Ндс механизм исчисления. Механизм исчисления ндс, подлежащего уплате в бюджет

  • 12. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 16. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в рф через постоянное представительство.
  • 19.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: назначение. Механизм исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, перспективы развития.
  • 20.Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 21.Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
  • 25.Действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования
  • 26.Ндс:плательщики, освобождение от исполнения обязанностей плательщика ндс
  • 27. Ндс:объект налогообложения, налоговые ставки, налоговый период
  • 31.Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
  • 32.Порядок определения доходов и расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
  • 34 Земельный налог: механизм исчисления и уплаты
  • 37. Налогообложение доходов организации в виде дивидентов.
  • 39. Ндфл. Объект, налогоплательщики, налог.База, необлагаем.Доходы, налоговые ставки
  • 40. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 42. Налог на прибыль организации: плательщики,нал.Ставки,нал.Период,порядок исчисления
  • 43. Расходы не учитываемые для целей налогообложения прибыли.
  • 44. Доходы и расходы не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика. Классификация доходов
  • 45. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
  • 49. Ндфл: состав плательщиков, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и уплаты.
  • 50. Стандартные налоговые вычеты по ндфл и их характеристики.
  • 51. Социальные налоговые вычеты по ндфл и их характеристики.
  • 52. Имущественные налоговые вычеты по ндфл при реализации имущества
  • 53. Имущественные налоговые вычеты по ндфл при приобретении имущества
  • 54 Профессиональные налоговые вычеты по ндфл
  • 55. Особенности и пути совершенствования налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.
  • 58. Упрощенная система налогообл.(усн) - общ.Хар-ка и порядок применения.
  • 64. Налог на добычу полезных ископаемых: назначение и характеристика элементов налогообложения,перспективы развития налога
  • 65. Фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования.
  • 62. Патентная система налогообложения: назначение, сфера применения, общая характеристика.
  • 56,57 – Нет, по непонятным причинам
  • 25.Действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования

    НДФЛ является прямым налогом, уплачиваемым с полученного ф/л реального дохода.

    Порядок исчисления :НДС=НБ*СТ-В где НБ-нал. база, СТ-% ставка(0%,10%18%)В-вычеты

    Сумма налога исчисляется как соответствующая нал. ставке % доля нал.базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов,исчисляемых отдельно как соответствующие нал. ставкам %-ные доли соответствующих нал. баз.Сумма налога подлежащего уплат в бюджет,исчислятся по итогам каждого нал. периода(Как уменьшенная на сумму нал. вычетов общая сумма налога и увеличенная на суммы налога и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные нал.вычеты.Вычетам подлежат только суммы налога, предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг); уплачены при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;уплачены при ввозе на территорию РФ товаров, с территории государств - членов Таможенного союза)

    Уплата производится по итогам каждого нал. периода исходя из факт.реализации(передачи) товаров (выполнения работ) за истекший нал.период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим нал. периодом Уплачивается по месту учета налогопл.в нал.органах. Нал. декларация предоставляется по месту учета не позднее 20-го чиса месяца, следующего за истекшим нал. периодом.Среди особо значимых проблем, связанных с НДС, выделяют следующие пути совершенствования НДС:

    1. Изменение нал.ставки

    2. Использование эффективных налоговых льгот

    3.Совершенствование администрирования НДС (Среди положительных для налогоплательщиков изменений налогового администрирования можно назвать Приказ Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доб. стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ). С вступл. в силу этого Приказа утратил силу Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на доб.стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с террт. Респуб. Беларусь и порядков их заполнения". Вместо трех форм деклараций введена одна - единая декларация для экспортного и внутреннего НДС, которая позволила налогоплат. уплачивать в бюджет только разницу между ними. В январе 2015 года перечень обязанностей налогоплат НДС станет меньше. Из него исчезнет обязанность по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. А сам журнал будет исключен из списка документов, которые нужно предоставлять при подтверждении права на освобождение от налога на добавленную стоимость. Это произойдет благодаря поправкам, которые будут внесены в пункт 3 статьи 169 НК РФ и в пункт 6 статьи 145 НК РФ соответственно и др)

    Изменение налоговой ставки является приоритетной среди других вариантов. В данном случае, речь здесь идет о переходе на единую пониженную ставку НДС.


