Европейская валютная система: понятие и элементы. Европейская валютная система, зона евро В рамках евс была создана коллективная валюта

Европейская валютная (монетарная) система (European Monetary System, EMS) — форма организации валютных отношений, координации и механизмов стран Западной Европы. Как форма организации валютных отношений Европейская валютная система начала действовать с марта 1979 г.

Основными чертами Европейской валютной системы являются:

  • создание коллективной валюты;
  • использование для поддержки рыночных курсов валют в пределах согласованных отклонений;
  • стимулирование европейских интеграционных процессов.

Предшественником Европейской валютной системы был режим совместного колебания валютных курсов, введенный странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС) с целью стимулирования процесса западноевропейской экономической и валютной интеграции и защиты , который применялся странами-членами Европейского экономического сообщества с апреля 1972 до марта 1979 г. (до введения ЭКЮ) и назывался «европейской валютной змеей».

Применение этого метода является своеобразной формой и связано с принятием в 1971 г. плана Вагнера — поэтапного создания экономического и валютного союза, конечной целью которого было обеспечение полной взаимной конвертируемости валют стран ЕЭС на основе неизменных . После прекращения обмена долларов США на золото в большинстве стран были введены режимы свободного валютного курсообразования. 24 апреля 1972 г. Германия (ФРГ), Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург приняли решение о коллективном «плавании» своих валют относительно доллара США и валют других стран. Эта система колебаний валютных курсов получила название «змея в тоннеле» — узкие пределы колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой ± 1,125%, а границы их совместного колебания к доллару США и другим валютам ± 2,25%.

Курсы валют по отношению друг к другу поддерживались за счет валютных интервенций . Ежемесячно между странами-участницами осуществлялось выравнивание пассивного сальдо посредством выкупа своей валюты у центральных банков других стран в обмен на . Этот режим существовал как переходный для создания Европейской валютной системы и сыграл значительную роль в развитии европейского и мирового .

С целью предоставления кредитов странам-членам ЕЭС для погашения дефицитов платежных балансов, осуществления расчетов и поддержания валютных курсов в 1973 г. был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), ресурсы которого формировались за счет внесения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран-членов Европейской валютной системы. Операции по взаимной поддержке курсов валют в рамках ЕФВС осуществлялись благодаря механизму многостороннего на основе сальдо взаимных обязательств и кредитов центральных банков. Создание Европейской валютной системы связано с кризисом и возникновением как противовеса последней.

До 1991 г. Европейская валютная система использовала преимущественно элементы валютного регулирования, наработанные за годы сотрудничества между центральными банками стран Западной Европы в 1972-1979 гг. (валютные коридоры). Инициаторами создания Европейской валютной системы были Германия и Франция. Основная цель создания и функционирования Европейской валютной системы заключалась в углублении интеграционных процессов в рамках стран Общего рынка, превращении их в зону европейской валютной стабильности (в противовес Ямайской валютной системе) и предотвращении экспансии американского доллара на рынках стран Западной Европы.

Основой Европейской валютной системы была безналичная денежная единица ЭКЮ, которая стала базой для определения курсовых соотношений между валютами стран-участниц системы. Сначала в рамках Европейской валютной системы был установлен режим свободного курсообразования национальных валют по отношению к доллару США. Для валют стран-членов Европейской валютной системы установлен уровень максимальных отклонений курса одной национальной валюты по отношению к другой в размере 2,25% (для Испании и Италии 6%), который контролировался в соответствии с изменением показателя «индикатора отклонений». Например, если падение курса французского франка по отношению к немецкой марке превышало определенный уровень «индикатора отклонений» и было близко к 2,25%, с целью стабилизации курса франка Банк Франции начинал продавать немецкие марки (то есть покупал французские франки, изымая избыточную их массу из обращения), а Немецкий Федеральный банк покупал французские франки, то есть покупали слабую валюту и продавали сильную. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем рамки колебаний были расширены до 15%.

После подписания в 1992 г. Странами-членами Европейской валютной системы Маастрихтского соглашения начался новый этап развития Европейской валютной системы, который характеризовался углублением интеграционных процессов, усилением валютной стабильности и введением в наличный и безналичный оборот общей для всех стран-членов Европейской валютной системы денежной единицы.

