Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка. Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок Предпроверочный анализ отбор налогоплательщиков лекция

"Налоговая политика и практика", 2009, N 2

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ - это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа - это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

  • принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
  • принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
  • принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
  • принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
  • принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа - это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
  • принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
  • принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

  1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
  2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
  3. анализ динамики налоговой нагрузки;
  4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
  6. анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например , сопоставляются:
  • суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
  • выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
  • налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
  • расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
  • сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов - потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
  • организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов - потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") - это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
  • сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, а если нет - в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, - вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
  2. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  3. Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick

Л.В.Васюченкова

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России,

советник государственной

гражданской службы РФ

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное - точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100 !

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля , то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа - установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов , то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов , которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор . Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много - «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2 .

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые . Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые . Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск . Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, . Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса - . Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Работа аналитика

Использование технических возможностей

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3» , в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа - установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа - ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

«Ручной» анализ

Цель работы на этом этапе - найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов . Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц - компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса .

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка» . Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода :

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов , которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел . По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса - порядка 5% . А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой .

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС - это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов . В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам . Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам . Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна - выяснить состав имущества , которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель - сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни . Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3» , то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса . Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия - это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы - 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России - 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут - это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут - за ним будут пристально наблюдать.

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали - это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц - подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе - о критерии трех лет . У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников . Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП . Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП - какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ - заключение . Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Таблица 1. Разделы заключения предпроверочного анализа

Название

Примерное содержание

Основная информация о налогоплательщике

Данные:
  • формальные, то есть название, адрес, дата регистрации и так далее;
  • об учредителях, в том числе их участии в других организациях;
  • о получаемых доходах и их источниках;
  • об аффилированных лицах;
  • о составе имущества самой организации и ее учредителей, руководства

Оценка финансово-хозяйственной деятельности

Результаты анализа:

  • данных бухгалтерской и налоговой отчетность, их динамики;
  • состава задолженности;
  • структуры затрат;
  • налоговой базы по прямым и косвенным налогам;
  • имущественных налогов

Оценка по 12-ти критериям риска

Результаты анализа по критериям из Приказа ФНС от 30.05.07г. №ММ-3-06/333 . Среди них уровень налоговой нагрузки, убытки, значительные суммы вычетов, выплата ЗП ниже среднего по отрасли, низкая рентабельность, сотрудничество с однодневками, непредставление пояснений по требованию ИФНС и некоторые другие

Сведения из информационных и иных источников

Информация, полученная о налогоплательщике как из открытых источников (СМИ, интернет), так и из специальных поисково-информационных комплексов и аналитических инструментов

Сведения о проведенных мероприятиях НК

  • о камеральных и выездных проверках, произведенных ранее;
  • о движении денежных средств - информация поступает из банков;
  • о встречных проверках контрагентов первого и второго звена

Результативная часть

  • имеет ли смысл проведение выездной проверки;
  • какие мероприятия необходимо провести в ее рамках;
  • какой состав проверяющих назначить, включать ли в их число представителей правоохранительных органов;
  • какова сумма потенциальных доначислений;
  • насколько реально будет их взыскать

Подведем итоги

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы :

  1. Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  3. C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы . Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в отношении налогоплательщиков, отобранных для включения их в план ВНП. По своей сути предпроверочный анализ является, с одной стороны, одним из этапов подготовки и проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, он имеет относительно самостоятельное значение как разновидность налогового мониторинга рисков налогоплательщиков , встроенную в общую систему и процедуру налогового контроля.

В этой связи налоговый мониторинг в форме предпроверочного анализа представляет собой комплекс контрольных процедур и мероприятий налогового контроля, направленных на подготовку максимально эффективной ВНП путем сбора сведений о налогоплательщике, всестороннего анализа его финансово-хозяйственной деятельности и выявления на этой основе «проблемных» вопросов предстоящей налоговой проверки.

Основной целью предпроверочного анализа является разработка оптимальной стратегии выездной налоговой проверки, а основной его задачей - выявление наиболее вероятных нарушений налогового законодательства, которые будут исследоваться в ходе проведения контрольных мероприятий ВНП.

Процесс проведения предпроверочного анализа включает в себя следующие три этапа:

  • 1) анализ информации о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений;
  • 2) выявление «критических» точек, «проблемных» вопросов налогового контроля;
  • 3) определение перспективных направлений (методов и мероприятий) налогового контроля в рамках проведения ВНП и определение сумм предполагаемых доначислений налоговых платежей в пределах возможностей предпроверочного анализа.

На первом этапе предпроверочного анализа исследуется вся информация о налогоплательщике, имеющаяся в распоряжении налогового органа (из внутренних и внешних источников), а именно:

  • - сведения о налогоплательщике, содержащиеся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК «НДС, ПИК «Недействительные паспорта», ПК «Банковские счета», ПК - «Однодневка» и др.);
  • - сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в государственные органы и иные сторонние организации, располагающие такой информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • - информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от других контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников, клиентов и т.д.);
  • - сведения о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащиеся в средствах массовой информации и сети Интернет;
  • - выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п.2 ст. 86 НК РФ;
  • - результаты и документы предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщика и его контрагентов;
  • - решения судебных органов по налогоплательщику и его контрагентам;

Анализ информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, осуществляется по следующим направлениям.

