВНП будет наблюдаться повышение занятости населения. Следовательно, в модели Дж. Кейнса макроэкономическое равновесие не совпадает с потенциальным использованием факторов производства и совместимо с падением производства, наличием инфляции и безработицы. Если же будет достигнута ситуация полного использования факторов производства, то кривая совокупного предложения примет вертикальный вид, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем совокупного предложения в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. В условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают, прежде всего, изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен. Эмпирические данные подтверждают это положение .

Можно сделать вывод, что важнейшими положениями в кейнсианской теории макроэкономического равновесия являются следующие:

Наиболее важным фактором, определяющим уровень потребления, а, следовательно, и уровень сбережений, служит размер получаемого населением дохода, а на уровень инвестиций главное влияние оказывает величина процентной ставки. Поскольку сбережения и инвестиции зависят от разных и независимых друг от друга переменных величин (дохода и величины процентной ставки), возможно несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений;

Поскольку сбережения и инвестиции автоматически уравновешиваться не могут, т.е. в рыночной экономике отсутствует механизм самостоятельно обеспечивающий экономическую стабильность, необходимо вмешательство государства в экономическую жизнь общества;

Двигателем экономического роста является эффективный совокупный спрос, так как в краткосрочном периоде совокупное предложение является заданной величиной и во многом ориентируется на ожидаемый совокупный спрос. По этой причине государство должно, прежде всего, регулировать необходимый объем эффективного спроса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что и классики и кейнсианцы сделали много для познания макроэкономического равновесия, но, к сожалению, как показала практика, построенные ими модели макроэкономического равновесия действовали лишь краткосрочный период времени, что, по моему мнению, неудивительно, поскольку хоть экономические законы являются объективными, но любое решение в экономике, так или иначе, принимают люди, а они субъективны. Поэтому еще многое придется сделать, чтобы создать условия, чтобы макроэкономическое равновесие сохранялось.

Страница 15 из 34


Макроэкономическое равновесие и его условия

Жизнь рыночной экономики можно охарактеризовать как одновременное пребывание в двух взаимоисключающих состояниях: равновесие и неравновесие (динамика).

В рыночной экономике все произведенные продукты (совокупное производство) должны стать товарами (совокупное предложение), а все доходы (совокупный доход) должны быть израсходованы (совокупный спрос) и отоварены (совокупное потребление). Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое идеальное, но практически недостижимое состояние рыночной экономики и есть ее “экономическое равновесие”.

С другой стороны, рыночная экономика находится в постоянном движении, что вызывает нарушение равенства совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя каждое такое отклонение сопровождается многими негативными последствиями, только посредством подобных отклонений происходит “экономическая динамика” развитие рыночной экономики. Рассмотрим эти состояния более подробно.

Макроэкономическое равновесие – достижение внациональной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS ).

Графически равновесие изображается пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения в точке, где определяется равновесный уровень цен (Р е ) и равновесный объем национального производства (Q е ) (рис 4.4.). Макроэкономическое равновесие представляет собой единственный ценовой уровень, при котором величина предлагаемой на рынке совокупной продукции (товаров и услуг) равна величине совокупного спроса. Точку равновесия в экономической литературе принято обозначать буквой Е (начальной буквой англ. слова equilibrium – равновесие).

Рис. 4.4. Равновесие на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения

Только при ВНП, равном Q е , совокупный спрос равен совокупному предложению. Если ВНП равняется Q 1 , то спрос больше предложения и производители будут увеличивать выпуск продукции, а ВНП начнет расти и двигаться к Q е . Наоборот, если ВНП больше равновесного (Q 2 ), то предложение превышает спрос, и производители будут вынуждены сокращать производство. ВНП вернется к равновесному уровню Q е .

Отклонение кривых AD и AS от точки равновесия Е будет означать нарушение макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

1. Последствия изменения совокупного спроса при неизменном совокупном предложении зависят от того, на каком участке кривой совокупного предложения они происходят (рис 4.5.)