Основой Европейской валютной системы была европейская валютная единица — ЭКЮ, введенная в 1979 г. Эмиссия ЭКЮ на 25% обеспечивалась золотом, на 25% долларами США и на 50% национальными валютами стран-членов Европейской валютной системы. С этой целью страны объединили по 20% официальных . Технически эмиссия осуществлялась в виде записей на счетах центральных банков стран-членов Европейской валютной системы в Европейском фонде валютного сотрудничества. ЭКЮ была синтезирована по методу «корзины» сначала из валют 9, а затем — 12 стран (Великобритания не входит в Европейскую валютную систему, однако фунт стерлингов был включен в «корзину» ЭКЮ). Доля каждой валюты в «корзине» зависела от доли страны в валовом национальном продукте Европейской валютной системы, взаимном товарообороте и Европейском фонде валютного сотрудничества. Структура ЭКЮ пересматривалась раз в пять лет. Функциями ЭКЮ были:

  • база для установления паритетов валютных курсов;
  • регулятор отклонений рыночных курсов этих валют;
  • расчетная единица;
  • средство межгосударственных расчетов.

С 1 января 1999 г. осуществлен безналичный выпуск единой для стран-членов Европейской валютной системы денежной единицы евро, создан , реализуется единая экономическая, монетарная, налоговая и таможенная политика. На 1 января 1999 г. условия для вступления в Европейский экономический и валютный союз выполнили 11 стран: Люксембург, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Финляндия, Ирландия, Испания, Португалия и Италия.

С целью перехода на евро курсы национальных валют стран-участниц Европейского экономического и валютного союза к евро были жестоко зафиксированы по состоянию на 31 декабря 1998 г. исходя из курсов к ЭКЮ. Все денежные счета в национальных валютах переведены в евро. К 31 декабря 2001 г. евро использовался лишь в безналичной форме, а наличный оборот его введен с 1 января 2002 г. С 1 июля 2002 г. евро стал единственным законным средством платежа на территории стран-участниц Европейского валютного союза.

На сегодняшний день евро — официальная валюта 19 из 28 стран Европейского Союза.

С целью координации национальных центральных банков создан Европейский центральный банк. В соответствии с уставом Европейский центральный банк отвечает за реализацию последовательной политики экономической, финансовой и валютной стабильности. Сегодня евро играет важную роль в международной валютной системе как торговая, инвестиционная и резервная валюта.

С 1 января 1999 г. с целью осуществления международных платежей был создан платежный механизм Европейской системы центральных банков -Трансевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени (TARGET, сейчас — TARGET2), которая корреспондируется с национальными клиринговыми системами (RTGS) стран-членов ЕЕВС.

С 5 января 1999 г. практически состоялся выход евро на украинский валютный рынок. разрешил уполномоченным банкам осуществлять по поручению клиентов конверсию клиентских текущих счетов, которые были открыты в валютах стран-членов ЕЕВС, а также куплю-продажу евро на УМВБ и КМВБ.

Появление в рамках Европейской валютной системы новой денежной единицы евро значительно укрепило позиции европейских стран на мировых финансовых рынках.

Характерная черта современности – развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация и глобализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество - наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. С 1 мая 2004 г. состав Европейского экономического сообщества расширился с 15 до 25 за счет вступления новых членов - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. К 2007 г. в ЕС вошли еще две страны: Болгария и Румыния. В 2013 г. число стран-членов в ЕС составило 28 вместе с присоединением Хорватии.

Цели ЕС следующие: 1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство, 2) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке, 3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии западноевропейских держав.

Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами: 1. Для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилизация. 2. Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на котором основана Ямайская валютная система; противостоять конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются: а) режим совместно плавающих валютных курсов (1979-1998 гг.); б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания курсовых соотношений; в) создание единой европейской валюты как международного платежно-резервного средства; г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС.

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации - согласования целей валютной политики, в частности путем совместных консультаций; унификации - проведения единой валютной политики. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.

В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие: обеспечить достижение экономической интеграции, создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте, оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС - это международная (региональная) валютная система (1979 – 1998 гг.) Европейского экономического сообщества, закрепленная межгосударственным соглашением этих стран с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС - подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяли структурные принципы ЕВС, отличавшиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базировалась на экю - европейской валютной единице. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка - 19,9, фунта стерлингов - 11,5, итальянской лиры - 8,1, датской кроны - 2,7% и т.д. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в экю был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ - 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.

3. Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи». Были установлены пределы взаимных колебании: ± 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ± 6% до конца 1989 г., затем Испании, с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до ± 15%.

4. Для осуществления межгосударственного регионального валютного регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС). Создание ЕВС – явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывала отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика экю и СДР позволяет выявить их общие черты и различия.

Общие черты заключаются в природе этих международных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.

Переходим ко второму вопросу

ЕВС - созданный в рамках ЕС механизм, официальная цель которого - достижение стабильности в валютных отношениях стран-участниц.

В соответствии с соглашением о ЕВС ее составными частями стали:

1) европейская валютная единица - ЭКЮ (European Currency Unit - ECU);

2) механизм обменных курсов - МОК (Exchange Rate Mechanism - ERM);

3) механизм кредитной помощи.

Участниками ЕВС со временем стали все страны ЕС, хотя не все участвовали в механизме регулирования валютных курсов.

Важнейшим элементом ЕВС стала европейская валютная единица. ЭКЮ - составная единица. Составной характер ЭКЮ означал, что ее стоимость определяется как сумма стоимостей составляющих ее валют стран ЕС, включая валюты стран, на первых порах не присоединявшихся к ЕВС. Доля каждой валюты в "корзине" определялась исходя из удельного веса страны во взаимной торговле, размера национального дохода и участия страны в механизме кредитной помощи, под которым понималось участие в краткосрочном финансировании валютных интервенций в рамках ЕВС. Пересмотр долей предусматривался раз в пять лет (или по требованию любой страны - участницы ЕВС). В сентябре 1993 г. "абсолютный вес" в ЭКЮ, в соответствии с Маастрихтским договором, был заморожен, однако "относительный вес" менялся в зависимости от рыночного курса валют. В 1998 г. доля марки ФРГ составляла 31,49%, французского франка - 20,05%, греческой драхмы - 0,41%.

Сфера использования ЭКЮ определялась той ролью, которая была отведена ЭКЮ в ЕВС:

1) выражать паритеты валют стран ЕС, служить эталоном стоимости при установлении между ними паритетных соотношений;

2) служить "индикатором" отклонений рыночных курсов национальных валют от их паритетных значений;

3) использоваться для расчетов между центральными банками стран ЕС в связи с операциями по валютным интервенциям;

4) служить резервным активом для стран ЕС, а также платежным средством между официальными органами ЕС;

5) использоваться в качестве счетной единицы для ведения бухгалтерской и статистической отчетности в рамках ЕС.

Рассмотренные функции относятся к так называемой официальной ЭКЮ, которая не могла попасть к частным лицам и, соответственно, использоваться для расчетов за товары и услуги.

Однако с 1981 г. ЭКЮ стала активно применяться коммерческими банками Западной Европы в международных кредитных и валютных операциях. В результате наряду с "официальными" ЭКЮ появились "коммерческие" ЭКЮ, которые фактически означали расширение функций ЭКЮ и сферы ее использования без каких-либо санкций со стороны официальных властей ЕС.

Порядок эмиссии ЭКЮ был определен в соглашении о создании ЕВС: "официальные" ЭКЮ эмитировались созданным в 1973 г. Европейским фондом валютного сотрудничества (ЕФВС) и полностью обеспечивались 20% официальных резервов золота (по рыночной цене) и долларов (по текущему курсу), которые вносились в ЕФВС каждой страной и обеспечивали выпуск 25 млрд ЭКЮ. С учетом эмиссии, обеспеченной национальными валютами, объем квартальных выпусков ЭКЮ колебался от 45 млрд до 55 млрд единиц. С 1994 г. эмиссию ЭКЮ осуществлял Европейский валютный институт, на счет которого переводилось обеспечение в обмен на зачисляемые на счета центральных банков стран - участниц ЕВС суммы ЭКЮ пропорционально переведенному обеспечению.

