Погрузочно-разгрузочные работы. Особенности учета

К атегория: Различные работы

Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве были и пока остаются наиболее трудоемким видом работ. Объем этих работ чрезвычайно велик.

На 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ в среднем перевозится 238 тыс. т грузов автомобильным транспортом и до 20 тыс. т железнодорожным. Отсюда становится понятным, почему вопросам комплексной механизации погрузочно- разгрузочных работ, внедрению контейнерной и пакетной перевозки грузов уделяют большое внимание. Механизация погрузсчно- разгрузочных работ позволяет также сократить простои транспортных средств. Выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений обусловливается в первую очередь характером и объемом транспортируемых грузов.

Все строительные грузы подразделяют на материалы: сыпучие (песок, цемент, гравий, щебень); мелкоштучные (кирпич, камни, рулонные материалы); тяжелые штучные (железобетонные плиты, панели, балки, фермы); наливные (горюче-смазочные материалы, жидкий битум); длинномерные (лес, арматурная сталь, прокат, трубы).

Наиболее распространенными средствами механизации погрузки сыпучих грузов являются экскаваторы, которые разрабатывают грунт, песок или гравий в карьерах и одновременно грузят его в транспортные емкости. Экскаваторы используют также и при погрузке сыпучих грузов, заготовленных в штабелях. На обогатительных фабриках и дорожных работах для хранения и механизации погрузки сыпучих материалов используют бункера-накопители. В бункера сыпучие подаются системой конвейеров или надвижкой бульдозерами, скреперами, а из бункеров в кузова автомобилей или вагоны, которые подают под бункер, сыпучие материалы загружаются самотеком.

Выгрузку цемента из вагонов и загрузку его на склад осуществляют специальными пневмомеханическими разгрузчиками. Для разгрузки песка, гравия, щебня с железнодорожных платформ широко используют стационарные или передвижные (на тракторе) скребковые разгрузчики, с помощью которых при медленном движении железнодорожного состава сыпучие грузы сгружаются в прирельсовый склад. Для рыхления смерзшихся на платформах сыпучих грузов применяют виброрыхлители. При перевозке сыпучих грузов автотранспортом используют саморазгружающиеся автосамосвалы и прицепы.

Рис. 1. Контейнеры для перевозки рулонных материалов (й) и поддоны для кирпича (б)

Рис. 2. Схемы комплексной механизации транспортно-перегрузочного процесса а - бесперегрузочная; б -с промежуточным складом; 1, 4 - козловые краны; 2 - грузовой автомобиль с прицепом; 3 - башенный кран

Для механизированной погрузки мелкоштучных и штучных грузов их предварительно пакетируют, загружают в контейнеры или на поддоны, а затем грузят на транспортные средства стреловыми кранами, автопогрузчиками с вилочными захватами и другим сменным оборудованием или кранамй-штабелерами.

Пакетирование и контейнеризацию грузов осуществляют на за- водах-изготовителях. Затем готовые пакеты и контейнеры кранами загружают на транспортные средства.

Контейнеры в зависимости от перевозимых в них грузов по конструкции могут быть разборными и неразборными, открытого или закрытого типа, а по принципу разгрузки - саморазгружающимися или с ручной выгрузкой. На поддонах в основном перевозят кирпич и мелкоштучные камни.
На рис. 1 показаны виды контейнеров и поддонов.

Длинномерные штучные грузы (трубы большого диаметра, лес) загружают и разгружают кранами с использованием специальных жестких или гибких самораскрывающихся захватов.

Погрузку на транспортные средства на заводах-изготовителях пли на базах УПТК и разгрузку на строительных площадках тяжеловесных штучных грузов (железобетонных конструкций) осуществляют козловыми, портальными или башенными кранами с использованием специальных стропов и захватов (рис. 2). Широко используют при этом способ «монтаж с колес», т. е. одноразовую работу башенного крана - разгрузка конструкций с транспортных средств и немедленная подача их на место монтажа.



- Погрузочно-разгрузочные работы

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.

Принципы организации работы автотранспорта.