Так, если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой АD, то происходит изменение только реального объема национального производства с Q 1 до Q 2, на который есть спрос, а уровень цен Р 1 не изменяется (рис. 4.5, а). В то же время смещение кривой на промежуточном отрезке АD вызывает как изменение объема национального производства с Q 3 до Q 4, так и изменение уровня цен с Р 3 до Р 4 (рис. 4.5, б). На вертикальном отрезке АD сдвиг кривой вверх приводит к инфляционному изменению цен с Р 5 до Р 6, а реальный объем производства останется без изменений на уровне полной занятости (Q f ) (рис. 4.5, в).

2. Последствия изменения совокупного предложения (рис. 4.6) при неизменности совокупного спроса заключаются в следующем:

а) сокращение совокупного предложения (сдвиг кривой влево из AS 1 в AS 2) приведет к снижению реального объема ВНП, росту безработицы и росту уровня цен;

б) увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо из AS 1 в AS 3) приведет к увеличению реального ВНП, сокращению безработицы и падению уровня цен.

Анализ рассмотренных кривых с конкретными данными позволяет принимать соответствующие меры, определять пути реализации разрабатываемой стабилизационной политики государства по предотвращению безработицы, сдерживанию инфляции и достижению оптимального состояния экономики.

Различные направления экономической науки по-разному оценивали проблему достижения макроэкономического равновесия. Коротко остановимся на важнейших из них.

Классическая теория макроэкономического равновесия. Экономисты-классики (А.Смит, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, А.Маршалл и др.)

считали, что рыночная экономика самостоятельно справляется с эффективным распределением ресурсов и их полным использованием. Основным положением этой теории является закон Сэя, согласно которому сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение порождает свой собственный спрос (АD = АS ).

Рис. 4.6. Последствия изменения совокупного предложения

Способность рыночной экономики к саморегулированию обеспечивает нужный уровень производства и занятости автоматически (хотя иногда могут возникать нарушения в экономике, связанные с войнами, засухой, политическими переворотами). Поэтому полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшая экономическая политика государства – невмешательство в экономику. Эти взгляды господствовали в экономической науке вплоть до 30-х годов ХХв.

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Экономические кризисы 1930-х годов опровергли классическую теорию. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс и его последователи доказали, что для монополистической экономики характерно неравновесие, она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования.

Кейнс считал совокупный спрос изменчивым, а цены неэластичными (не имеющими тенденции к снижению при росте объема продаж), поэтому безработица может сохраняться в течение длительного времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса, который очень изменчив. Кейнс считал, что для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия спрос должен быть “эффективным”. Государство, поддерживая частные инвестиции путем налоговой, кредитно-денежной политики и осуществляя государственные расходы, компенсирует недостаток “эффективного спроса” дополнительным государственным спросом и тем самым помогает экономикеприблизиться к уровню полной занятости.

Неоконсервативная теория. В середине 1970-х годов в западных странах произошло падение темпов роста промышленного производства. К такому феномену привели: а) очередной кризис перепроизводства; б) наступление (примерно через 50 лет после окончания Великой депрессии) “понижательной” волны большого цикла; в) повышение цен на нефть странами-членами ОПЕК более чем в 4 раза, что способствовало высокой инфляции издержек при одновременном спаде производства, так называемой стагфляции (сочетание стагнации производства с инфляцией).

Мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвратить спады производства. На смену этой теории пришло неоконсервативное направление, которое вновь выступило за невмешательство государства в хозяйственную деятельность фирм. Была разработана модель макроэкономического регулирования, основанная на возрождении рыночного саморегулирования и стимулировании частного предпринимательства. В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип “эффективного предложения’’ – поощрение частного бизнеса (в США такую политику назвали “рейганомика”, в Англии – “тетчеризм”). Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и на трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий – продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры позволили существенно уменьшить дефицит государственного бюджета, сократить количество денег в обращении, при этом темпы инфляции упали в 3–4 раза, а темпы хозяйственного развития возросли.

