Промышленность монголии. Основы экономики Экономика монголии по сравнению с другими странами

Деньги

Достаточно сказать, что с 2000 по 2014 год ВВП Монголии вырос более чем в 10 раз, с 1,1 млрд. до 11,7 млрд. долларов. В кризисный 2009 год экономика страны упала на 1,1%, а уже в 2011 году выросла на 17,5%. В последние годы темпы роста начали замедляться, но все равно продолжали оставаться впечатляющими. Так в 2014 рост составил 9,1%.

Разумеется, это эффект не просто низкой, но сверхнизкой базы. Долгое время Монголия входила в малопочетный топ самых бедных стран мира. В 2000 году ВВП страны на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) равнялся 3,3 тысяч $. Для сравнения: Китай в том же году имел ВВП по ППС на душу населения равный 2,8 тысяч $, Южная Корея — 16,4 тысяч $, Россия — 10,4 тысяч $, США — 36,4 тысяч $.

Реальными соседями Монголии были такие «великие» страны, как Йемен, Боливия, Конго, Туркмения и т.п.

К 2014 году ВВП Монголии по ППС достиг 11,8 тысяч $, Китая — тех же 11,8 тысяч $, Южной Кореи — 35,2 тысяч $, России — 24,8 тысяч $, США — 54,6 тысяч $.

Теперь Монголия соседствует с Тунисом, Египтом, Перу, Иорданией.

За 15 лет нация прорубила окно если и не в Европу, то, по крайней мере, в лигу цивилизованных стран. Это историческое достижение. Без преувеличений.

Монгольское экономическое чудо имеет рентный характер. К середине нулевых вялотекущий экспорт кашемира и кож утратил актуальность на фоне бума разработки уникальных горнорудных месторождений на юге страны. Уголь, медь, золото, редкоземы — все это пошло на продажу и стало приносить впечатляющий доход. При менее чем трехмиллионном населении Монголия имеет только разведанных запасов ценных ресурсов на 2,75 триллиона $.

Таким образом, при благоприятном стечении обстоятельство Монголию ждет судьба Кувейта, ОАО и Катара, где малочисленное местное население буквально утопает в деньгах, полученных от экспорта сырья.

Впрочем, уголь и медь — это все же не нефть, а Улан-Батор — далеко не Дубай. Цены на продукцию горнорудной промышленности волатильны и очень зависят от баланса спроса и предложения. Сейчас на рынке наблюдается избыток предложения, а вот со спросом беда — Китай, являющийся главным импортером монгольских углей, ощутимо замедляется. Падение цен уже сказалось на экономике Монголии, прогноз роста ВВП на 2015 год не превышает 5-7%.

Надо понимать, что для Монголии Китай — и спаситель и губитель в одном лице. На сегодняшний день 87-89% монгольского экспорта приходится на КНР. Чудовищный перекос. Роль энергетического придатка Китайской империи не устраивает значительную часть монгольских элит. Ситуацию осложняет тот факт, что исторически китайцы и монголы относятся друг к другу весьма прохладно — китайцы веками воевали с кочевыми народами северных степей.

В тоже время Китай является не только главным рынком сбыта для монгольской продукции, но и ключевым инвестором. Власти страны прорабатывают планы строительства сети магистральных авто и ж/д дорог, образующих между Китаем, Монголией, Россией и странами Средней Азии единый транспортный коридор, по сути являющийся современным аналогом Великого шелкового пути. У Монголии нет десятков миллиардов долларов, необходимых для постройки такой дорожной сети. Зато они есть у КНР.

Другая проблема Монголии — отсутствие выхода к мировому океану. И здесь опять не обойтись без Китая, который предоставляет Монголии транзит к собственным портам в Желтом море.

На границе Монголии и Китая уже несколько лет успешно действует Особая экономическая зона. Здесь наблюдается подъем легкой промышленности.

Приведем пример: на границе с монгольской стороны строится завод по производству велосипедов. Значительная часть инвестиций приходится на Китай, рабочие живут на китайской стороне и каждое утро переходят границу, чтобы попасть к станкам. В итоге китайский завод выпускает велосипеды с лейблом «made in Mongolia», что позволяет продавать их на западных рынках по сниженным налоговым ставкам. Завод находится в совместной собственности китайских и монгольских компаний, что делает подобную бизнес-схему крайне выгодной для всех участников процесса.

При этом монгольский истеблишмент постепенно приходит к пониманию, что рентная экономика, ориентированная на Китай, — не панацея от всех бед. В последние годы предпринимаются попытки диверсифицировать народное хозяйство. Галопирующими темпами развивается рынок недвижимости, торговля, сфера услуг. Улан-Батор образца 2015 года похож на гигантский муравейник: в поле, с нуля возводятся целые спальные районы и огромные торгово-развлекательные молы.