В строительстве применяют 2 схемы транспортных перевозок:

– МАЯТНИКОВАЯ (используют автомобили с неотцепными звеньями, в этом случае тягочи простаивают у мест разгрузки и загрузки; схема применима при наличии складов);

При перевозке по маятниковой схеме используют ав­томобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Тяга­чи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Маятниковая схема автотранс­портных перевозок эффективна при наличии приобъект­ных складов или при массовом строительстве сооруже­ний, состоящих из одинаковых конструктивных элемен­тов. В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

– ЧЕЛНОЧНАЯ (тягач работает с несколькими прицепами, лучше 3-мя (1 – на заводе, 2 – на площадке, 3 – в пути). Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени (5.–.7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.

При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строя­щимися зданиями. Наибольшее распространение получи­ла схема работы седельного тягача с тремя полуприце­пами, когда один прицеп находится под погрузкой (на­пример, на заводе сборного железобетона), другой – под разгрузкой на строительной площадке, а третий – в пути.

Доставка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:

1. работающие независимо от транспортных средств (специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.)

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.


Погрузчики (IV.9) в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняется около 15 % всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

А) Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. IV.9, а -в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2;3;4;6и 10 т.

В) Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. IV.9, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.

С) Автопогрузчики (рис. IV.9, д) в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.

2. являющиеся частью конструкции транспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.).

К. саморазгружающимся транспортным средствам , помимо автосамосвалов и цементовозов, относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.

В зависимости от способа доставки грузы делятся на штучные, насыпные и наливные. Все они в свою очередь подразделяются на другие виды:
штучные - на мелкоштучные (массой до 50 кг) - деревянные и металлические изделия, кровельные и теплоизоляционные материалы, пакеты, тарно-штучные и т. д.; строительные конструкции - панели, фермы, блоки (сантехкабины, лифтовые шахты); металлопрокат - стержневая , уголок, швеллер; и плети труб; контейнеры и пакеты; комплекты грузов (штучные грузы, подобранные на технологический этап); длинномерные; технологическое оборудование и строительные машины (при перевозке на объекты); лесные - круглый лес, ;
насыпные - на навалочные ( , нерудные материалы) и глыбообразные (скальная порода, бутовый камень); пористые заполнители для бетонов ( , термолит, аглопорит); порошкообразные и пылевидные материалы (цемент, известь, зола, минеральный порошок); наливные - на воду; полужидкие грузы (бетонные и растворные смеси); битум и мастики (разогретые до 200°С); вяжущий груз - горячий асфальт; известковое молоко; жидкое топливо.

Наиболее эффективной формой материально-технического обеспечения (МТО) строящихся объектов является комплектация - комплектная поставка материалов, изделий и конструкций в заданные сроки, подчиняющая систему МТО технологическому ритму поточного индустриального строительства. Комплектная доставка грузов на строительную площадку заранее рассчитывается и готовится службой управления производственно-технологической комплектации (УПТК,).

Различают три основных вида комплектов: технологический, поставочный и транспортный. Технологический комплект - набор материальных ресурсов, необходимых при возведении объекта или его части (этаж, секция, захватка), поставочный комплект - часть технологическоо комплекта, поставляемая на строительную площадку в порядке очередности по срокам, транспортный комплект-часть поставочного комплекта, доставляемого на строительную площадку за один рейс, с учетом технологической последовательности возведения объекта.

В целях совершенствования складирования грузов в УПТК и на объекте, а также для повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ при комплектовании широко используют контейнеры и пакеты. Контейнер - это инвентарная специальная тара многоразового использования под массовые штучные строительные материалы и изделия, приспособленная для механизированной погрузки, выгрузки, кратковременного хранения грузов. По грузоподъемности контейнеры делятся на малотоннажные (0,625 и 1,25 т), среднетоннажные (2,5 и 5 т) и крупнотоннажные (10, 20 и 30 т). Пакет - это укрупненные партии штучных грузов (доски, столярные изделия, кирпич). Пакетированные грузы перевозят на поддонах, которые по своей конструкции делятся на плоские, стоечные и ящичные.

Кроме рассмотренных выше преимуществ комплектация обеспечивает: централизованную доставку материальных ресурсов непосредственно на строительный объект; совершенствование складирования и погрузочно-разгрузочных работ; сокращение до минимума запасов материалов на строительной площадке; ликвидацию промежуточных складов материалов во всех звеньях строительных организаций; высокую производительность труда.