Но и модель неоконсервативного регулирования экономики не спасла Запад от спадов производства и инфляции. В 1979–1981 гг. разразился новый экономический кризис. Начались поиски нового макроэкономического регулятора.

Смешанное управление. Критическое сопоставление государственного (кейнсианского) и рыночного (неоконсервативного) регуляторов убедительно доказало неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизмов. Тип смешанного управления национальным хозяйством предложил лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США). Этот макроэкономический регулятор имеет следующие специфические черты.

Во-первых, он органически сочетает устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (социальной сферы, нерыночного сектора), и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется для удовлетворения быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, смешанное управление позволяет оптимально сочетать макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость и стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение и тем самым преодолеть асимметричность концепций эффективного спроса кейнсианства и эффективного предложения неоконсерваторов.

Этот тип макроэкономического регулирования сегодня преобладает во всех развитых странах с рыночной экономикой, хотя имеются его различные варианты:

С минимальным участием государства в регулировании экономики (США);

С максимально допустимым государственным регулированием (Швеция, Австрия, Германия, Япония и др.).

Россия находится в самом начале пути к новой системе регулирования национального хозяйства. Главная цель преобразования системы управления – создание российской модели экономики, которая соответствует национальным традициям. Это предполагает существенную роль государства в хозяйственной жизни и значительную социальную ориентированность экономики.

К тому же на рынке предлагаются и покупаются не только рубашки и галстуки, но и множество других товаров. В этом случае речь идет о совокупном спросе и предложении в рамках национального рынка. Иначе говоря, конкретные товары - галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры, макароны и коньяки - объединяют в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном выражении.

Совокупный спрос и совокупное предложение

Макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Здесь не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель, один национальный рынок . Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.

С одной стороны, это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С), фирм - на инвестиционные товары и услуги (I), государства - на приобретаемые государством товары и услуги (G). С другой стороны, это предложение валового внутреннего продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.

Итак, совокупный спрос - это спрос на тот общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен, а совокупное предложение - это то общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Проблемы макроэкономики - это проблемы функционирования отдельных секторов и хозяйства в целом, т.е. на национальном уровне. Наиболее важные из них - проблемы обеспечения занятости, снижения уровня инфляции , поддержания оптимальных темпов развития, совершенствования народнохозяйственной структуры, «вписанности» национального хозяйства в мировую экономику . Эти проблемы не остаются неизменными: меняется их актуальность, подходы к решению, пересматриваются задачи и методы экономической политики.

Макроэкономика - сложное, противоречивое взаимодействие спроса и предложения, затрат и результатов, доходов и расходов . В качестве важнейших «регуляторов» выступают ценовые инструменты, механизм конкуренции . Включаются в процесс и воздействуют на экономическую ситуацию и другие, неценовые факторы - демографические сдвиги, географическое положение, национальные и исторические традиции, уровень профессиональной подготовки. В результате возникают неустойчивость и неравновесность. Особенно они присущи переходной экономике, в которой исключительно важную роль играют неформальные институты - обычаи , традиции, кодекс экономического поведения.

Макроэкономическая неравновесность - это инфляция, спад производства, нарушения платежного баланса. Чтобы анализировать и управлять конкретной ситуацией на рынке (ринках), неравновесной ситуацией, нужно иметь представление о том, что такое равновесность (равновесие).

Макроэкономическое равновесие в экономике

В самом общем виде равновесие в экономике - это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения.

Выводы из модели Вальраса

Основной вывод, вытекающий из модели Вальраса, - взаимосвязанность и взаимообусловленность всех цен как регулирующего инструмента, причем не только на рынке товаров, но и на всех рынках. Цены на потребительские товары устанавливаются во взаимосвязи и взаимодействии с ценами на факторы производства, цены на рабочую силу - с учетом и под влиянием цен на продукты и т.д.