Местные бизнесмены грезят идеей превратить Улан-Батор в мировой финансовый центр уровня Сингапура, Гонконга и Шанхая. Пока это только смелые мечты, но определенные подвижки в этом направлении видны уже сейчас. Так в самом центре Улан-Батора высится красивая высотка с гордой вывеской: «International commercial centre». Этим дело не ограничивается — в стране принято либеральное законодательство, максимально защищающее право частной собственности и бизнес в целом. Прибавим к этому мягкий налоговый и таможенный режим, и получим потенциал заманчивой полуофшорной страны в самом центре Азии.

Власть

Монголия — действующая парламентская демократия. Для столь бедной азиатской страны это удивительно, учитывая, что все ближайшие соседи исповедуют авторитарные модели. В Монголии проходят свободные всеобщие выборы, власть регулярно сменяется, а Великий государственный Хурал осуществляет реальный контроль над исполнительной властью. Для понимания: правительство страны формирует именно Хурал, он же обладает правом вето по всем ключевым вопросам.

Ядро политической жизни — постоянное противостояние двух крупнейших политических партий: социалистической МНРП и либеральной ДПМ. В стране время от времени случаются парламентские кризисы, порой преходящие в открытые столкновения. Тем не менее, каким-то образом местной элите удается сохранить хрупкий баланс сил. С некоторыми оговорками можно заключить, что сейчас у власти в стране находятся рыночники-прогрессисты, настроенные на решительные реформы и дальнейшую интеграцию страны в реку мирового капитализма.

И все же, говоря о развитии Монголии, политические риски трудно переоценить. Всеобщие прямые выборы в бедной аграрной стране чреваты приходом к власти популистов, социалистов и националистов. Местный потомок КПСС — МНРП — регулярно выигрывает выборы и претендует на доминирование в политическом поле.

Сегодня в Монголии на повестке дня масштабная конституционная реформа, которая, по задумке демократов, должна привести страну к некоему подобию германской политической модели с сильным премьер-министром, номинальным президентом и де-факто двухпартийным парламентом. Успех или провал этих амбициозных начинаний во многом определит политический ландшафт Монголии на ближайшие годы.

На пути реформ монгольские прогрессисты не пытаются заново изобрести колесо. Они просто берут лучшие мировые образчики, и пытаются воплотить их с поправкой на монгольские реалии. В стране разворачивается довольно успешная компания по борьбе с коррупцией. В 2014 году Монголия заняла 80 место в международном рейтинге восприятия коррупции Transparency International, обогнав по этому показателю Индию (85 место), Китай (100 место) и конечно же Россию (136 место). В не таком уж далеком 2011 году Монголия находилась на 120 месте в рейтинге. Как говорится, почувствуйте разницу.

В Монголии принят крайне жесткий закон против незаконного обогащения чиновников. Каждый слуга государев обязан публиковать в Интернете не только декларацию о доходах, но и о расходах. Официальному декларированию подлежат любые покупки стоимостью более 3 млн. тугриков (около 1,5 тыс. $).

Новые государственные здания в Монголии, включая, например, и мэрию Улан-Батора, строятся из стекла. Демонстрация прозрачности госаппарата.

Хотя до полной победы над коррупцией еще далеко. В Монголии процветает клановость, семейственность. Укоренена и трудна для понимая иностранцами традиция взяток и «подарков».

В Монголии силен национализм. Очевидный и легко объяснимый культ Чингисхана в сочетании с все еще крайне низким уровнем жизни и архаичным сознанием сельского населения зачастую дает взрывной эффект.

Кроме всего прочего, Монголия испытывает очень своеобразную вариацию Веймарского синдрома. В каждом музее или сувенирной лавке страны на почетном месте висит карта, где стрелочками показано, кого, как и в каком году завоевали монголы. В частных разговорах с монгольскими политиками и бизнесменами рефреном звучит невысказанная тоска по величию, утраченному потомками Тимуджина.

Миф о Великой Монголии от Средиземного моря до Тихого океана, безусловно, является одной из определяющих черт местного этноса и национального сознания.

Будущее

Монголия — страна с большими проблемами. Жестокий климат, отсутствие выхода к морям, малограмотное и малочисленное местное население, высокая зависимость от рентных доходов и благорасположения Китая, непобежденная коррупция, поднимающий голову воинственный национализм…

Перечислять беды и угрозы можно долго. Но все это отступает перед ветром перемен, перед видом нации, которая поднимается с колен. Не по телевизору, а на самом деле.

Ты приезжаешь в Улан-Батор, ожидая увидеть большую деревню с юртами и отарами овец, пасущимися в центре города, а видишь потрясающе колоритный, стремительно разрастающийся мегаполис с высотками из стекла и бетона, пятизвездочными отелями и улицами по восемь полос.

В Монголии чувствуется дыхание свободы, привнесенное животворящим движением мировых капиталов и политической волей местных реформаторов. Это не фигура речи. Простой пример: бюджет Монголии оплачивает 100% обучения, если их студент поступил в ТОП-20 мировых университетов, и 50% — если в ТОП-100. При выделении дотации ставится только одно условие, согласно которому по окончанию обучения гражданин Монголии обязан вернуться на родину и отработать здесь как минимум три года. Из этого правила есть исключение — студент может остаться жить за границей, если ему предложат высокий пост в западной компании.