Погрузочно-разгрузочные работы в настоящее время продолжают оставаться весьма трудоемкими, на них занято около 10% всех рабочих в строительстве. Для снижения трудоемкости этих работ их следует выполнять в строгом соответствии с ППР, где отражаются объемы перевозок грузов по номенклатуре и срокам, организация складского хозяйства на объекте, расположение и оснащение пунктов разгрузки строительных грузов, порядок разгрузки и складирования основных грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием (бетонное, щебеночное, дощатое) и с соблюдением . Допускается выполнение работ на спланированных грунтовых площадках, способных воспринимать расчетную (по проекту) нагрузку от складируемых грузов, автотранспортных средств и подъемно-транспортных машин.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть максимально механизировано. Уровень механизации определяется коэффициентом
где Q - количество груза, погруженного или выгруженного механизированным способом 20бщ - общее количество погруженного или вы. груженного груза.

В строительстве используется большое количество специализированных погрузочно-разгрузочных машин. По принципу действия они разделяются на машины и установки циклического, непрерывного и пневматического действия, а также машины, предназначенные для работы с сыпучими материалами на железнодорожном транспорте:
машины циклического действия - используются при работах с сыпучими грузами: , оборудованные прямой лопатой, драглайном, погрузочными ковшами или специальным погрузочным оборудованием; экскаваторы-планировщики; одноковшовые универсальные погрузчики; электропогрузчики; специальные погрузчики и разгрузчики; к машинам циклического действия применяемым для работы со штучными грузами, относятся различные виды стреловых самоходных кранов; обычного исполнения и краны-погрузчики; козловые краны-погрузчики, лесопогрузчики, электроштабелеры, тали электрические;
машины непрерывного действия - предназначены для черпания, транспортирования и погрузки сыпучих и мелкоштучных грузов непрерывным потоком: многоковшовые погрузчики; конвейеры (ленточные, ковшовые ленточные, элеваторы, шнеки);
машины пневматического действия - используются для грузовой переработки порошкообразных и пылевидных строительных материалов: пневматические разгрузчики всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия; пневматические винтовые подъемники и насосы; камерные и струйные насосы; аэрационные установки; пневматические донные и баковые разгружатели;
машины и установки для разгрузки железнодорожных вагонов и платформ с сыпучим грузом: различные виды разгрузочных машин, работающих на конвейерном принципе погрузки и транспортирования груза; машины и установки восстановления сыпучести смерзшихся материалов на основе рыхления (виброрыхлители, виброударного действия, бурофрезерные рыхлители) и резания; машины по очистке полувагонов; люкоподъемники; маневровые устройства (для передвижения вагонов вдоль разгрузочных фронтов).

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве имеют большой удельный вес, на них приходится свыше 42% всей трудоемкости строительно-монтажных работ. Поэтому очень важно при выполнении этих работ как можно шире применять механизацию и в ряде случаев комплексную механизацию.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. предполагает механизированную погрузку и разгрузку грузов и контейнеров с минимальным числом перегрузок, с наименьшей стоимостью и трудоемкостью при обязательном сохранении первоначального качества грузов в пути.

Транспорт по отношению к строящемуся объекту делится на внешний и внутрипостроечный; последний используют в пределах стройплощадки для доставки материалов и конструкций на рабочие места (в зону работы крана).

Для производства погрузо-разгрузочных работ применяют механизмы: краны башенные и стреловые (гусеничные и пневмоколесные), автопогрузчики, универсальные ковшовые погрузчики и др. Эффективно применение комплексной системы контейнеризации и пакетирования грузов, а также доставка сборных конструкций укрупненными единицами с помощью специального автотранспорта в строгой технологической последовательности их монтажа.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое для погрузо-разгрузочных работ, должно отвечать требованиям ГОСТов, а грузозахватные средства должны иметь клеймо с указанием предельной грузоподъемности. Организации, разрабатывающие грузозахватные устройства, должны иметь специальные разрешения со стороны надзирающих органов (Госгортехнадзор и др.).