    Как можно понять, что из этого способно принести пользу, а что нет? Какие именно идеи и люди могут помочь вам в развитии бизнеса? В значительной степени пересмотренные и дополненные «Библиотеки избранных трудов о бизнесе» составляют новую серию издательства Capstone. Эти книги, предоставляя достоверную и новейшую информацию, изложенную доступным языком, незаменимы для менеджеров, работающих в условиях дефицита времени. Стюарт Крейнер - один из основателей информационной, научной и консалтинговой фирмы Suntop Media, автор и соавтор множества книг о биз­несе, среди которых «The Management Century» («Век менеджмента»), «The „Financial Times» Handbook of Management» («Руководство „Financial Times» по менеджменту»), «Leadership the Sven Goran Eriksson Way» («Ру­ководство по модели Свена Горана из Eriksson») и «Business the Jack Welch Way» («Ведение бизнеса по модели Джека Уэлча»)….

    Механизм исчисления налога на добавленную стоимость

    Цена: 464 руб Электронные финансы. Мифы и реальность Книга является наиболее детальным описанием электронных финансовых сервисов как с точки зрения технологий их работы, так и с позиции бизнес-применения данных продуктов. В издании раскрыт широкий круг вопросов в сфере работы с электронными деньгами: принципы их функционирования, порядок противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в системах электронных денег, классификация систем электронных денег, виды наиболее популярных финансовых сервисов.
    Уделено внимание проблематике платежных сервисов, возможностям заработка в Интернете. Развеяны многие мифы и даны рекомендации по получению доходов от работы в сфере электронной коммерции.


    Представлены экспертные оценки перспектив дальнейшего развития платежных инноваций в связи с принятием в России Федерального закона от 27 июня 2011 г.

    Механизм исчисления налогов, понятие ндс

    Особое внимание уделено России, которая также была втянута в мировую финансовую пирамиду и заняла там один из нижних этажей. Дан обзор альтернативных социально-экономических моделей, сформулированы идеи по освобождению России из-под власти мировых ростовщиков….


    Важно

    Цена: 579 руб Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент Всемирно известный бестселлер «Библиотека избранных трудов о бизнесе» — это проводник в мир ведущих теорий бизнеса, представляющий собой краткое изложение работ, оказавших в течении XVIII — XX вв.


    наиболее заметное влияние на менеджмент. Книга знакомит с концепциями, благодаря которым управление бизнесом приняло современный облик. Издание предоставляет достоверную и новейшую информацию, помогающую менеджерам ориентироваться в обилии книг, ежегодно появляющихя на рынке.


    Полученные знания пригодятся в любой отрасли деятельности.

    Налоги и налогообложение

    Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, могут быть покрыты за счет различных источников. В частности, указанные суммы НДС могут быть:

    • приняты к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (ст.
      171, 172 НК);
    • включены в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК);
    • отнесены на затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 5 ст. 170 НК);
    • покрыты за счет собственных источников предприятия или ИП.

    В качестве дополнения к информации, представленной на рисунке 8.6, необходимо отметить следующие моменты. 1.

    § 2. механизм уплаты ндс

    Внимание

    Цена: 429 руб Первый миллион долларов самый тяжелый Вы до сих пор сомневаетесь, что сможете начать свое дело и достичь успеха? Прочитали и прослушали много книг, но все еще ничего не сделали? Терзаетесь вопросом: «где найти клиентов?» Из этой аудиокниги вы узнаете, как начать свой бизнес с минимальными вложениями (а то и без них), а также о создании финансового благополучия. К тому же создадите мощный поток клиентов, разовьете позитивное мышление и получите инструменты инвестирования.


    Почему еще необходимо прослушать эту аудиокнигу? Автор признается: «Если бы я начинал сейчас, имея свои нынешние опыт и знания, я взлетел бы гораздо выше и быстрее. Искренне надеюсь, что с помощью этой аудиокниги у вас это получится гораздо легче».
    … Цена: 249 руб Размещение акций.

    25.действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования

    Возврат сумм НДС производится в такой же срок в сумме, указанной в решении. При несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщик имеет право на получение процентов за пользование этими деньгами от налоговых органов (из бюджета).

    Камеральная проверка Для проверки обоснованности возвращенных сумм налоговой инспекцией в течение 3-х месяцев проводится камеральная проверка. Если факты нарушений не установлены, то в 7-дневный срок после завершения проверки в письменном виде проверяемому лицу сообщается о правомерности проведенного зачета.