Такая политика дает эффект. Еще пять-семь лет назад в Монголии насчитывалось всего несколько десятков студентов с припиской к зарубежным ВУЗам, а сегодня — тысячи. Так действующий премьер-министр страны Чимэдийн Сайханбилэг получил образование в вашингтонском университете Джорджа Вашингтона, что само по себе говорит о многом.

Образование в Монголии рассматривается, как доходная инвестиция, служащая для приумножения ВВП или повышения престижа страны в глазах мировых держав. Разумный и очень современный подход.

А что же Россия? А ничего. «Великий северный сосед» откровенно проспал монгольский экономический и гуманитарный бум.

В ОЭЗ на границе с Китаем строятся заводы и дороги, а в ОЭЗ в районе Кяхты и Алтанбулага ветер гоняет мусор и пустынные колючки. КНР покупает у Монголии все — от угля до мяса, а Россия даже не может наладить импорт баранины в приграничные Улан-Удэ и Читу. У них рынок, а у нас — импортозамещение.

СССР забирал 98% экспорта Монголии, сегодня Китай забирает 87%.

Монгольское поколение 40+ поголовно говорит по-русски практически без акцента, а поколение 20+ учит английский, китайский, корейский, и смотрит на русских, как на заезжую диковинку.

Еще вначале нулевых монгольская армия рассекала в советских фуражках с автоматами Калашникова, а сейчас по Красной площади парадом проходят части спецназа, вооруженные и снаряженные по американскому образцу.

Отмена визового режима между Россией и Монголией — абсолютно необходимая и правильная мера. Но отменять визы надо было не сейчас, а еще десять лет назад. Возможно, тогда дрейф Монголии в сторону Китая и стран АТР был бы не столь однобоким.

Впрочем, отмена виз плодотворна в любом случае. Нет никаких сомнений, что уже через год-два в Улан-Баторе будет рисских не меньше, чем тех же корейцев или индусов. Привлекательность страны для иностранных инвестиций очевидна и тем более актуальна на фоне все ухудшающейся экономической и политической ситуации внутри самой России. Пока русские еще слабо информированы о состоянии дел в современной Монголии, но при открытой границе эта ситуация будет быстро меняться.

Монголы говорят, что их страна лежит под «вечным синим небом». И сегодня это небо открыто для всех.

Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % - в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии - это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия - страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии - конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные в экономике Монголии - это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов - это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров - это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси - специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте - Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Основой исторически считалось сельское хозяйство и животноводство. Земли этого государства, расположенного в юго-восточной части Азии, богаты обширными месторождениями природных ископаемых. Монголы добывают медь, каменный уголь, олово и золото. На горную промышленность Монголии приходится значительный государственно-экономический сектор, однако добыча сырья - это не единственная отрасль, в которой задействовано население страны.

История экономики

Свое начало история промышленности Монголии берет с 1924 года - года провозглашения Монгольской Народной Республики. До этого периода здесь не было ни промышленности, ни такого понятия, как рабочий класс. Все, чем занималось население - это переработка продуктов животноводства, включая выделку кожи, овчин, катание войлока, кузнечное и столярное ремесло. Такие виды производства имели кустарные черты и были направлены на обслуживание внутрихозяйственных потребностей местного населения. Ручное производство было представлено предприятиями по первичной обработке шерсти и кожи, столярными, слесарными, кузнечными и прочими мастерскими.

Единственной промышленностью Монголии того периода были угольные шахты в урочище Налайха. В некоторых регионах страны иностранцы нелегально занимались добычей золота и драгметаллов.

В первой половине прошлого века азиатское государство полностью зависело от импорта промышленных товаров из-за рубежа. Именно поэтому одной из первостепенных задач правительства республики было создание собственных промышленных предприятий. На пути у молодого и экономически незрелого государства стояли две проблемы: отсутствие квалифицированных кадров и материальных средств. Помощь в решении этих вопросов оказал Советский Союз.

Период индустриального развития

На первых этапах началось формирование легкой и пищевой промышленности Монголии. Молодой республикой того времени был заложен фундамент современного энергетического блока экономики. Еще в 20-х годах началось повсеместное строительство перерабатывающих предприятий. В 1933 г. в Улан-Баторе начал работу кирпичный, лесопильный и механический заводы, была открыта первая электростанция.

Кратко о промышленности Монголии рассказать достаточно сложно. Прогрессивное развитие легкого и пищевого сектора экономики нуждалось в такой топливно-энергетической индустрии, которая смогла бы удовлетворять темпам производственного роста. Определенный скачок в развитии совершила угольная промышленность Монголии. Большинство угольных копей в Налайхе были расширены и механизированы, а в районе Ундэр-Хане, Югоцзыря, Сайн-Шанде началась разработка новых месторождений. Угольная промышленность Монголии в большей степени удовлетворяла внутренний спрос на твердое топливо. В частности, местный уголь использовался на едином энергокомбинате Улан-Батора в 1939 г. и небольших электростанциях.