Погрузо-разгрузочные работы относятся к категории наиболее трудоемких, что побуждает широко применять различные средства механизации, сокращающие численность рабочих, уменьшающие простой транспортных средств и предохраняющие грузы от произвольного падения. Сборные железобетонные конструкции для их захвата, подъема и подачи к месту разгрузки оснащены грузозахватными петлями или специальными устройствами (отверстиями; выступающими консолями и др.).

Специализированный автотранспорт применяют для перевозки длинномерных конструкций или конструкций, которые необходимо укладывать и укреплять при транспортировании специальными способами: фермы, балки, панели, плиты покрытий, сантехкабины и др. Чаще всего в состав автопоезда входят седельный тягач и специализированные полуприцепы-роспуски.

Стеновые панели транспортируют на хребтовых, кассетных и платформенных панелевозах. Пространственный несущий каркас хребтовых панелевозов имеет трапециевидное поперечное сечение и небольшую погрузочную высоту. Более универсальными являются кассетные панелевозы. Стропильные и подстропильные фермы перевозят полуприцепамифермовозами. Плиты перекрытий и покрытий, как правило, перевозят на полуприцепах плитовозах; балки соответственно на балковозах.

Конструкции и изделия, размеры которых превышают допустимые габариты (ширина - 2,65 м, высота от уровня проезжей части дороги - 3,8 м), считаются негабаритными и транспортируются по специальным правилам, с разрешения ГИБДД.

Конструкции, как правило, имеют две точки опоры, под которые укладывают деревянные подкладки прямоугольного сечения. Конструкции с односторонним армированием (плиты и балки) транспортируют в рабочем (проектном) положении - рабочая арматура находится внизу. Панели, не рассчитанные на работу в горизонтальном положении, а также изделия из легких бетонов толщиной менее 200 мм, транспортируют в вертикальном положении ("на ребро"). Колонны перевозят в горизонтальном положении - плашмя. Фермы длиной 18 и 24 м перевозят в вертикальном (проектном) положении, а длиной 30 м - в наклонном положении: их опирают на деревянные подкладки и крепят в узлах верхнего пояса. Стеновые панели без рабочей арматуры опирают на подкладки, расположенные с шагом 0,5 м. Их транспортируют в вертикальном положении, закрепляют с двух сторон; панели в наклонном положении закрепляют с одной стороны.

Применяемые погрузочно-разгрузочные механизмы подразделяются на работающие независимо от транспортных средств (самоходные автомобильные и пневмоколесные краны - погрузчики, пневмоколесные и гусеничные экскаваторы с крановым оборудованием, универсальные погрузчики, передвижные и переставные ленточные конвейеры, пневматические или шнековые разгрузчики, навесные механические лопаты и т.д.) и входящие в состав фанспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные средства с самозагружающимися платформами, средства с приспособлениями для саморазгрузки и т.д.).

Наибольшее практическое применение получили в строительстве погрузчики. С их помощью сейчас выполняется до 15-20% всех объемов погрузочно-разгрузочных работ, что объясняется их универсальностью и высокой мобильностью. Широко применяются универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. Погрузчики бывают фронтальные, полуповоротные и полноповоротные. На погрузочно-разгрузочных работах чаще всего используют фронтальные погрузчики, оснащенные быстросъемными ковшами, крановым оборудованием, вилочными подхватами, челюстными ковшами и другими рабочими органами. Благодаря своей универсальности, мобильности и высокой проходимости одноковшовые погрузчики эффективно используются в малообъемном рассредоточенном строительстве, а также на подъемно-транспортных работах в пределах строительной площадки (перевозка и подача пакетов, стеновых материалов, бадей и бункеров с бетоном, раствором и т.п.). Многоковшовые погрузчики применяют для погрузки сыпучих и мелокосыпучих материалов.

Автопогрузчики, как и строительные погрузчики, оснащены сменными рабочими органами (безбалочной стрелой, ковшом, челюстным захватом и пр.), но используются, в основном, на площадках с твердым покрытием - на приобъектных складах или предприятиях стройиндустрии. Передвижные ленточные конвейеры применяются для погрузки сыпучих, кусковатых и мелкотоннажных грузов. Для выгрузки пылевидных и сыпучих материалов из крытых вагонов применяют механические лопаты, работающие по принципу Подтягивания скребков, а для разгрузки цемента - пневматические разгрузчики.