    В случае обнаружения нарушений действующего российского законодательства инспекцией составляется акт проверки, по результатам которого выносится решение в отношении налогоплательщика (либо об отказе в привлечении, либо о привлечении к ответственности).

    Механизм исчисления ндс, подлежащего уплате в бюджет

    Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих обложению НДС операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС вычету не подлежит и в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ для ИП), не включается.

    Раздельный учет вести не обязательно только в тех налоговых периодах, в которых доля расходов на производство не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. 3 Следует учитывать, что в некоторых случаях суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению согласно п. 3 ст. 170 НК.

    Каков механизм исчисления ндс

    Налоги и сборы России в вопросах и ответах Раздел 1. Федеральные налоги и сборы 1. Налог на добавленную стоимость Вопрос 18. Каков «механизм» исчисления НДС? «Механизм» обложения НДС в самом общем виде выглядит так. При реализации налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов). При этом не позднее 5 дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, причем в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

    Каков порядок исчисления ндс

    Валюты становятся неотъемлемой частью портфелей многих инвесторов и превратились в самостоятельный класс активов банковских инвестиционных продуктов. И хотя динамике рынков FOREX и теориям, объясняющим эту динамику, посвящено много работ, эту книгу можно назвать уникальной.

    В ней уделяется внимание практической стороне межрыночных отношений, определяющих поведение валют в зависимости от процентных ставок, цен акций и сырьевых товаров.Автор излагает свой инновационный подход, основанный на принципиально новом подходе к анализу валютного рынка, и объективной оценке как старых, так и новейших теорий. Книга научит вас лучше понимать изменения, происходящие в экономике и на рынках и принимать более прибыльные торговые решения….

    Цена: 648 руб О проценте. Ссудном, подсудном, безрассудном.

    Заявительный порядок возмещения НДС происходит в отношении немногих плательщиков, отвечающих следующим условиям: — общая сумма уплаченных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу) должна быть не менее 10 млрд. руб. за 3 календарных года, которые предшествовали году подачи заявления о возмещении; — плательщиком получена банковская гарантия. Применение такого порядка предусматривает еще одно условие: плательщик должен быть зарегистрирован в налоговых органах РФ не менее 3-х лет до подачи налоговой декларации для возмещения налога.

    Порядок возмещения Для возмещения НДС налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган письменное заявление о возврате сумм налога. Эти суммы могут быть возвращены на указываемый в заявлении расчетный счет или зачтены в уплату других налоговых платежей (при наличии задолженности по ним). В течение 5-ти рабочих дней инспекцией выносится решение.

    Сумма НДС, как и большинство других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

    Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

    В том случае, если у налогоплательщика отсутствует надлежащий бухгалтерский учет или не ведется учет объектов налогообложения, налоговые органы согласно НК РФ имеют право исчислить такому налогоплательщику суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основе данных по другим аналогичным налогоплательщикам.

    Определенная в соответствии с налоговой базой и установленной ставкой сумма налога предъявляется налогоплательщиком при реализации товаров, работ и (или) услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичный порядок применяется также при реализации налогоплательщиком товаров, работ и (или) услуг по государственным регулируемым оптовым ценам или тарифам, в которые не включен НДС. В этом случае соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах. При реализации товаров, работ и (или) услуг населению по розничным ценам или тарифам соответствующая сумма налога должна включаться в указанные цены или тарифы. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не должна выделяться.

    К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов для контроля за облагаемым оборотом и соответственно за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога налоговое законодательство предъявляет особо повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС.

    При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога.

    Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

    Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и птому подобного на территорию России.

    Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения.

    Включаются в затраты производства, т.е. не учитываются отдельно, предъявленные или уплаченные суммы НДС в случае использования приобретенной продукции при производстве или передаче товаров, работ и (или) услуг, операции по передаче которых для собственных нужд не подлежат налогообложению. И наконец, не учитываются отдельно предъявленные или уплаченные суммы НДС при реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория РФ.

    В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет.

    Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере

    Таблица 2 Пример расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет (ставка 18%)

    Этап движения товара

    Стоимость закупленных сырья, материалов, топлива. Полуфабрикатов, готовой продукции,

    Созданная на предприятии добавленная стоимость, тыс. руб.