В тот же период возникла еще одна специализация промышленности Монголии - предприятия металлообрабатывающего производства, в том числе чугунолитейный завод. Один за одним возводились полиграфические, бумажные фабрики, предприятия, специализирующиеся на изготовлении строительных материалов, обработке золота и др.

Монголия сегодня

После распада СССР помощь от советских республик, которая составляла почти треть внешнего ВВП, перестала поступать, что привело к затяжному спаду в экономике Монголии. Отрасли промышленности нуждались в проведении кардинальных экономических реформ.

Правительство страны приняло новый курс в развитии страны, направленный на построение рыночной экономики. В ходе реформ был принят ряд радикальных решений в большинстве сфер народного хозяйство. Государство перестало контролировать процесс ценообразования. Путем либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности были предприняты попытки перестроить банковскую систему, энергетический сектор, разработаны и приняты к исполнению программы по приватизации земель и реализации мер для привлечения иностранных инвестиций. Монголия участвовать в международных тендерах.

Однако процесс реформирования был приостановлен в результате оказания сопротивления коммунистического движения и политической нестабильности, возникнувшей по причине частой смены правительств.

Пик в кризисе экономики наступил в 1996 году после ряда природных катаклизм и падения мировых цен на медь и кашемир. Но несмотря на это уже следующий 1997 год признан годом экономического роста страны. В том же году Монголия стала полноправным участником ВТО. И хотя решение России о запрете на экспорт нефти и нефтепродуктов в 1999 году самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии экономики Монголии, страна продолжила уверенными шагами идти вперед.

С 1999 года решением ВТО этому молодому и перспективному государству ежегодно оказывают финансовую помощь страны-партнеры: Китай, Россия, Южная Корея, Япония. И хотя экономические показатели и степень развитости промышленности в Монголии сложно назвать передовым, многие эксперты считают экономику этой страны наиболее прогрессирующей во всем мире. По их мнению, потенциал у государства огромен, учитывая запасы минерального сырья, разработка которого пока находится на начальной стадии.

Основа промышленности: природные и трудовые ресурсы

Несмотря на множество месторождений ценного минерального сырья, их разработка не ведется в полной мере из-за многочисленных ограничений. В Монголии ведется добыча бурого угля на четырех месторождениях, а в южной части страны, в районе горного массива Табан-Толгой обнаружены залежи каменного угля. По предварительным данным, геологические запасы составляют миллиарды тонн. Ведется активная разработка небольших вольфрамовых недр и участков, богатых плавиковым шпатом. Обнаружение медно-молибденовых руд на горе Эрдэнэтийн-овоо послужило основанием для создания горно-обогатительного комбината, вокруг которого расположился индустриальный городок Эрдэнэт.

Нефтяная промышленность Монголии активно развивается с середины прошлого века. Одним из основных предприятий данной отрасли является нефтеперерабатывающий завод в Сайн-Шанда - город, расположенный неподалеку от границы с КНР.

Рядом с озером Хубсугул были обнаружены массовые залежи фосфоритов. Однако сегодня разработку месторождения приостановили, даже не дав ей развиться в полной мере из-за экологической опасности. Известно о скоплении в недрах земли цеолитов - поиски этого материала Монголия осуществляла совместно с СССР. Однако сегодня добыча этих минералов алюмосиликатной группы, используемых в сельском хозяйстве для биостимуляционных процессов и адсорбции, практически не ведется из-за нехватки финансирования.

Развитие любых Монголии зависит от трудовых ресурсов. Численность населения по состоянию на 2018 год составляет 3,119 млн человек, из них приблизительно треть - граждане трудоспособного возраста. Часть населения (около 40 %) занята в сельском хозяйстве, в промышленности Монголии - около 20 %. Остальное население работает в сфере услуг, занимается частным предпринимательством и ведением домашнего хозяйства. Уровень безработицы находится на уровне 9 %.

Производство продуктов питания

Кратко о промышленности Монголии, которая обеспечивает потребности населения в продуктах питания, можно сказать так: на этот сектор экономики приходится порядка 40 % от всего производства. В данной отрасли активно развиваются производства молочной и мясной продукции. В мелких населенных пунктах (аймаках) сооружены многочисленные маслозаводы и сепараторные пункты. Стоит отметить, что буквально несколько десятилетий назад Монголия и рассчитывать не могла на производство товарного сливочного масла. Сегодня же оно является одной из крупных экспортных позиций.

Основным ингредиентом для пищевой промышленности в Монголии является молоко. В Улан-Баторе действует молочный завод который за сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. Все производственные процессы на данном предприятии давно автоматизированы и механизированы. Столичный молокозавод выпускает пастеризованную молочную и кисломолочную продукцию, сливочное масло, творог, сладкие глазированные сырки, мороженое. Это предприятие является ведущим заводом пищевой промышленности в Монголии.

Недалеко от Улан-Батора функционирует крупный мясокомбинат, оснащенный современной техникой, благодаря которой цеха завода демонстрируют высокие производственные результаты. В комплексе мясокомбината действуют цеха по переработке мясной продукции, отделы по изготовлению полуфабрикатов, колбас, консервов. Преимущественная часть товаров мясоперерабатывающей отрасли экспортируется в другие страны.