Саморазгружающиеся транспортные средства оснащены устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных грузов, контейнеров и гидравлически управляемыми стреловыми кранами. Применение таких средств особенно эффективно для обслуживания рассредоточенных объектов при небольших объемах строительных работ, что, в частности, характерно, например, для сельскохозяйственного строительства. К саморазгружающимся средствам относятся также цементовозы, состоящие из автотягача, цистерны и всасывающего разгрузочного устройства.

Разгрузка цистерны основана на свойстве аэрированного цемента (насыщенного воздухом) течь подобно жидкости.

Трубы из полувагонов выгружают либо на склад, а затем - на трубовоз, либо сразу на трубовоз, что более эффективно. Трубы разгружают автомобильными и пневмоколесными кранами необходимой грузоподъемности. При разгрузке труб на трубовозы последние устанавливают параллельно пути напротив вагона, а кран - между ними. При разгрузке труб из полувагонов используют торцевые захваты, состоящие из двух и более канатов с крюками по концам. Во избежание повреждения кромок труб крюки снабжают губками из мягкого материала. Для временного складирования труб организуют прирельсовые, притрассовые и базисные склады, которые бывают высокорядными и низкорядными, высотой соответственно до 8 и 3 м.

Более эффективны высокорядные, так как при них обеспечивается более высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, уменьшается площадь складирования и повышается качество хранения труб.

При погрузке и разгрузке изолированных труб и секций необходимо принимать меры для обеспечения сохранности изоляционного покрытия. Нельзя допускать удары трубы о трубу, о стойки прицепов, сбрасывание на поверхность труб такелажных приспособлений и др. Для их строповки следует применять мягкие захватные устройства (полотенца и др.), а стрелы кранов - трубоукладчиков обертывать амортизирующими резиновыми прокладками толщиной не менее 20 мм.

Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ могут быть следующие. Автомашины с готовыми деталями, конструкциями, контейнерами и пакетами подают под крюк крана с передачей их на место установки или в зону, где эти материалы или полуфабрикаты будут использованы. Сыпучие грузы в карьере или на складе загружают в автосамосвал универсальным или фронтальным одноковшовым погрузчиком. Автосамосвал разгружает заполнители в склад построечного бетонного завода, откуда скреперной установкой подаются к дозаторам. Цемент на площадку обычно доставляют цементовозами вместимостью до 60 м 3 , разгружаемыми специальным аэроустройством с помощью сжатого воздуха.

Крытые вагоны и полувагоны разгружают винтовыми пневматическими разгрузчиками производительностью до 90 т/ч, подающими цемент в люк автомобиля - цементовоза грузоподъемностью от 10 до 22 т. Выгружаемый из них цемент по трубопроводу подают в силосы для хранения, а затем к дозаторам бетоносмесителей.

Для организации перевозок массовых строительных грузов следует применять специализированные контейнеры и средства пакетирования технологического назначения, обращаемые в замкнутой системе: поставщик - объект строительства. Номенклатура грузов для доставки в контейнерах и пакетах довольно обширна - это кирпич, парапетные плиты, оконные и дверные блоки, трубопроводные заготовки внутренних сантехсистем, паркет и доски, пергамин, рубероид, электроматериалы, стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочные изделия, краски и т.д. (более 70 наименований).

Погрузку контейнеров и пакетов производят накатыванием груза с разгрузочной платформы автомобиля или погрузчиками с вилочным подхватом, снабженными комплектом сменного рабочего оборудования, в том числе захватами для труб и рулонных материалов. Контейнеризация и пакетирование позволяют резко снизить трудоемкость погрузочноразгрузочных работ, улучшить использование средств механизации и обеспечить лучшую сохранность перевозимых грузов. Контейнеры и пакеты можно также разгружать специальными саморазгружающимися транспортными средствами. Склады заводов ЖБИ, центральных трубосварочных или трубоизоляционных баз обычно оборудуют козловыми или мостовыми кранами, разгружающими автомашины и вагоны.

Выбор более рационального варианта комплексной механизации погрузочно - разгрузочных работ производится по удельным показателям технико-экономической эффективности.