В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.
Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.
Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.
Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).
Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.
Главная цель бухгалтерского учета-.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности
Стандарт |
Наименование |
Стандарт |
Наименование |
|
Стандарты, устанавливающие структуру отчетов |
||||
"Представление финансовой отчетности" |
|
|||
"Отчет о движении денежных средств" |
||||
"Промежуточная финансовая отчетность" |
|
|||
"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках" |
|
|
||
Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение |
||||
"Основные средства" |
|
|||
" Нематериальные активы" |
"Учет нематериальных активов" |
|||
"Обесценение активов" |
Отдельные
|
"Учет основных средств". "Учет нематериальных активов" |
||
"Учет материально-производственных запасов" |
||||
|
||||
Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль |
||||
"Выручка" |
"Доходы организации" |
|||
"Налоги на прибыль" |
"Учет расчетов по налогу на прибыль" |
|||
"Прибыль на акцию" |
Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию" |
|||
Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности |
||||
"Объединение предприятий" |
|
|||
"Консолидированная отчетность" |
|
|||
"Операционные сегменты" |
"Информация по сегментам" |
|||
Прочие стандарты |
||||
"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" |
||||
"Первое применение МСФО" |
В России отсутствует аналог данного стандарта |
|||
"События после отчетной даты" |
"События после отчетной даты" |
|||
"Вознаграждения работникам" |
Следует руководствоваться нормами "ГК и НК |
|||
"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" |
"Учет государственной помощи" |
|||
"Влияние изменений обменных курсов валют" |
"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" |
|||
"Затраты по займам" |
"Учет расходов по займам и кредитам" |
|||
"Раскрытие информации о связанных сторонах" |
"Информация о связанных сторонах" |
|||
"Учет и отчетность по пенсионным планам" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" |
|||
"Инвестиции в ассоциированные предприятия" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" |
|||
"Финансовые инструменты: представление информации" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" |
|||
"Резервы, условные обязательства и условные активы" |
"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" |
|||
"Финансовые инструменты: признание и оценка" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК |
|||
"Инвестиционное имущество" |
|
"Учет основных средств". "Учет договоров строительного подряда" |
||
"Сельское хозяйство" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств |
|||
"Платеж, основанный на акциях" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК |
|||
"Договоры страхования" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК |
|||
"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" |
|||
"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" |
"Учет затрат на освоение природных ресурсов" |
|||
"Финансовые инструменты: раскрытие информации". "Финансовые инструменты" |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г. № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" |
|||
"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве") |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" |
|||
"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31) |
В России отсутствует аналог данного стандарта. Частично информация об участии в других организациях раскрывается:
|
|||
"Определение справедливой стоимости" |
В России отсутствует аналог данного стандарта |
|||
Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:
Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:
К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.
Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.
Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.
Хозяйственные процессы делятся:
Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.
Результатом реализации является прибыль или убыток.
Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:
Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.
В России началась в 2015 г. Тогда Минфин утвердил программу их разработки приказом № 64н. К 2016 г. работа была завершена. В настоящее время в программу включено 29 стандартов бухгалтерского учета. Согласно распоряжению ведомства, они должны вступать в силу поэтапно с 1 января 2018 г. Внедрение в практику должно завершиться к 2020 г. Вместе с этим будут вноситься корректировки в действующие законы, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, прочие нормативные документы.
Для этих субъектов разработаны специальные стандарты бухгалтерского учета. Все они объединены в "Концептуальные основы бухучета и отчетности". Этот документ закрепляет:
Организациям госсектора надлежит применять эти стандарты бухгалтерского учета с 1 янв. 2018 г. При этом отчетность за 2017 г. формируется по прежним правилам.
В стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора включены отдельные положения, содержащиеся в разделе 1 Инструкции № 157н. В частности без изменений остались:
Отдельные принципы излагаются в новых стандартах и четче, чем в существующих инструкциях. Речь, в частности, о допущении временной определенности. Она означает, что признание объектов осуществляется в периоде, в котором имели место факты хозяйственной деятельности предприятия, вследствие которых они возникли или изменились, вне зависимости от списания или поступления денег.
Кроме того, более четкую формулировку получило определение существенных сведений. Данные признаются таковыми, если их пропуск или искажение может повлиять на решение учредителей или иных заинтересованных лиц, которое принимается ими на основании информации из бухгалтерских документов. Существенность сведений зависит от уровня влияния их отсутствия или искажения. Единый количественный критерий оценки этого показателя отсутствует. В этой связи степень существенности определяется в каждом случае индивидуально.
В стандарты для организаций госсектора включены отдельные положения из первых разделов Инструкций, утвержденных приказами Минфина № 33н и 191н. В них конкретизируются перечень субъектов отчетности, правила камеральной проверки, внесения корректировок в сведения, закрепленные в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".