Помимо мясного и молочного производства, пищевая промышленность Монголии представлена маслодельной, кондитерской, хлебопекарной, ликероводочной, рыбной и другими отраслями. Несколько лет назад в республике начала стремительно развиваться новое направление пищевой промышленности — мукомольное производство. На сегодняшний день страна обеспечивает потребность своих граждан в муке за счет продукции национальных производителей. Помимо мельничного комбината в Улан-Баторе, который выпускает более 30 тыс. тонн муки ежегодно, действует ряд механизированных мукомольных фабрик в аймаках.

Промкомбинат в Улан-Баторе

Среди заводов легкой промышленности в Монголии необходимо в первую очередь отметить промышленный комбинат в столице - это одно из крупнейших предприятий, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции. Промкомбинат в Улан-Баторе был построен в 1934 году. Впоследствии данное предприятие стали называть кузницей профессиональных кадров промышленности времен социализма. Промкомбинат состоит из комплекса заводов и фабрик, оснащенных современным оборудованием. Здесь функционируют шерстомойные, суконные, камвольные, валяльно-войлочные, обувные, шорные и текстильные цеха. Улан-Баторский промкомбинат включает в свою структуру также шевровый, хромовый, овчинно-шубный, кожевенный и другие заводы. Основная продукция, которую выпускает комбинат:

  • различные шерстяные ткани;
  • войлок;
  • драп;
  • сукно;
  • обувь для всех сезонов;
  • валенки;
  • одеяла из верблюжьей шерсти;
  • сумки;
  • верхнюю одежду.

Изделия комбината пользуются спросом не только внутри страны, их экспортируют в другие страны. Промкомбинат стремится к расширению производственной сферы. По мере развития данного холдинга его отдельные цеха уже давно приобрели статус самостоятельных предприятий.

Прогресс в отраслях тяжелой промышленности

На протяжении последних лет в стране наблюдается положительная динамика в развитии энергетической, каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей, горнорудной, строительной, деревообрабатывающей и прочих производственных сфер. Показатели среднегодового прироста превышают аналогичные цифры в других бывших социалистических республиках. Темпы роста промышленности Монголии удивляют многих экспертов в области экономики, поскольку эта страна, не так давно считавшаяся наиболее отсталой, уверенным шагом приближается к уровню передовых держав.

С целью развития основных отраслей народного хозяйства монголы стремятся вывести промышленное производство на новый уровень, соответствующий среднемировым показателям. Особое внимание правительство страны уделяет созданию и налаживанию собственного химико-фармацевтического, биологического производства, которое играет огромную роль для расширения основного сектора экономики - животноводческого и сельского хозяйства Монголии. В промышленности, как уже было отмечено, задействовано приблизительно 20 % трудоспособного населения, в то время как разведением скота, земледелием, выращиванием растительных культур занимается почти 40 % трудоспособных граждан.

Индустриализация монгольских городов и развитие угольной промышленности

Кратко о специализациях и отраслях промышленности Монголии, которые составляют основу топливно-энергетического блока экономики страны, можно сказать то, что они являются фундаментальными в развитии народного хозяйства. республики занимает основное место в данном сегменте. Сегодня в Монголии ведется добыча бурого и каменного угля на 13 крупных месторождениях. Наиболее востребованной для экспорта продукцией является коксующийся и высокосортный уголь, который добывают в Налайхинском районе под Улан-Батором.

Угольный бассейн отдельных районов Монголии, в частности в аймаках Уверхангая и Сухэ-Батора действующие шахты полностью обеспечивают потребность в твердом топливе не только своих населенных пунктов, но и некоторых соседних. Не так давно были сданы в эксплуатацию новые угольные шахты и оснащены новой техникой старые предприятия. Этот шаг закономерно привел к повышению среднегодовых показателей добычи более чем на 10-15 %.

Одновременно с угольными залежами в ходе разработок месторождений нередко обнаруживаются природные запасы руд, асбеста, известняка и прочего ценного сырья. Одним из стремительно развивающихся индустриальных центров сегодня считается Дархан-Уул. Здесь, в пределах Шарын-Гольского угольного бассейна строится промышленно-энергетический комплекс, который позволит обеспечить углем все сферы народного хозяйства и потребности населения. Именно поэтому город Дархан-Уул монголы называют «цветком дружбы». В строительстве данного комплекса значительную помощь республике оказывают страны бывшего СССР (Россия, Казахстан), Китай, Япония, Канада. Главными объектами комплекса должны стать несколько крупных угледобывающих предприятий, железнодорожный транспортный узел, высоковольтная линия электропередач и элеватор. На сегодняшний день здесь происходит процесс зарождения еще одного экономико-культурного центра Монголии.

Добыча нефти, производство электроэнергии

По мере роста топливной базы и промышленных отраслей в целом производство электрической энергии приходится выводить на новый уровень. Еще несколько десятков лет назад об электричестве даже не слышали в отдаленных регионах. Сегодня же потребность в электрификации объясняется не только бытовыми нуждами населения, а в первую очередь необходимостью механизации и автоматизации производства в стране и увеличения показателей готовой продукции. В аймачных центрах функционируют местные электроподстанции.