    Стоимость реализованной продукции, тыс. руб

    Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

    НДС выставлен в счете-фактуре

    Стоимость в счете-фактуре с учетом НДС

    Сумма уплаченного поставщику НДС (гр 2 * 18%)

    Предприятие - первичный производитель сырья

    Обрабатывающее предприятие

    Оптовый продавец

    Розничный продавец

    Конечный потребитель

    81 (НДС, уплаченный покупателем продавцу в цене товара)

    Как видно по данным таблицы 2, общая сумма добавленной стоимости. Созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. рублей, и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ. услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости.

    Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой - обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

    В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета

    Глава 2. Действующий механизм исчисления и уплаты НДС (на примере ООО Мясокомбинат «Дубки»)

    2.1 Механизм исчисления и уплаты НДС в РФ

    Сумма НДС, как и большинство, других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

    Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

    В том случае, если у налогоплательщика отсутствует надлежащий бухгалтерский учет или не ведется учет объектов налогообложения, налоговые органы согласно НК РФ имеют право исчислить такому налогоплательщику суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основе данных по другим аналогичным налогоплательщикам.

    Определенная в соответствии с налоговой базой и установленной ставкой сумма налога предъявляется налогоплательщиком при реализации товаров, работ и (или) услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичный порядок применяется также при реализации налогоплательщиком товаров, работ и (или) услуг по государственным регулируемым оптовым ценам или тарифам, в которые не включен НДС. В этом случае соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах. При реализации товаров, работ и (или) услуг населению по розничным ценам или тарифам соответствующая сумма налога должна включаться в указанные цены или тарифы. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не должна выделяться.

    К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов для контроля над облагаемым оборотом и соответственно за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога налоговое законодательство предъявляет особо повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС.

    При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога.

    Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

    Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья.

    Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения.

    Включаются в затраты производства, т.е. не учитываются отдельно, предъявленные или уплаченные суммы НДС, в случае использования приобретенной продукции при производстве или передаче товаров, работ и (или) услуг, операции по передаче которых для собственных нужд не подлежат налогообложению. И наконец, не учитываются отдельно предъявленные или уплаченные суммы НДС при реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория РФ.

    В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет.

    Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере – (Приложение Б).

    Как видно по данным таблицы 2, общая сумма добавленной стоимости. Созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. рублей, и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то, что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости.

    Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой – обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

    В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

    2.2 Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО Мясокомбинат «Дубки»)

    2.2.1 Краткая характеристика и организационная структура ООО Мясокомбинат «Дубки»

    Мясокомбинат "Дубки" один из крупнейших мясокомбинатов России. Благодаря внедренной программе «Порядок во всем» продукция мясокомбината соответствует самым высоким требованиям качества и обладает превосходным вкусом. Миллионы жителей России ежедневно имеют в своем рационе продукцию мясокомбината «Дубки».

    Мясокомбинат "Дубки" производит более 130 видов высококачественных изделий: вареные и копченые колбасы, изысканные деликатесы из говядины, свинины, мяса птицы, консервную продукцию. Вся продукция изготавливается только из высококачественного сырья, с использованием новейших технологий и передового отечественного и зарубежного опыта, на современном импортном оборудовании фирмы "Schaller". Существующая на предприятии эксклюзивная научно-техническая лаборатория контроля качества производства обеспечивает свежесть, высокие вкусовые качества, постоянство качественных характеристик, длительный срок хранения продукции (до 45 суток).

    На данный момент Мясокомбинат "Дубки" производит продукцию под тремя торговыми марками:

    ТМ "Дубки Премиум", ТМ "Дубки", ТМ "Русские колбасы".

    2.2.2 Система налогообложения ООО Мясокомбинат «Дубки». Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в ООО Мясокомбинат «Дубки» .

    Рассмотрим, как осуществляются операции купли и продажи, когда ООО Мясокомбинат «Дубки» выступает в роли покупателя и продавца, и как это отражается на определении НДС подлежащего уплате в бюджет.

    Начнем с операции закупки продукции, это очень важно так как, покупая продукцию, мы оплачиваем стоимость продукции с входящим НДС, и чтобы он был возмещен нам из бюджета, необходимо оформить данную покупку соответствующим образом. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.