Кроме того, закреплена классификация отчетности. Согласно стандарту бухгалтерского учета, она разделяется на:
Эта классификация определена и в действующих сегодня нормативных актах. Однако в Стандарте присутствует полное ее описание.
В новом Стандарте учета для организаций госсектора раскрываются определения обязательств, активов (чистых в том числе), расхода, дохода.
Активом признается имущество (включая денежные средства в наличной и безналичной формах):
В признаках актива использованы новые термины. Одним из таких понятий является полезный потенциал. Им считается пригодность актива к использованию в деятельности организации, для обмена, погашения обязательств. При этом эксплуатация имущества не всегда должна сопровождаться получением денег. В отношении актива достаточно, чтобы оно служило для реализации организацией своих задач и достижения целей. Соответственно, объект обладает определенными потребительскими качествами.
Предстоящими экономическими выгодами считаются поступления денег или их эквивалентов вследствие использования актива. К примеру, это могут быть арендные платежи.
Наличие контроля у учреждения над активом говорит о праве организации использовать объект (временно в том числе) для извлечения будущей экономической выгоды или полезного потенциала, возможности регулировать или исключить доступ сторонних субъектов к нему.
Для обеспечения единства признания, оценки, раскрытия сведений о финансово-хозяйственных операциях на мировом рынке были разработаны МСФО. Международные стандарты бухгалтерского учета обеспечивают сопоставимость финансовой документации между предприятиями и доступность сведений для внешних пользователей.
МСФО позволяют существенно сократить издержки экономических субъектов по подготовке отчетности. Это особенно важно для компаний, имеющих разветвленную сеть представительств в разных странах. Вместе с тем предприятия, использующие международные стандарты, существенно снижают расходы по привлечению капитала.
Рыночная стоимость капитала зависит от рисков и перспектив отдачи. Отдельные риски обуславливаются спецификой деятельности предприятия. Однако многие из них связаны с недостатком сведений об эффективности капиталовложений. Причиной этому является отсутствие стандартизированной отчетности. МСФО решает эту проблему. Именно поэтому многие страны стремятся внедрить международные стандарты в свою практику.
Открытость информации привлекает больше инвесторов. Они, в свою очередь, готовы получать меньшую прибыль, понимая, что большая прозрачность данных обеспечивает существенное снижение рисков.
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;
Допустимые - в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
Применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
Для НФО – ОСБУ:
Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;
Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.
Для страховщиков – ОСБУ:
- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;
Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.
Для КФО – ОСБУ:
Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;
Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;
- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.
Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.
Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.
Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:
ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.
Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.
Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:
Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.
Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:
Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.
Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной ФЗ «О б/у».
Разработка положений (стандартов) по б/у базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами и в целом структура каждого стандарта включает:
введение (общие положения);
определение;
необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);
дату вступления в действие.
Принципы: 1. Принцип имущественной обособленности. Имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и др. предприятий и в отчетности организации отражается только то имущество, которое законодательно признается ее собственностью.
2. Принцип непрерывности деятельности предприятия. Предприятие будет продолжать свою деятельность (в обозримом будущем) и не планируется существенно сокращать масштабы деятельности или самоликвидироваться, и обязательства будут погашаться в установленный срок.
3. Принцип последовательность применения учетной политики. Принятые организацией способы и приёмы ведения учета будут применяться последовательно из года в год. Постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур составления отчетности от одного отчетного периода до др.
4. Принцип начисления и соответствия – фундаментальный принцип . Доходы и расходы признаются предприятием по мере производственного и иного использования хозяйственных ресурсов, но не на дату фактического получения доходов и выплаты денежных средств или иных эквивалентов.
5. Принцип осмотрительности осторожности экономических субъектов. Этот принцип определяет тактику поведения организации по отношению к возможному риску; прибыли должны быть приняты к б/у тогда, когда они фактически получены.
6. Принцип двойной записи.
7. Принцип объективности. Каждый факт хозяйственной деятельности регистрируется в б/у только в том случае, если есть документ, подтверждающий его совершение и только тогда бухгалтерская информация может считаться объективной.
8. Принцип существенности (значимости). Бухгалтерская информация признается существенной, если она может повлиять на принятие экономических решений пользователями.
9. Принцип периодичности . Жизненный цикл действующего предприятия разбивается на условные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
10. Принцип стоимостной оценки. В б/у регистрируются только те факты хозяйственной деятельности, которым можно дать денежную оценку. Все показатели бухгалтерской отчетности представлены в денежном измерителе.
Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования б/у в РФ и должно применяться с учетом других Положений по б/у в соответствии с действующим Законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными документами. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.
Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели.
Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.
ПБУ обязательны к применению.