В отличие от других индустриальных отраслей, нефтеперерабатывающая является сравнительно молодой специализацией в промышленности Монголии. Отрасль пока находится на стадии становления., но при этом половину бензина для своих нужд страна производит сама, остальное - импортирует.

Единственный крупный центр нефтепереработки находится в Восточной Гоби. Здесь не так давно появился молодой город — Дзунбаян, в котором размещены также объекты инфраструктуры и культурно-бытового значения. Восточная Гоби удовлетворяет почти половину потребностей Монголии в топливной продукции.

В связи с расширением производственной и обрабатывающей промышленности, в Монголии с каждым годом увеличиваются показатели затрат электроэнергии, что побуждает правительство к рассмотрению вопроса о возведении новых ТЭС.

Добыча минеральных руд и металлов

Горнодобывающая промышленность обеспечивает Монголию:

  • золотом;
  • марганцем;
  • вольфрамом;
  • магнитным железняком;
  • свинцовыми рудами;
  • горным хрусталем;
  • бирюзой и прочими цветными, драгоценными металлами;
  • солью.

Рядом с местами крупных месторождений выстраивают горнорудные и перерабатывающие предприятия. Монголия экспортирует в другие страны вольфрам, и отдельные виды цветных металлов. Черная металлургия в Монголии представлена механическим обрабатывающим заводом с чугунолитейным цехом в Улан-Баторе. На внутреннюю и экспортную продажу здесь выпускается сельскохозяйственное оборудование, ручные инструменты, мелкая техника.

В республике добывается мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. Добыча сырья данного типа позволяет развивать промышленную отрасль стройматериалов. За последние несколько лет были сданы в эксплуатацию несколько десятков предприятий, включая домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе. Они занимаются производством извести, цемента, кирпича, шифера и других строительных товаров. Отдельного внимания заслуживает завод крупнопанельного домостроения в столице Монголии, стекольный комбинат в Налайхе, железобетонный и кирпичные заводы в Улан-Баторе. В цехах применяются комплексные механизированные технологии. Все предприятия оснащены современной техникой.

Производство строительных материалов и их продажа населению по доступной цене - это важный аспект для народа, который в недавнем прошлом считался кочевым. Переходу монголов на оседлость способствует масштабное строительство благоустроенных домов, объектов инфраструктуры, развития сети общественного транспорта в городах и аймаках.

Аграрное хозяйство

Министерство сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии делает все для того, чтобы поддерживать аграрный сектор экономики и создавать для его развития максимально благоприятные условия. Сельское хозяйство на протяжении всей истории существования этого государства лежало в основе его экономики. В условиях перехода к рыночной модели значение аграрного сектора не уменьшилось. В нем задействована почти половина трудового резерва Монголии, хотя еще 50-60 лет назад этот показатель достигал 80 %. Сельское хозяйство обеспечивает более 40 % всего ВВП. Монголы занимают третье место в мире по поголовью скота на душу населения уступая первенство Австралии и Новой Зеландии.

Почти до середины прошлого века, пока промышленность проходила процесс становления и превращения в самостоятельную сферу, аграрное хозяйство оставалось единственной производственной отраслью. Еще в те времена готовую продукцию поставляли на экспорт, что позволяло получать почти 60 % общенационального дохода. Со временем эта доля сокращалась и сегодня составляет порядка 35-40 %, причем больше половины экспортной продукции является сырьевой.

От уровня и темпов развития сельского хозяйства зависят важнейшие экономические показатели в этой стране. В частности, затраты на сельскохозяйственное сырье являются основной частью расходов на производство товаров легкой и пищевой промышленности. Министерство сельского хозяйства Монголии постоянно работает над созданием новой концепции и методик, которые позволили бы сделать минимальными издержки и повысить производительность готовой продукции.

Пастбищное животноводство - это преобладающий вид хозяйственной деятельности, которой занимаются монголы. По некоторым данным, на одного человека здесь приходится 12 голов скота. В некоторых аймаках скот является условной денежной единицей в сделках материального характера. В отличие от животноводства, земледелие в современной Монголии играет второстепенную роль.

Завершение

Развитие промышленности привело к формированию рабочего класса по модели пролетариата СССР. В процессе обучения специализированных рабочих кадров важную роль сыграло участие Советского Союза. Часть монголов приобретала опыт и знания, работая на своих предприятиях под началом присланных советских мастеров. Обучение они проходили в специальных кружках, технических секциях, учебных комбинатах. Другие же получали образование непосредственно в СССР. Таким образом, Монголия - это пример общенационального стремления к экономическому процветанию своей страны путем развития промышленности, рационализации производственных процессов и экономии ресурсов.