Равновесные цены устанавливаются в результате взаимосвязанности всех рынков (рынков товаров, труда, денежных рынков, рынков ценных бумаг).

В данной модели возможность существования равновесных цен одновременно на всех рынках доказывается математически. К этому равновесию в силу присущего ей механизма стремится рыночная экономика .

Из теоретически достижимого экономического равновесия следует вывод об относительной устойчивости системы рыночных отношений. Установление («нащупывание») равновесных цен происходит на всех рынках и, в конечном счете, приводит к равновесию спроса и предложения на них.

Равновесие в экономике не сводится к равновесию обмена, к рыночному равновесию. Из теоретической концепции Вальраса вытекает принцип взаимосвязанности основных элементов (рынков, сфер, секторов) рыночной экономики.

Модель Вальраса - упрощенная, условная картина национального хозяйства. Она не рассматривает, как устанавливается равновесие в развитии, динамике. В ней не учитываются многие факторы, действующие на практике, например, психологические мотивы, ожидания. В модели рассматриваются сложившиеся рынки, устоявшаяся и соответствующая потребностям рынка инфраструктура.

Макроэкономическая неравновесность

Функционирование рыночного механизма иногда сравнивают с взаимодействием и строгим сопряжением элементов часового или другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного и опасного воздействия внешних факторов. Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику . Привычные финансовые и правовые регуляторы не срабатывают. Рынок не желает возвращаться в равнов.есное состояние или приходит в норму не сразу, а постепенно, со значительными издержками и потерями.

В результате существует немало различий между традиционной картиной, складывающейся на макрорынке, на котором командные высоты занимают равновесные цены, и «нетипичной» ситуацией, порождаемой нетрадиционным поведением кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Система равновесных цен как своего рода «идеал» существует только в теории. В реальной хозяйственной практике происходит постоянное отклонение цен от равновесных. Иногда «привычные» взаимосвязи перестают действовать; возникают противоречивые и подчас неожиданные ситуации. Некоторые из них называют «ловушками».

В качестве примера сошлемся на так называемую ловушку ликвидности, при которой количество денег в обращении (в ликвидной форме) растет, а понижение процентной (учетной) ставки практически прекращается.

«Ловушка ликвидности» - ситуация, когда процентная ставка оказывается на крайне низком уровне. Казалось бы это хорошо: чем ниже процентная ставка, тем дешевле кредит и, следовательно, благоприятнее условия для производственных инвестиций .

На деле подобная ситуация оказывается близкой к тупиковой. «Подстегнуть» инвестиции с помощью процента не удается, так как расставаться с деньгами и хранить их в банках никто не хочет. Сбережения не превращаются в инвестиции. Кейнс считал, что снижение процентной ставки в целях повышения прибыльности инвестиций имеет свой предел. Ловушка ликвидности - показатель неэффективности денежно-кредитной политики.

Иная ситуация, именуемая «ловушкой равновесности», возникает в условиях переходной экономики вследствие резкого снижения доходов населения. Равновесность на неоправданно низком уровне доходности основных групп населения носит тупиковый характер. Из-за подрыва платежеспособного спроса выход из создавшегося положения оказывается необычайно сложным. «Ловушка равновесности» препятствует выходу из кризиса, достижению стабильности.

Значение модели равновесия Вальраса

Эта модель помогает понять особенности рыночного механизма, процессы саморегулирования, инструменты и методы восстановления нарушенных связей, пути достижения стабильности и устойчивости рыночной системы.

Допустим, улучшаются перспективы инвестиций; норма процента остается неизменной. Тогда предприниматели расширят вложения капиталов в производство. В итоге в силу мультипликационного эффекта увеличится национальный доход . С возрастанием дохода заработает обратная связь. На рынке денег возникнет недостаток денежных средств, нарушится равновесие на данном рынке. Повысится спрос участников хозяйственной деятельности на деньги. В результате поднимется норма процента.