Разработка ПБУ осуществляется Минфином России в соответствии с «Планом внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО».
Стандарты (положения) по б/у– это свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта, они призваны конкретизировать закон о б/у и отчетности. В настоящее время в РФ разработано и утверждено 24 ПБУ: (везде кроме кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений)
ПБУ 1/2008 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила форм-ния (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики орг-ций, являющихся юр.лицами по зак-ву РФ.
ПБУ 2/2008 УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА- устанавливает особенности порядка формирования в бу и раскрытия в бух.отчетности информации о дох-дах, расх-ах и фин.рез-тах орг.-ями, являющ-мися юр.лицами по зак-ву РФ и выступающими в кач-ве подрядчиков либо в кач-ве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность вып-я кот. составляет более 1 отч.года (долгосрочный хар-р) или сроки начала и окончания кот.приходятся на разные отч.годы.
ПБУ 3/2006 УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТР.ВАЛЮТЕ- устанавливает особенности формирования в б/у и бух.отч-ти информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностр. валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ.
ПБУ 4/99 БУХ.ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бух.отч-ти орг-ций.
ПБУ 5/01 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ- устанавливает правила форм-ния в бух.учете информации о МПЗ орг-ции.
ПБУ 6/01 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ- устанавливает правила формирования в б/у информации об ОС орг-ции.
ПБУ 7/98 СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ - устанавливает порядок отражения в бух.отчетности коммерческих орг-ций (кроме кредитных орг-ий), явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, событий после отчетной даты.
ПБУ 8/2010 ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бух. учете и отчетности организаций.
ПБУ 9/99 ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила формирования в б/у инф-ции о доходах коммерческих орг-ции (кроме кредитных и страховых орг-ий).
ПБУ 10/99 РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила формирования в б/у информации о расходах коммерческих орг-ий (кроме кредитных и страховых орг-ий).
ПБУ 11/2008 ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ - устанавливает порядок раскрытия инф-ции о связанных сторонах в бух.отчетности комер-ких орг-ий (за искл-ем кредитных).
ПБУ 12/2010 ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ – устан-ет правила формирования и предоставления информации по сегментам в бух.отчетности комм-ких орг-ций (кроме кредитных орг-ций).
ПБУ 13/2000 УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ - устанавливает правила формирования в б/у информации о получении и использовании гос.помощи, предоставляемой коммерческим орг-ям (кроме кредитных) и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной орг-ии в рез-те поступления активов (ден.средств, иного имущества).
ПБУ 14/2007 УЧЕТ НМА- устанавливает правила формирования в б/у и бух.отчетности информации о НМА орг-ций, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ
ПБУ 15/2008 УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ - устанавливает особенности формирования в б/у и бух.отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение земных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в т.ч. товарным и коммерческим), орг-ций. .
ПБУ 16/2002 ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устанавливает порядок раскрытия инф-ции по прекращаемой деят-ти в бух.отчетности комм-ких орг-ций (кроме кредитных орг-ий). При составлении сводной бух.отчетности.
ПБУ 17/2002 УЧЕТ РАСХОДОВ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - устанавливает правила форм-ния в б/у и бух.отч-ти комм-их орг-ий (за искл-ем кредитных) информации о расходах, связанных с выполнением НИ, ОК и Технологических работ.
ПБУ 18/2002 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ - устанавливает правила форм-ния в б/у и порядок раскрытия в бух.отч-ти инф-ции о расчетах по налогу на прибыль орг-ций, для орг-ций, признаваемых в установленном зак-вом РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, устан-ом нормативно-правовыми актами по б/у РФ, и нал-ой базы по налогу на прибыль за отч.период, рассчитанной в порядке, устан-ом зак-вом РФ о налогах и сборах.
ПБУ 19/2002 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ - устанавливает правила форм-ния в б/у и бух.отч-ти инф-ции о финансовых вложениях орг-ции.
ПБУ 20/03 ИНФОМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СВОМЕСТНОЙ ДЕЯТ-ТИ – устан-ет правила и порядок раскрытия инф-ции об участии в совместной деят-ти в бух.отчетности коммерческих орг-ий (кроме кредитных).
ПБУ 21/2008 ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ – устан-ет правила признания и раскрытия в бух.отчетности организаций, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, инф-ции об изменениях оценочных значений
ПБУ 22/2010 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В БУХ. УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ – устан-ет правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бух. учете и отчетности организаций.
ПБУ 23/2011 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ – устан-ет правила составления отчета о движении денежных средств коммер-ими орг-ями (за искл-ем кредитных орг-ий), явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ.
ПБУ 24/2011 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – устан-ет порядок формирования в б/у и раскрытия в бух.отчетности орг-ий, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, пользователей недр инфор-ии о затратах на освоение природных ресурсов.