УДК 338(571.3) БАЗАР БОЛДБААТАР

ББК 65(5Мо) кандидат экономических наук,

старший референт администрации Президента Монголии, г. Улан-Батор e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Рассматриваются особенности социально-экономического развития Монголии в постсоциалистический период, а также тенденции развития экономики страны в новом тысячелетии. Характеризуются социально-демографические проблемы, стоящие перед монгольским обществом.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономический рост, структура экономики, уровень жизни, уровень смертности, уровень рождаемости.

Характерной особенностью Монголии, которую всегда надо учитывать, является географическое расположение между Россией и Китаем - двумя великими державами, исторически оказывавшими определяющее влияние на развитие экономических и политических процессов в нашей стране.

Площадь территории страны составляет почти 1,560 млн км2, и по ее размеру Монголия занимает 17-е место в мире. Численность населения страны - более

2,6 млн человек.

Недостаточная развитость инфраструктуры; сравнительно большая территория в сочетании с низкой плотностью населения; суровый резко континентальный климат, неблагоприятно влияющий на развитие сельскохозяйственного производства; зависимость состояния одной из ключевых отраслей экономики - животноводства - от стихийных природных явлений; технологическое отставание перерабатывающих отраслей - все эти факторы оказывали негативное воздействие на общий ход рыночных реформ, усиливая напряжение в национальной экономике. Специфика проведения рыночных реформ связана с узкой специализацией экономики и экспорта, довольно высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, относительно низкой конкурентоспособностью готовой продукции на мировом рынке.

В ходе осуществления рыночных реформ правительство страны для стаби-

лизации экономики применило такие меры макроэкономического регулирования, как приватизация, либерализация внешней торговли, девальвация национальной валюты - тугрика - и поощрение иностранных инвестиций.

Уровень экономического развития определяется объемом производства ВВП на душу населения. Для того чтобы иметь возможность производить сравнительный анализ уровня развития разных стран, этот показатель исчисляется в долларах США. Перевод национальной валюты в доллары США осуществляется с учетом как сложившегося валютного курса, так и паритета покупательной способности денежной единицы данной страны. Использование показателя паритета покупательной способности позволяет получить сопоставимые характеристики достигнутого экономического уровня, в то время как сопоставление, полученное с учетом валютного курса, отражает также влияние рыночных факторов на величину обменного курса. При этом, как правило, валюта менее развитых стран является более слабой по отношению к доллару США.

Хотя в последние пять лет средний рост производства реального ВВП составил 7,3%, Монголия, по данным Всемирного банка1, который проводил сравнение уровня экономического развития 209 стран, находится на 150-м месте. За 2006 г. объем производства ВВП на душу населения Монголии при исчис-

© Базар Болдбаатар, 2008

БАЗАР БОЛДБААТАР

лении по валютному курсу составил около 1 тыс. дол. США, а ИЧР - 0,6912, и наша страна находится по последнему показателю на 117-м месте среди 175 стран. По индексу конкурентоспособности Монголия набирает

3,6 балла3 из 7 возможных и занимает 92-е место среди 125 стран.

В начале 1990-х гг. значительно уменьшился валовой внутренний продукт. Динамика ВВП в новом тысячелетии охарактеризована в таблице.

В период трансформации, перехода от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству экономика Монголии, как и других постсоциалистических стран, переживала серьезный спад. Но, в отличие от стран СНГ, этот спад продолжался только четыре года - с 1990 по 1993 г. Валовой внутренний продукт Монголии при этом сократился примерно на 25%, в то время как в странах СНГ - на 40-60%. В России, например, период, в течение которого происходило уменьшение объема производства ВВП, продолжался девять лет - с 1990 по 1998 г.

С 1994 г. в Монголии начался экономический рост, и к 2002 г. докризисный уровень производства ВВП был восстановлен. К настоящему времени он превышен более чем на 30%. С этой точки зрения экономическое

развитие Монголии в последнее десятилетие можно считать вполне удовлетворительным. Среднегодовой темп экономического роста, который происходит уже 14 лет, составляет более 4%, а в 2003-2007 гг. этот показатель достиг 7%. Если такая тенденция сохранится, то Монголия несколько улучшит свое экономическое и социальное положение по сравнению с другими бедными и развивающимися странами, средние темпы роста экономики в которых составляют 3,5-4,5% в год.

В промышленности впервые в 2001 г. был достигнут реальный рост производства на 15,5%. Причинами этого явились увеличение объема добычи цветных металлов благодаря успешной деятельности монголо-российского совместного предприятия «Эрдэнэт» и благоприятные погодные условия, не вызвавшие массового падения скота, как это случилось в 2000-2002 гг.

Структура экономики оставляет желать лучшего. Например, сельское хозяйство производит около 20% ВВП, хотя в сельском хозяйстве работает более 40% занятых. В валовом внутреннем продукте удельный вес продукции промышленности и сельского хозяйства примерно одинаков, а удельный вес сферы торговли и услуг постоянно повышается и составляет в среднем 49-54%.

Динамика ВВП Монголии в 2000-2005 гг.

