Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора. Госсектор

Комментарий

Базовый стандарт

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (приказ от 10.04.2015 № 64н, далее - Программа). В действующей редакции (с изменениями от 25.11.2016) программа включает 29 стандартов. Они будут вступать в силу поэтапно с 01.01.2018. Окончательный переход к применению стандартов запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учета и составлению отчетности, формы первичных учетных документов и регистров.

По Программе с 1 января 2018 г. должны действовать 10 стандартов. Однако вступление в силу трех из них планируется перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в Программу соответствующих изменений.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора - приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н ;
  • Основные средства - приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н ;
  • Аренда - приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н ;
  • Обесценение активов - приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н ;
  • Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности - приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н .

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подразделе "Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора".

Название стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Стандарт) говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета;
  • объекты бухгалтерского учета, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчетности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять Стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета с 01.01.2018. Для составления отчетности положениями Стандарта необходимо руководствоваться с отчетности 2018 г. Отчетность за 2017 г. представляется по старым правилам.

Положения Стандарта применяются одновременно с другими утвержденными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. Что осталось неизменным в сравнении с действующими стандартами учета и отчетности и в чем заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Без перемен

В Стандарт включены многие общие положения из разд. I инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н):

  • субъекты учета;
  • методы ведения учета (начисления, равномерности признания доходов и расходов, двойной записи);
  • порядок формирования рабочего плана счетов;
  • требования к оформлению и хранению первичных документов и регистров учета;
  • правила документооборота;
  • требования к инвентаризации активов и обязательств.

Некоторые принципы изложены в Стандарте более четко, чем в действующих инструкциях, в частности, допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни, определение существенности информации.

Допущение временной определенности означает, что объекты признаются в том отчетном периоде, в котором происходили факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению объектов, независимо от поступления или выбытия денежных средств.

Информация является существенной, если ее пропуск или искажение влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей), которое они принимают на основании данных бухгалтерского учета и (или) отчетности. Существенность информации зависит от характера и величины показателя и от степени влияния его отсутствия или искажения на решения пользователей отчетности. Единого количественного критерия существенности информации нет. В каждом конкретном случае этот вопрос будет решаться индивидуально.

В Стандарт также включены общие положения из разд. I инструкций, утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н , от 25.03.2011 № 33н , которые определяют субъектов отчетности, порядок камеральной проверки отчетности, внесения изменений в отчетные данные.

Согласно Стандарту бухгалтерская (финансовая) отчетность подразделяется:

  • по степени обобщения информации и порядку формирования - на индивидуальную и консолидированную;
  • по степени раскрытия информации - на отчетность общего назначения и отчетность специального назначения.

По сути, такая классификация отчетности заложена и в действующих инструкциях, однако ее четкое описание появилось только в Стандарте.

Пункт 74 Стандарта содержит важное положение, аналогичное тому, что изложено в п. 3 Инструкции № 157н : затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от использования. При этом в Стандарте конкретизировано, что такие затраты включают затраты на сбор, регистрацию, подтверждение информации, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации, затраты на представление данных пользователям. Проще говоря, затраты на получение информации всегда должны сопоставляться с их ценностью для пользователей.

В Стандарте сформулированы основные допущения подготовки отчетности:

  • имущественной обособленности;
  • непрерывности деятельности;
  • временной определенности фактов хозяйственной жизни.

Сами по себе эти допущения не новы и уже содержатся в Инструкции № 157н . В Стандарте они упорядочены и раскрыты более полно.

Глобальные изменения

Объекты учета

Основные нововведения касаются объектов учета. В Стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • заключает полезный потенциал или экономические выгоды.

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определенными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в т.ч. временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учета предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учету, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определенную дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств. Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчетный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Признание объектов учета

Объект принимается к бухгалтерскому учету и (или) отражается в отчетности при одновременном соблюдении трех условий:

  • объект соответствует установленному определению;
  • учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
  • стоимость объекта можно оценить.

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учете он не признается, однако информация о нем раскрывается в пояснительной записке к отчетности.

Объект выбывает с балансового учета на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчетных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами.

Оценка объектов учета

В Стандарте введено новое понятие "справедливая стоимость". Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учета, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, а также случаи ее применения будут устанавливаться в стандартах, посвященных этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

  • рыночных цен - на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа;
  • амортизированной стоимости замещения - рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчетности

В Стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчетности:

  • уместность (релевантность) - данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
  • существенность - показатели влияют на решения пользователей;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) - отчетность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • сопоставимость - позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчетах;
  • возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путем прямого подсчета (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
  • своевременность - доступность пользователям отчетности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
  • понятность - состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять ее смысл пользователям отчетности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения.

В Стандарте впервые закреплен принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объем прав на это имущество - находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект. Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация - имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 г. принцип представления информации в учете и отчетности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета. Это закреплено и в Федеральном стандарте "Аренда", который также вступает в силу с 01.01.2018.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

Программа разработки стандартов бюджетного учета

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Стандарт «Основные средства»

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

Новые стандарты отчетности

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

  1. (№ 256н).
  2. (№ 257н).
  3. (№ 258н).
  4. (№ 259н).
  5. (№ 260н).

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Возможно, что отчетность за I квартал 2017 года бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений последний раз сдают по старым "лекалам", ведь через год, в 2018 году, вся бухгалтерская отчетность должна формироваться в соответствии с утвержденными Минфином России стандартами на основе новой концепции учета.

Концептуальные основы

Время пролетит быстро, и 1 января 2018 года вступят в силу приказы Минфина России от 31.12.2016:
- № 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - Стандарт № 256н);
- № 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Стандарт № 260н).
Отметим, что оба стандарта не содержат каких-то революционных положений. Скорее, все новое в них - это хорошо забытое старое. В любом случае рекомендуем всем бухгалтерам не откладывать изучение стандартов в долгий ящик.
Напомним, что в последние дни 2016 года Минфином были утверждены еще пять стандартов учета для госсектора <*>, а на момент подготовки этого номера на сайте ведомства www.minfin.ru , в разделе "Документы", были размещены проекты приказов по утверждению еще нескольких стандартов. Всего же в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора, утвержденной приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н, предполагается поэтапный ввод в действие 29 федеральных стандартов.
<*> Подробнее об утвержденных стандартах учета читайте в статье А.Ю. Шихова в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 2 за 2017 год.

Организации сектора

Приступая к изучению утвержденных стандартов для организаций государственного сектора, необходимо четко понимать то, какие организации объединяет госсектор, а также какое место в нем занимают государственные и муниципальные учреждения (далее - ГМУ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно

Регистрационный N 46517

б) государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации*** . Собственники имущества государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Государственные (муниципальные) учреждения не отвечают по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.

77. Допущение непрерывности деятельности означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности.

78. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности означает, что объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями).

VIII. Основные требования к инвентаризации активов и обязательств

79. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

80. Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

81. Проведение инвентаризации обязательно:

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользовании, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

82. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (упраздняемого, ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

_____________________________

* утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195); от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854); от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741).

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2017, N 7, ст. 1031.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2016, N 49, ст. 6852.