Процесс взаимовлияния двух рынков на этом не заканчивается. Более высокая норма процента «притормозит» инвестиционную деятельность, что в свою очередь отразится на уровне национального дохода (он несколько снизится).

Теперь макроравновесие установилось в точке Е 1 на пересечении кривых IS 1 и LM.

Равновесие на рынке товаров и на рынке денег определяется одновременно нормой процента (r) и уровнем дохода (Y). Например, равенство между сбережениями и инвестициями может быть выражено следующим образом:S(Y) = I (r).

Равновесность регулирующих инструментов (r и Y) на том и другом рынках формируется взаимосвязанно и одновременно. При завершении процесса взаимодействия двух рынков устанавливается новый уровень r и Y

Модель IS- LM получила признание Кейнса и стала весьма популярной. Эта модель означает конкретизацию кейнсианской трактовки функциональных взаимосвязей на товарном и денежном рынках. Она помогает представить функциональные зависимости на этих рынках, схему денежного равновесия по Кейнсу, влияние экономической политики на экономику .

Модель способствует обоснованию финансовой и денежной политики государства , выявлению их взаимосвязи и результативности. Интересно, что модель Хикса-Хансена используется сторонниками как кейнсианского, так и монетаристского подходов. Тем самым достигается своеобразный синтез этих двух школ.

Вывод из модели таков: если уменьшается предложение денег, то условия кредита ужесточаются, процентная ставка повышается. В результате спрос на деньги несколько снизится. Часть денег будет использована на приобретение более выгодных активов. Равновесие спроса на деньги и их предложения нарушится, затем установится в новой точке. Процентная ставка здесь будет ниже, а денег в сфере обращения - меньше. В этих условиях центральный банк скорректирует свою политику: предложение денег возрастет, процентная ставка снизится, т.е. процесс пойдет как бы в обратном направлении.

Равновесие в статике и динамике

5. В переходной экономике достижение равновесности является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесности - весьма сложный, противоречивый и длительный процесс.

Термины и понятия

Совокупный спрос
Совокупное предложение
Макроэкономическое равновесие
Равновесие на товарном и денежном рынках
«Ловушка ликвидности»
Модель AD- AS
Модель IS-LM
Макроэкономическая неравновесность
Условия общего равновесия
Закон Вальраса
Теория макроэкономического равновесия Кейнса

Вопросы для самопроверки

1. Какие неценовые факторы оказывают в настоящее время наиболее существенное влияние на совокупный спрос и совокупное предложение в российской экономике?

2. Какое влияние на совокупный спрос и совокупное предложение оказывают следующие факторы:

сокращение экспорта нефти вследствие падения производства;

снижение мировых цен на жидкое топливо и цветные металлы?

3. Если ВВП увеличился на 4%, а совокупный доход - на 2%, то к каким последствиям это должно привести? Что произойдет, если, напротив, ВВП возрастет на 2%, а совокупный доход-на 4%?

4. Сравните общее и частичное экономическое равновесие. В чем состоят различие и взаимосвязь между ними?

5. Как взаимодействуют кривые совокупного спроса и совокупного предложения в кейнсианской модели AD-AS?

6. Поясните, как устанавливается равновесие на рынке денег и рынке товаров по модели IS-LM.

7. Поясните, может ли иметь место общее равновесие при наличии диспропорций в экономике? В чем состоят преимущества рыночной системы макрорегулирования и обеспечения общего равновесия?

Любая экономическая система будет успешно функционировать и развиваться, если спрос на производимые в стране товары и услуги будет равен их предложению, т. е. если будет достигнуто равновесие.

Совокупный спрос включает в себя: потребительские расходы (спрос населения на товары и услуги); инвестиционные расходы (спрос предприятий на средства производства); государственные расходы (закупки государством товаров и услуг); расходы на чистый экспорт.

На совокупный спрос действуют те же законы, что и на индивидуальный спрос. На него влияют реальный объем производства и уровень цен (см. рис. 14).