Эмиссия "коммерческих" ЭКЮ осуществлялась коммерческими банками по собственной инициативе и в количествах, необходимых им для проведения операций, осуществлявшими регулярные валютные и депозитные операции в ЭКЮ. На международном облигационном рынке ЭКЮ превратилась в ведущую по значению валюту. С начала 80-х гг. ЭКЮ стала широко использоваться во внешнеторговых контрактах в качестве валюты цены, специальной валютной оговорки и даже валюты платежа.

Процентная ставка по ЭКЮ определялась на базе процентных ставок по валютам, входящим в состав "корзины", и рассчитывалась как средняя величина из индивидуальных ставок, взвешенных по удельным весам соответствующих валют в ЭКЮ.

Вторым важнейшим элементом ЕВС стал механизм регулирования валютных курсов (механизм обменных курсов - МОК). Он был основан на системе центральных курсов валют стран - участниц ЕВС к ЭКЮ. Допустимый предел отклонений от центральных курсов первоначально составлял +2,25% (для итальянской лиры до 1990 г. - +6%; те же +6% были пределами колебаний и для английской валюты в период пребывания в МРВК с октября 1990 г. по сентябрь 1992 г.). С августа 1993 г. границы колебаний были расширены до +15%. Удержание курсов в заданных пределах осуществлялось с помощью валютных интервенций центральных банков; при этом учет этих операций и связанные с ними платежи по задолженности между участниками МРВК велись в ЭКЮ.

Третьим элементом ЕВС стал механизм кредитной помощи странам-участницам, испытывающим временные платежные затруднения. Его объем был определен в 25 млрд ЭКЮ и включал в себя два вида кредитов: краткосрочные (14 млрд) - до 9 месяцев и среднесрочные (9 млрд) - от 2 до 5 лет.

Оценивая в целом опыт функционирования ЕВС в течение неполных 20 лет с момента создания, в первую очередь укажем на то, что ЕВС, безусловно, оправдала себя как действенный фактор экономического сближения и координации усилий, особенно в борьбе с инфляцией. В рамках системы были сглажены курсовые колебания, что благоприятно сказывалось на развитии взаимной торговли, движении капитала и иных операциях стран ЕС. Следует, однако, отметить, что само нормальное функционирование ЕВС стало возможным лишь с помощью регулярных пересмотров (уточнений или корректировок) центральных валютных курсов: в течение 1979 - 1998 гг. было проведено 18 подобных уточнений.

Тем не менее за годы существования ЕВС Европейский союз сумел избежать серьезных финансовых потрясений и получил всеобщее признание как "зона валютного благополучия" в Европе, а самое главное - функционирование Европейской валютной системы создало необходимые предпосылки для перехода ЕС к более высокому уровню валютной и экономической интеграции, завершающим аккордом которого стало введение с 1 января 1999 г. единой валюты.

Европейской валютной системой (ЕВС) принято называть комплекс финансовых взаимоотношений между государствами Старого света, являющимися членами ЕЭС.

Основной задачей ЕВС было обеспечение плавного перехода от действовавшего в те годы принципа «валютной змеи» к объединенному Европейскому союзу, позволяющему ввести в оборот общую валюту.

Предпосылки создания

К концу 1971 г. стало очевидно, что распад Бреттон-Вудской валютной системы неизбежен, поэтому многим государствам пришлось перейти к плавающим курсам национальных денежных единиц. Это создавало ряд неудобств в расчетах, препятствовало активизации и развитию международной торговли. В целях сужения колебаний курсов европейских валют и минимизации издержек, связанных с их конвертацией, странами ЕЭС было достигнуто соглашение о фиксированных границах колебаний национальных денежных единиц по отношению друг к другу (не более 1,125%) и к валютам иных государств (в интервале 2,25% от расчетного значения). Узаконенный таким образом валютный коридор получил полуофициальное название — Snake in the Tunnel — змея в тоннеле.

Соглашение государств о единых пределах в таком виде просуществовало чуть больше года. Уже в 1973 г. перестали соблюдаться границы коридора по отношению к американскому доллару и прочим инвалютам, а рамки «валютной змеи» для членов ЕЭС были расширены до ±2,25%. Ряд европейских стран так и не присоединился к соглашению, а Франция даже дважды покидала его из-за невозможности удержать курс франка в оговоренных рамках. В поисках более приемлемого варианта валютной интеграции заинтересованные государства пришли к решению о формировании новой системы, получившей позднее название ЕВС.