  • 1. Проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе:
    • - анализ динамики сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей (изменения сумм исчисленных налогов, своевременности и полноты уплаты, причин неуплат);
    • - анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (платежеспособности, налоговой нагрузки, среднемесячной заработной платы на одного работника, уровня рентабельности, доли вычетов по НДС, соотношения доходов и расходов, темпов их роста и др.);
    • - сравнение показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщика по отраслевому признаку.
  • 2. Осуществляется повторный анализ соответствия налогоплательщика «Общедоступным критериям» в порядке, предусмотренном Концепцией, в том числе путем сравнения показателей налоговой нагрузки и рентабельности со среднеотраслевыми показателями, сопоставления среднемесячной заработной платы на одного работника с данными Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  • 3. Проводится сопоставление налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, в том числе:
    • - сумм доходов и расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);
    • - выручки от реализации, отраженной в декларации по налогу на прибыль организаций, в Отчете и прибылях и убытках (форма №2) и декларации по НДС (для индивидуальных предпринимателей - дохода в декларациях по НДС и НДФЛ);
    • - остаточной стоимости основных средств, отраженной в бухгалтерском балансе (форма №1) и в декларации по налогу на имущество организаций;
    • - суммы удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и суммы перечисленного налога и т.д.
  • 4. Проверяется наличие у налогоплательщика объектов собственности (земельных участков, транспортных средств, недвижимого имущества) на предмет:
    • - превышения площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
    • - превышения количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
    • - полноты обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества;

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком имущественного налога.

5. Проводится анализ выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Он позволяет налоговым органам составить схему движения финансовых потоков организации, выявить ее основных контрагентов (поставщиков и покупателей), оценить характер финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия осуществляемым видам деятельности, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования, а также выявить сделки и их контрагентов, по которым необходимо истребовать документы и информацию.

Второй этап предпроверочного анализа предполагает выявление «критических точек» (проблемных вопросов) налогового контроля. «Критические точки» налогового контроля («точки контроля») - это финансово-хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых велик риск совершения налогоплательщиком сделок, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В качестве «критических» потенциально могут рассматриваться следующие операции по счетам и сделки налогоплательщика:

  • 1) расчеты по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • 2) сделки с организацией, имеющей признаки фирмы-однодневки;
  • 3) сделки с посредником между фирмой-однодневкой и налогоплательщиком;
  • 4) сделки с организацией, имеющей признаки «анонимных» структур (регистрация организаций по несуществующим адресам или адресам массовой регистрации; регистрация бизнеса или имущества на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие массовых учредителя или руководителя);
  • 5) сделки с организацией, участником (учредителем) которой выступает оффшорная компания, или сделки с самой оффшорной организацией;
  • 6) транзитный характер расчетов, например, если денежные средства, зачисленные на счет, в течении одного-двух дней перечисляются налогоплательщиком в сопоставимой сумме другому контрагенту; имеет место быстрое и частое проведение встречных расчетов (особенно с контрагентами, у которых счета открыты в том же банке); один покупатель и один поставщик налогоплательщика являются его единственными контрагентами;
  • 7) сделки между формально не связанными между собой контрагентами, по которым операции безналичной оплаты произведены через «Клиент-банк» с одних и тех же 1Р-адресов;
  • 8) разовые расчетные операции на крупные и округленные суммы (риск вывода или обналичивания средств);
  • 9) сделки с контрагентами, созданными незадолго до их совершения (особенно, если операции по сделке носили разовый характер);
  • 10) непрофильные сделки, когда операции приобретения или реализации товаров не соответствуют фактическому виду финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика (риск фиктивного характера сделки);
  • 11) сделки, экономическая целесообразность и обоснованность которых вызывает сомнения в силу их притворности, отсутствия реальной деловой цели (риск фиктивного характера деятельности или сделки);
  • 12) выдачи (погашения) займов, особенно на суммы, несопоставимо большие, по сравнению с суммой их погашения (выдачи), либо выдача беспроцентных займов (риск вывода или обналичивания средств);
  • 13) сделки с векселями;
  • 14) отсутствие сообразных с деловой целью затрат на приобретение сырья, материалов, комплектующих, запчастей, оборудования, МБП и прочих расходов на ведение основной деятельности;
  • 15) отсутствие платежей, необходимых для ведения нормальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (выплаты заработной платы, платежей по аренде, оплаты коммунальных услуг, услуг связи и т.д.).

На третьем этапе предпроверочного анализа налоговые органы определяют направления, методы и мероприятия налогового контроля в порядке проведения ВНП в соответствии с возможностями такого анализа с целью подтверждения выявленных «точек контроля» (предполагаемых налоговых правонарушений и сделок налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды). Неуплаченные или неправомерно уменьшенные по ним суммы налогов составят суммы их к доначислению, что и является результатом предпроверочного анализа. Тем самым, обеспечиваются точечность и эффективность мероприятий налогового контроля, то есть сопоставимость конкретных трудозатрат на их проведение с потенциальной суммой доначисленных налогов.

Важной задачей и результатом предпроверочного анализа является также достижение высокой степени изученности условий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что позволяет аналитику четко ответить на следующие вопросы: может ли организация при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме; каким образом реализуется налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли; в чем заключается выгода учредителей от существования организации, если ее деятельность является убыточной или низкорентабельной

После определения необходимых мероприятий налогового контроля, налоговый орган запрашивает у третьих лиц документы и сведения по выявленным «точкам контроля» и предполагаемым налоговым правонарушениям для последующего проведения встречных налоговых проверок.

  • На последний аспект в свое время обращал внимание А.С. Кизимов (Указ. соч. С.31).42

Ефремова Татьяна Александровна , Преподаватель кафедры «Налоги и налого-обложение» Государственное образовательное учреж-дение высшего профессионального образо-вания «Мордовский государственный уни-верситет имени Н. П. Огарева», Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Берсенева Л.П. Совершенствование камерального контроля – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2004. – №2.

2. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 2. – С.61-63.

3. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки // Финансы. – 2007. – № 8. – С.36-39.