    Вся деятельность по покупке продажи товара начинается с заключения договора, в котором прописываются все условия реализации продукции. Указывается общая сумма договора с выделением суммы НДС, сроки поставки и оплаты товара.

    Как нам уже известно, при покупке товара, покупатель уплачивает не только стоимость продукции, но и входящий НДС, который нам должен быть возмещен из бюджета. Основным документом, дающим право на возмещение из бюджета, является счет – фактура . Налоговые органы могут отказать в вычете, если на данную поставку не будет оформленного в соответствии со статьей 169 НК РФ счета – фактуры. Там приведен обязательный перечень к оформлению счета-фактуры. Наименование номера и даты документа, отправителя и получателя, ИНН обоих участников сделки, грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, наименование товара, суммы без НДС, ставка НДС, сумма итого с включенным НДС, личные подписи руководителя и главного бухгалтера, либо уполномоченного лица.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней , считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Изначально вместе с товаром могут привезти накладную, товарно-транспортную накладную или просто счет, позднее счет-фактуру. Получив счет-фактуру, данное предприятие ставит его на приход, и отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, на его основании составляется книга покупок. В книге покупок отражается вся информация о наименовании поставщиков, реализовавших нам товар за данный период времени, суммы и даты поставок товара, ставки НДС, видны общие суммы закупленной продукции и уплаченного вместе с продукцией суммы НДС, которая подлежит возмещению из бюджета, но так как данное предприятие реализует продукцию, то эта сумма будет вычетом, уменьшением суммы НДС к уплате в бюджет.

    Процесс реализации ведется в таком же порядке, только выданные счета - фактуры регистрируются в книге продаж, так как на предприятии компьютерная обработка данных, то данный счет, при выписывании, автоматически будет включен в книгу продаж.

    К книгам покупок и продаж, книгам доходов и расходов предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги - на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету - на основе книги покупок.

    При учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки НДС начисляется со стоимости товаров, работ, услуг переход права собственности к покупателю, по которым осуществлен в данном налоговом периоде. В книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям.

    Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг.

    При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически предъявленные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ).

    Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой.

    Каждый квартал предприятие определяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, для этого бухгалтер предприятия формирует книги покупок и продаж либо формирует книгу доходов и расходов, в программе 1С. В книге покупок отражается НДС к возмещению, а в книге продаж к уплате. В зависимости от того какой НДС дебетовый или кредитовый, предприятие либо уплачивает разницу, если НДС кредитовый, либо ничего не уплачивает, так как сумма возмещения больше.

    Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. 8 Составляется платежное поручение в программе 1С. И перечисляется через систему клиент – Сбербанк. Декларация по НДС предоставляется раз в квартал.

    В настоящее время перед Россией стоит проблема выбора пути дальнейшего развития, а перед учеными - задача разработки концепции, которая, основываясь на положительном опыте экономического развития и профессиональной оценке негативных последствий проводимых реформ, умело сочетала бы исторический опыт развития экономики России, ее особенности с перспективой прогрессивного экономического роста и решения проблемы выхода из финансового кризиса.

    Одним из самых противоречивых в методологическом аспекте для российской налоговой системы является . НДС введен в российскую налоговую систему в 1992 г. и действует в настоящее время в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

    Как недостатком в НК РФ считаем отсутствие правовой дефиниции "добавленная стоимость" и ее экономического содержания, нет и алгоритма исчисления добавленной стоимости.

    Анализ и оценка суждений финансистов-налоговедов, критические статьи специалистов в области налогового права (С.В. Овсянникова, И.А. Майбурова, А.Ю. Гаганова, Ю.М. Лермонтова, Б.А. Минаева, Е.В. Кудряшовой, И.В. Трунина, В.А. Кашина) подтверждают, что изучение вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования НДС, имеет огромную теоретическую и практическую значимость.

    В деловых кругах обсуждается вопрос об изменении ставки налога. Популярностью пользуется идея замены НДС налогом с продаж, предлагается изменить метод исчисления налога с зачетного на прямой. Особенно много критических замечаний на несоответствие гл. 21 НК РФ положениям научной теории разработчиков этого налога.

    Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, и необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).

    В действующей редакции гл. 21 НК РФ существует противоречие между названием налога и фактическим механизмом его исчисления, которое в практике приводит к отрицательным последствиям.