Зарождение и развитие

Решение о разработке нового принципа валютного регулирования было принято в 1978 г. В основу ЕВС были положены следующие принципы:
  • единый механизм для установления валютных курсов;
  • единая валюта для расчетов между участниками союза — ЭКЮ. Стоимость последней рассчитывалась на основе корзины национальных денежных единиц;
  • формирование фонда валютного сотрудничества (ФВС) за счет регулярных взносов государств-участников. Средства из ФВС использовались для финансирования дефицита платежных балансов либо для проведения валютных интервенций.
На начальном этапе в ЕВС вошло 8 государств, позднее к союзу присоединились еще 6 стран.

В существовании ЕВС условно можно выделить 4 периода разной степени длительности:

  • 1979-1982 гг. — ограниченный коридор «плавающих» валютных курсов (предусматривалось, что для итальянской лиры он составит ± 6%, для валют остальных стран-участниц — строго ± 2,25 %).
  • 1982-1993 гг. — курс ЭКЮ в большей степени ориентирован на марку ФРГ, выполняющую роль стабилизатора. Механизм «валютной змеи» в целом действовал, но из-за влияния мирового финансового кризиса в начале 80-х гг. курс сильных денежных единиц находился у верхних границ коридора, а слабых валют — у нижних.
  • 1993-1999 гг. — из-за невозможности ряда стран удержать курсы своих национальных денежных единиц в установленных рамках происходит постепенное расширение валютного коридора до ± 15 %. Некоторые государства временно выходят из союза по причине невозможности соблюдения условий членства.
  • с 1999 года — отказ от прежних правил и переход к обновленному валютному союзу. И как закономерный итог — введение евро — общей валюты для всех стран-членов ЕВС.
Несмотря на несовершенный механизм ЕВС и сбои, регулярно происходящие в его работе, союз выполнил свою роль. В результате его введения сократилась динамика курсовых колебаний базовых валют, улучшились условия для взаиморасчетов. Это способствовало экономической, политической и социальной консолидации ведущих стран Старого Света. Активное использование ЭКЮ минимизировало зависимость ЕС от колебаний курса доллара и изменений рыночной конъюнктуры Североамериканских Штатов, а также заложило основу для перехода на единую платежно-расчетную денежную единицу — евро.

В 1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка.

В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения. В них были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г. во Франкфурте-на-Майне создан Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основные задачи Европейского валютного института:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии с уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета в целях составления консолидированной отчетности европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • не должен превышать 3% ВВП;
  • должен составлять менее 60% от BBП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценение евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучало слишком по-французски). Евромарка также не прошла, поскольку возмутились французы. Остановились на евро, как на наиболее нейтральном варианте.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами на пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС. вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро; Греция ввела евро с 1 января 2001 г.

25 мая 1998 г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, вице-президента и четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999 г. в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 г. возглавлял Европейский валютный институт. Профессор Колумбийского университета Р. А. Манделл, выдвинувший в 1961 г. теорию оптимального валютного пространства и прослывший абстрактным теоретиком, удостоен Нобелевской премии по экономике за 1999 г.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕЭВС становится превращение территории Европейского союза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран.

На протяжении 90-х годов только из-за колебаний курсов национальных валют страны ЕС ежегодно недосчитывали 0,5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не могла способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕС достигала 11%, в то время как в США и Японии — 5,5 и 3,5% соответственно. Общая валюта позволяет инвесторам значительно снизить валютные риски при оценке эффективности проектов, а для проектов в зоне евро не учитывать их вообще. Это приведет к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она может сократиться с 9 до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест.

Прогнозируемый ЕС экономический подъем должен способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке. Решение этой проблемы позволит странам Западной Европы упрочить свои позиции на международном рынке разделения труда и строить свои отношения с США, Японией и странами Юго-Восточной Азии на качественно иной основе. Евро позволяет в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют. Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т.д.

Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно.

Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. и продлился до 1 января 2002 г. ЭКЮ — расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро. Все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 г.).

Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС всс счета ведут в евро, всс межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. С 1 января 1999 г. в евро проводятся операции на финансовых рынках и эмиссия государственных ценных бумаг.