Рис. 14. Зависимость совокупного спроса от уровня цен и реального объема производства


Кривая совокупного спроса AD имеет такую же форму, что и кривая индивидуального спроса.

Совокупный спрос – это зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. Закон спроса в приложении к совокупному спросу означает, что зависимость между реальным объемом производства, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен является обратной. На совокупный спрос влияют различные неценовые факторы:

1) изменения потребительских расходов, которые в свою очередь зависят от изменения доходов потребителя, его ожиданий, изменения налоговых ставок, задолженности потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя может заставить его сократить текущее потребление;

2) изменения инвестиционных расходов, которые зависят от внедрения новых технологий, от величины налогов с предприятий, ожидаемых прибылей от инвестиций, процентных ставок, количества избыточных мощностей. Например, внедрение новых технологий может привести к увеличению инвестиционных расходов;

3) изменения государственных расходов, увеличение которых приводит к возрастанию совокупного спроса;

4) изменения расходов на чистый экспорт.

Совокупное предложение – это определенное количество товаров и услуг, предъявляемое к продаже государственным и частным секторами. Любая экономическая система стремится к достижению максимального объема выпуска. Это зависит от таких факторов, как количество и качество используемого труда, капитальные блага, ресурсы; технология, издержки.

Совокупное предложение зависит от объемов производства и уровня цен, которые не только должны покрыть издержки, но и обеспечить прибыль при увеличении национального объема производства. Снижение цен на товары приводит к сокращению объемов производства, а зависимость между уровнем цен и объемом национального производства носит прямой характер. Эта зависимость графически показана на рисунке 15 в виде кривой совокупного предложения, которая состоит из трех участков:

Рис. 15. Кривая совокупного предложения


KL – при некотором уровне цен объем производства может быть увеличен при неизменных ценах (например, есть незанятые ресурсы); этот участок принято называть кейнсианским, он характеризует экономику, находящуюся в состоянии депрессии;

MN – достигнут потенциально возможный уровень производства, т. е. при полном использовании всех ресурсов; этот участок называют классическим;

КM – в некоторых отраслях достигнута полная занятость, а в других есть возможности для расширения; этот участок принято называть восходящим.

Кроме того, на совокупное предложение оказывает влияние и целый ряд неценовых факторов:

1) производительность труда, при росте которой отмечается рост совокупного предложения;

2) цены на ресурсы, рост которых приводит к увеличению издержек производства, а, следовательно, к сокращению совокупного предложения;

3) правовые нормы, изменение которых приводит к изменению издержек производства:

а) изменение налогов (повышение налогового бремени приведет к сокращению совокупного предложения) и субсидий (увеличение размеров субсидий расширит совокупное предложение);

б) государственное регулирование.

Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Состояние макроэкономического равновесия является практически недостижимым и его теоретическая модель изображена на рисунке 16, где AD – кривая совокупного спроса, AS – кривая совокупного предложения. Пересечение указанных кривых и дает точку макроэкономического равновесия (теоретическую), которая означает, что при данном уровне цен весь объем произведенного национального продукта будет распродан.

Рис. 16. Состояние макроэкономического равновесия


Признаки макроэкономического равновесия:

1) соответствие общих целей и реальных экономических возможностей;

2) полное использование всех ресурсов;

3) приведение общей структуры производства в соответствие со структурой потребления;

4) равновесие спроса и предложения на микроуровне;

5) свободная конкуренция;

6) непрерывное развитие экономики.

Потребление составляет жизненную основу общества. На потребление расходуются денежные средства и чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребления, и, следовательно, и уровень жизни.