    Из названия налога - "налог на добавленную стоимость" - следует, что предметом его обложения является такая экономическая категория, как "стоимость", представляющая собой, согласно экономическому учению, оценку потребительским рынком результатов абстрактного труда и являющаяся (как количественное выражение такой абстракции) составной частью меновой стоимости реализуемого товара.

    Структура меновой стоимости имеет агрегированную (сложную) природу и состоит из двух компонент - фиксированной и вариативной. Фиксированная компонента сторонами сделки не согласуется, поскольку использованные при создании нового товара сырье, материалы, услуги, орудия и средства производства как привходящие потребительные стоимости уже имели свои меновые стоимости в момент их приобретения и были перенесены на стоимость вновь произведенного товара, т.е. изначально подлежали учету при формировании размера его меновой стоимости.

    И наоборот, согласованию подлежит вариативная компонента, которая объективируется в добавленную стоимость. Добавленная стоимость как количественно-стоимостной показатель меры труда и прибавочного продукта может быть выявлена исключительно в процессе согласования сторонами сделки меновой стоимости реализуемого товара, и такой процесс согласования является единственным экономически обоснованным рыночным инструментом.

    Особенно острые дискуссии идут по поводу элементов налогообложения, их публично-правовой природы, параметров их экономической характеристики.

    Критике, по нашему мнению обоснованной, были подвергнуты объект обложения, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога.

    В соответствии со ст. 146 НК РФ в ее системной связи с п. 1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 НК РФ объектом обложения НДС являются операции, которые свойством измеримости не обладают и обладать не могут.

    Налоговая база не может существовать сама по себе в отрыве от объекта налогообложения. Налоговая база определяется только в случае, если осуществлена реализация товаров (работ, услуг), т.е. только при появлении объекта налогообложения.

    Налоговая база, согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, определяется размером дохода или выручки от реализации всей агрегированной стоимости, но не величиной добавленной стоимости. Формула исчисления суммы налога к уплате, предусмотренная ст. 52 и п. 1 ст. 53 НК РФ, вместо арифметического произведения налоговой базы на налоговую ставку, в силу п. 1 ст. 171 НК РФ, представляет разницу между величинами, одна из которых - налоговый вычет, неизвестна установленной п. 1 ст. 17 НК РФ структуре налога с формирующими ее обязательными элементами.

    Налоговое законодательство предусматривает обязанность поставщика предъявить к оплате покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг), указав эту сумму в счете-фактуре (т.е. обеспечить возможность переложения налога). Такая обязанность установлена ст. 168 НК РФ прежде всего в целях обеспечения публичного интереса, связанного с осуществлением налогового контроля за обоснованностью применения налоговых вычетов покупателем товаров (работ, услуг).

    Структура налога, позволяющая применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета.

    В получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ - счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов-фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок, вынуждена тратить значительные средства и время на анализ книг продаж, книг покупок и платежных документов налогоплательщиков. Однако эти проверки оказываются малоэффективными - счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

    Освобождение от уплаты НДС в рамках специальных налоговых режимов определяет исключение из общего правила функционирования данного налога. НДС, уплаченный поставщику материалов, работ, услуг, по приобретению основных средств и нематериальных активов, включается в расходы и не принимается к возмещению.

    Сравнительный расчет исчисления и уплаты НДС по анализируемым сельскохозяйственным предприятиям, применяющим единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), позволяет сделать следующие выводы: являясь производителем, сельхозтоваропроизводитель, приобретая и оплачивая в цене товара НДС поставщику, формирует НДС покупателя для поставщика. Сельхозтоваропроизводитель как потребитель использует эти товары (горюче-смазочные материалы, удобрения, ядохимикаты, запасные части и т.д.) для производства новой стоимости, следовательно, он участвует в процессе формирования добавленной стоимости для конечного потребителя. Для производителя на специальном режиме в виде ЕСХН НДС уплаченный списывается на издержки производства и на этой стадии превращается в прямой налог. При реализации товара без начисления НДС у него не формируется НДС покупателя, за счет которого он может возместить НДС поставщика, следовательно, он обязан снизить прибыль (если она будет) или получить компенсацию из бюджета на сумму НДС, уплаченную поставщикам.