В безналичных расчетах внутри стран — участниц «зоны евро» до 1 января 2002 г. евро использовались наравне с национальными валютами. Специальные процедуры пересчета изымаемых национальных валют в евро позволили избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют в евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.

Курс каждой валюты был рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к ЭКЮ, кросс-курсы валют стран ЕЭВС и т.д. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 г., а окончательные стали известны I января 1999 г. и оставались неизменными до 1 июля 2002 г., когда национальные валюты полностью прекратили хождение.

Были установлены следующие курсы конвертации национальных валют одиннадцати стран-участниц в евро:

  • Австрийский шиллинг 13.76030
  • Бельгийский франк 40.33990
  • Голландский гульден 2.203710
  • Ирландский фунт 0.787564
  • Испанская песета 166.38600
  • Итальянская лира 1936.21000
  • Люксембургский франк 40.33990
  • Немецкая марка 1.95583
  • Португальский эскудо 200.48200
  • Финская марка 5.94573
  • Французский франк 6.55957

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В июле 1999 г. после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты.

Третий этап. На третьем этапе, начавшемся 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С 1 июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц.

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц ЕЭВС. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Введение наличных евро с 1 января 2002 г., по мнению стран- участниц, было успешным, несмотря на то что в первый день в евро была проведена относительно небольшая доля сделок (в среднем 20%, в Италии — 10%). К 18 января 2002 г. этот показатель возрос уже до 85%. Основными проблемами были отсутствие денежных машин в Австрии, отсутствие должной подготовки у итальянских банков и общая тенденция по всей Европе использовать ситуацию для увеличения цен. В мае того же года министр финансов Германии признал, что переход к евро вызвал рост цен. В июне специальная комиссия провела обследование 12 700 человек и установила, что из числа опрошенных 68,8% (в Испании — 80%) считают, что цены увеличились в результате перехода на единую валюту. Наиболее «злостными» нарушителями признаны кафе и рестораны (цены на муку возросли на 10%). Организация потребителей Франции оценила рост цен на уровне 10%. В сентябре правительство Греции поддержало забастовку потребителей в знак протеста против роста цен на ряд основных потребительских товаров (например, оливковое масло) на 10-12%.

Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой; во многих торговых автоматах принимались тайские (Таиланд) разменные монеты. Была отмечена эмиссия некачественных, не соответствующих стандарту банкнот (например, без специальной голограммы).

Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики.

ЕВС — валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС. Членами ЕС являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно ЕС расширялся в 2004 г., когда в Евросоюз вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию и Словакию. Членство в ЕС отнюдь не предполагает автоматического участия в

ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

Рис. 2.1. Карта зоны евро 8 2006 г.

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.

В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.

Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать вERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги вевро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.

При проведении в Швеции в 2003 г. референдума по вопросу вхождения в зону евро большинство населения высказалось отрицательно. В Великобритании продолжаются дискуссии, и на каждый довод «за» имеется не менее веский довод «против».

Теория оптимального валютного пространства

Современные процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории оптимального валютного пространства, созданной лауреатом Нобелевской премии (1999 г.) Р. Манделлом. В 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория стала основой формирования европейского экономического и валютного союза.

Под оптимальным валютным пространством понимается группа государств, которые пришли к соглашению проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики — развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие свободному движению капитала между этими странами, обеспечение устойчивого экономического роста.

В соответствии с этой теорией для создания оптимального валютного пространства необходимы следующие условия:

  • наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля имелась. Хронология интеграции с 40-х и до начала 90-х годов XX в. подтверждает последовательное и неуклонное движение к сближению государств. За полвека страны Европейского союза прошли в сфере валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной потеснить доллар США на мировых рынках;
  • свободное движение товаров и факторов производства между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимною торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы;
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, и в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Так, в середине 90-х годов крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания. Франция, Италия, Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта;
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу , в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках «валютной змеи», потом с помощью механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза.

Оптимальное валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий:

  • в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют деятельность между собой;
  • в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Это общие программы для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами;
  • внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Теория оптимального валютного пространства, подтвержденная практикой, является теоретической базой разработки концепций валютно-финансовой интеграции других региональных объединений.