В экономике потребление рассматривается в виде тех денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на товары и услуги. Однако структура расходов в семьях с различным доходом отличается друг от друга. Чем выше доход семьи, тем больше средств она расходует на еду (за счет покупки качественных и дорогих продуктов) и тем больше средств тратится на приобретение непродовольственных товаров длительного пользования и предметов роскоши. Поэтому национальная модель потребления не может быть представлена в виде совокупности потребления отдельных семей. Над задачами оценки и характеристики национального потребления работал немецкий статистик Э. Энгель, который разработал качественные модели потребления, которые принято называть законами Энгеля – особенности расходования бюджета в зависимости от изменения доходов. Для характеристики потребления Энгель ввел функцию, которая характеризует связь между располагаемым доходом и потреблением. Различают:

1) функцию потребления в краткосрочном периоде, когда потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд, а сбережение осуществляется за счет уменьшения потребления в будущем;

2) функцию потребления в долгосрочном периоде;

3) подоходную функцию, которая учитывает разные доходы населения.

Сбережения и потребления образуют располагаемый доход:

Сбережение + Потребление = Доход

Сбережение нацелено на сокращение текущего потребления и увеличение потребления в будущем. Сбережение может осуществляться в виде:

1) накопления наличных денежных средств (в национальной или иностранной валюте);

2) вкладов в банк;

3) приобретения облигаций, акций и других ценных бумаг.

Для оценки уровня потребления и сбережения в экономической теории применяют следующие показатели:

1) средняя склонность к потреблению АРС – это доля общего дохода, которая идет на потребление:

APC = Потребление / Доход;

2) средняя склонность к сбережению АРS – это доля общего дохода, которая идет на сбережение:

APS = Сбережение / Доход.

Кроме дохода, на потребление и сбережения влияют:

1) богатство (недвижимое имущество и финансовые средства семей); по мере увеличения богатства повышается потребление и снижается сбережение;

2) уровень цен по-разному влияет на семьи с различными доходами;

3) ожидания повышения цен приводят к ситуации, когда увеличивается потребление и уменьшается сбережение;

4) потребительская задолженность (если задолженность высока, то текущее потребление снижается);

5) налогообложение (рост налогов приводит к сокращению и потребления, и сбережения);

6) отчисления на социальное страхование (рост отчислений может вызвать сокращение сбережений);

7) ажиотажный спрос (приводит к резкому увеличению потребления);

8) рост предложения товаров (приводит к сокращению сбережений).

Ситуация, когда совокупный спрос уравновешивается совокупным предложением, т. е. достигается статическое макроэкономическое равновесие, не может быть практически достигнута. Рыночному равновесию присуща динамическая модель. Рассмотрим основные положения моделей, описывающих макроэкономическое равновесие.



Понятие макроэкономического равновесия. Теории макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и его структура.

Макроэкономическое равновесие

Понятие макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

Ресурсами и их использованием;

Факторами производства и результатами их использования;

Совокупным производством и совокупным потреблением;

Совокупным предложением и совокупным спросом;

Материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс – схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;

Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства

Весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Различают частичное и полное равновесие:

· Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;

· Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

Теории макроэкономического равновесия

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

Уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.

Классическая школа

Эта школа экономической мысли утверждает, что вся кривая совокупного предложения является ВЕРТИКАЛЬНОЙ. Эта концепция исходит из посылки, что экономика работает на полную мощность при полной занятости ресурсов. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшег о увеличения объема производства, даже если к этому объему побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут попытаться увеличить производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они уменьшают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению цен и является фактором инфляции. Таким образом, изменение совокупного спроса может только привести к повышению цен и не затрагивает объемов производства и уровня занятости

Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов.

Совокупный спрос и его структура

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса - это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выде-ляют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

доход от участия в производстве,

налоги и трансфертные платежи,

размер имущества,

доход с имущества,

степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Совокупное предложение

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен - их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден - чтобы заработать себе на жизнь.

Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения - затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

Постоянные затраты - это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные затрать/ - это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

Средние затраты - это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

Совокупное предложение - это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как

кейнсианский (горизонтальный)

промежуточный (отклоняющийся вверх)

классический (вертикальный) отрезки.

Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

Функции государства в экономике.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах - законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/