    Реальное освобождение от уплаты НДС получит сельхозтоваропроизводитель, если приобретать будет товары у поставщиков без НДС. Никто из участников производственного цикла не пострадает, на эту сумму НДС покупателя будет меньше перечислена сумма НДС в бюджет: не получили - перечислять нечего. Государство, таким образом, реально может освободить от НДС сельхозтоваропроизводителей.

    У предприятия появятся дополнительно оборотные средства в сумме не уплаченных НДС поставщику. Учитывая сезонный характер, годичный цикл производства сельскохозяйственной продукции и достаточно большое незавершенное производство, государство может использовать механизм уплаты НДС для стимулирования развития сельского хозяйства.

    По такому принципу в США устанавливается льготный режим уплаты налога с продаж для фермеров - при покупке сырья, материалов, основных средств для сельского хозяйства этот налог не взимается.

    Налог на добавленную стоимость как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий. Когда предприятие решает проблему инвестиционного развития собственными силами, приобретая или создавая основные фонды, то получает возможность немедленного принятия к вычету НДС, уплаченного при покупке инвестиционных товаров (применяется общий порядок получения вычетов).

    Налог на добавленную стоимость, уплаченный при осуществлении капиталовложений, предусматривает его полное возмещение, как и при приобретении иных товаров и услуг, что обеспечивает его нейтральность по отношению к выбору между потреблением и инвестированием.

    Процесс перелагаемости формирования добавленной стоимости в сельском хозяйстве специфичен. Глава 21 НК РФ объектом обложения определяет операции по передаче товаров, услуг внутри предприятия на потребление. Но потребление есть производственное и потребление конечного товара.

    В сельском хозяйстве, в растениеводстве, производится сырье для переработки или передачи в другое подразделение (корма для животных, зерно для производства хлеба и т.д.), и эти же виды продукции могут быть реализованы потребителю. Для предприятий, имеющих собственную развитую базу переработки, достаточно сложно вести учет НДС, особенно внутреннее движение стоимости.

    Из этого вытекает важный вывод о том, что освобождение от уплаты НДС носит необъективную выгоду.

    Изучение только одного специального режима (ЕСХН) позволяет сделать вывод, что применение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход как льготных режимов, освобождаемых от НДС и применяемых в других отраслях (особенно в торговле), создает не меньше методологических проблем, которые требуют совершенствования нашей российской налоговой системы.

    Наличные и безналичные расчеты одновременно - бесконтрольны, и никакие жесткие меры администрирования налоговыми органами просто не эффективны.

    Несоответствие теоретической базы НДС методу его исчисления способствует выводу значительных сумм добавленной стоимости из-под налогообложения. Поэтому обоснованным решением будет переход к прямому аддитивному (бухгалтерскому) методу исчисления НДС, что позволит данному налогу не только по названию, но и по экономической сущности стать именно налогом на добавленную стоимость .

    Базу обложения НДС следует исчислять не на основе объема реализованной продукции, а исходя из уровня произведенной и присвоенной субъектом налогообложения добавленной стоимости. При таком подходе будет достигнута объективная оценка приращения стоимости на каждом этапе движения товара и услуги от момента ее создания до конечного потребителя, что повысит обоснованность налоговых доходов и будет соответствовать основному налоговому принципу - равнонапряженности.

    Прежде всего следует отметить, что НДС, как всякому косвенному налогу, присуща высокая налоговая дисциплина, от него незачем, да и трудно уклониться, что, соответственно, приводит к меньшим экономическим нарушениям. Кроме того, этот налог в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов, так как автоматически освобождает от налога производственные затраты .

    Налог на добавленную стоимость как налог, взимаемый на каждой стадии продвижения товара в гражданском обороте и не зависящий от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, есть "нейтральный" налог. Тем самым НДС принципиально отличается от налога на прибыль, объект обложения которым - прибыль, причем валовая прибыль непосредственно зависит от величины экономической выгоды, полученной налогоплательщиком (ст. ст. 41 и 247 НК РФ).

    Экономическим основанием (объектом) взимания НДС является сам акт товарообмена, продвижение товара в гражданском обороте, но не конкретный финансовый результат, полученный налогоплательщиком.

    Источник уплаты этого налога - это начисленный НДС, взимаемый с потребителя как доля от налогооблагаемых продаж. В форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" финансовый результат организаций определяется без НДС, акцизов и других налогов на потребление, следовательно, НДС является перелагаемым налогом на потребление. Налоговая нагрузка по этому налогу на предприятия не зависит от величины и структуры добавленной стоимости, так как изменение налоговой ставки не влечет за собой изменение порядка его исчисления и уплаты в бюджет, уплата налога осуществляется покупателем не на этапе производства, а на этапе реализации произведенной продукции .