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

ВВП (в ценах данного года), млрд тугр. 1 018,9 1 115,6 1 240,8 1 461,2 1 910,9 2 266,5

Рост, % 10,1 9,5 11,2 17,8 30,8 18,6

ВВП (в ценах 2000 г.), млрд тугр. 1 018,9 1 029,5 1 070,7 1 130,3 1 251,4 1 329,5

Реальный экономический рост, % 1,1 1,0 4,0 5,6 10,7 6,2

Сельское хозяйство -15,9 -18,3 -12,4 +4,9 +17,7 +7,7

Промышленность +0,3 +15,5 +3,8 +4,8 +15,0 -0,9

Торговля и услуги 15,3 6,1 11,6 6,1 6,3 9,1

ВВП (в ценах данного года), млн дол. США 946,6 1 016,3 1 117,5 1 274,5 1 612,1 1 880,4

Дефлятор ВВП 9,0 8,4 6,9 11,6 18,1 11,6

ВВП на душу населения, тыс. тугр. 462,2 460,1 504,6 586,9 758,7 888,4

ВВП на душу населения, дол. США 396,0 419,1 454,5 511,9 640,1 737,0

Структура ВВП, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельское хозяйство 37,0 29,1 24,9 20,7 20,1 20,9

Промышленность 20,7 21,9 22,0 22,5 25,3 29,9

Торговля и услуги 42,3 49,0 53,1 56,8 54,6 49,2

Источник: Mongolian economy and society in 2006: statistical office of Mongolia. Ulaanbaatar, 2007.

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

Следует констатировать тот факт, что экономический рост во многом был достигнут за счет экстенсивных факторов. В связи с увеличением численности населения почти на четверть увеличилось и количество занятых с 800 до 900 тыс. человек, хотя доля занятых в общей численности трудоспособного населения сократилась с 71% в 1989 г. до 60% в настоящее время. Так что производительность общественного труда за прошлые годы почти не повысилась. Если рассмотреть изменения в структуре производства, то видно, что экономический рост в значительной мере был обусловлен увеличением объемов добычи сырья в промышленности.

Другим источником развития экономики явилось форсированное расширение сферы торговли и услуг, вклад которой в ВВП возрос за прошлые годы с 1 38 млрд тугриков до 169. При этом доля сферы торговли и услуг в ВВП страны увеличилась с 19% в 1989 г. примерно до 49% в настоящее время.

Происходящий в последние годы экономический рост сопровождается низким уровнем реальных доходов на душу населения, характеризующих потребление населением товаров и услуг. Главная социальная проблема Монголии - бедность населения. По мнению многих экспертов, с ростом средней величины доходов населения в последнее время количество бедных не сокращается. К беднейшим слоям населения относятся семьи с низкой зарплатой (доходом) кормильца, пенсионеры и безработные. Самая многочисленная группа бедных - многодетные семьи. В определенной мере бедность порождается низкой занятостью населения. Из 1,5 млн человек в трудоспособном возрасте работает только 900 тыс. Хотя официально зарегистрировано 40 с небольшим тысяч безработных, существует большая скрытая незанятость, а также многие заняты в неофициальном секторе.

Проблема снижения жизненного уровня населения обостряется и под влиянием последствий демографического взрыва 60-80-х гг. ХХ в. С учетом сохраняющегося темпа прироста населения в 2006 г. реаль-

ное производство ВВП на душу населения в Монголии по сравнению с 2001 г. увеличилось в 2 раза.

Другим важным показателем уровня жизни является показатель средней продолжительности жизни. Этот показатель сравнительно низок и составляет 65 лет, в основном из-за крайне высокой детской смертности. Из 1 тыс. родившихся живыми детей в Монголии в возрасте до года умирает 29, т.е. в 4-5 раз больше, чем в развитых странах.

Обращает на себя внимание негативная тенденция в динамике смертности в Монголии. Уровень смертности сокращается только в детской возрастной группе - до 14 лет. В молодежной группе - от 15 до 24 лет - за последнее десятилетие он в основном не изменился. В то же время в группе лиц трудоспособного возраста - с 25 до 50 лет - этот показатель вырос. Особенно увеличилась смертность лиц пенсионного возраста.

В Монголии сохраняется относительно высокая рождаемость, и поэтому в численности населения растет удельный вес молодежной группы с более низкой смертностью, к тому же снижающейся. В силу этого снижается общая смертность населения. Число умерших на 1 тыс. жителей страны сократилось с 8,2 в 1989 г. до 6,4 человека в настоящее время. Уровень рождаемости уменьшился более существенно: с 35,5 до 19,1 человека на 1 тыс. населения. Но, как видно, рождаемость втрое опережает смертность, и благодаря этому численность населения Монголии увеличивается ежегодно на 30 и более тысяч человек за счет собственного прироста. Если в 1989 г. численность населения страны составляла 2,1 млн человек, то в настоящее время она превысила 2,6 млн человек.

Примечания

1 http:/ /worldbank.org/website/external/ datastatistics/.

2 Программа развития ООН. Доклад о развитии человека за 2006 г.

3 Доклад о конкурентоспособности за 20052006 гг. Международного агентства США по развитию.

Известия ИГЭА 2008. № 3 (59)