    Налог собирается в виде последовательных платежей, многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов. Механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, а не по отношению к конечному потребителю.

    Исходя из того, что НДС формирует цену для конечного потребителя, государство может регулировать потребление, изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), устанавливать ограниченные льготы по освобождению от уплаты НДС в отношении некоторых потребительских товаров и жизненно важных услуг, а также для отраслей, требующих государственной поддержки.

    Можно согласиться с Е.Н. Голик, что одним из преимуществ прямого балансового метода расчета НДС является сокращение расходов по администрированию НДС, так как при определении его налоговой базы используются те же документы, бухгалтерские операции, что и для исчисления налога на прибыль организаций.

    Исходя из экономической природы НДС, считаем, что адекватным ей является балансовый, т.е. прямой метод определения данного налога.

    По мнению И.А. Майбурова, наибольшая коррупционная емкость на сегодняшний день заложена в НДС. Без реформы этого налога невозможно прекратить все возрастающий поток бюджетного возмещения, основу которого составляют различные схемы необоснованного экспортного возмещения.

    Необходимо перейти к принципиально иной методологии расчета этого налога. Считать НДС по новой налоговой базе, в качестве которой следует принять добавленную стоимость, созданную данным предприятием и входящую в состав реализованной продукции. Добавленная стоимость должна считаться как сумма фонда оплаты труда, прибыли, амортизации и начисленных за этот период налогов.

    Необходимость реформирования НДС подтверждается методологическими проблемами его функционирования в агропромышленном комплексе Краснодарского края.

    Для устранения противоречий, возникающих в настоящее время при исчислении налоговых обязательств по НДС, необходимо внести изменения в отдельные статьи гл. 21 НК РФ:

    1. Так, в ст. 146 НК РФ объектом налогообложения необходимо признать добавленную стоимость.

    2. В связи с изменением объекта налогообложения изменяется и налогооблагаемая база в ст. 153 НК РФ.

    Налоговая база определяется как денежное выражение добавленной стоимости (ДС), исчисленной в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг, оплаченных покупателем (В), и стоимостью материальных затрат (МЗ):

    ДС = В - МЗ,

    где В - выручка от реализации товаров (работ, услуг);

    МЗ - стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии, услуг и другие материальные расходы, приобретенные у других производителей и потребленные в процессе производства, которые определены НК РФ.

    В соответствии с системой национальных счетов добавленная стоимость - это разность между выпуском товаров и услуг (выручка) и стоимостью потребленных материальных средств производства и услуг других организаций (промежуточным потреблением).

    3. В соответствии со ст. 52 НК РФ и с п. 1 ст. 53 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как арифметическое произведение двух, установленных в п. 1 ст. 17 НК РФ, обязательных элементов налогообложения - налоговой базы и налоговой ставки.

    Поэтому в ст. 173 НК РФ необходимо установить, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение исчисленной по данным бухгалтерского учета добавленной стоимости и ставки налога.

    SUM НДС в бюджет = ДС x Ставка налога.

    4. Добавленная стоимость товара (на которую начисляется налог) включает в себя амортизационные отчисления. При приобретении основных средств и нематериальных активов у предприятия возникает право на возмещение из бюджета уплаченной суммы НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов.

    Сумма уплаченного налога в этом случае возвращается предприятию из бюджета или используется в виде уменьшения текущих сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, что соответствует инвестиционной льготе, сокращающей сроки возврата НДС из бюджета.

    5. Можно определить как льготу для малого бизнеса и достоинство НДС. Чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет, тем больше выгода. Так как сроки получения и уплаты НДС не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами. Данную льготу можно рекомендовать для малого бизнеса и всем сельхозтоваропроизводителям, учитывая сезонный характер производства.

    6. Прямой бухгалтерский метод методологически сложен для многопрофильных предприятий, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих развитую собственную перерабатывающую базу.

    Целесообразно предоставить право уплаты НДС по выбору одного из двух методов, прямого бухгалтерского или зачетного, так как эти два метода позволяют лишь проверить достоверность исчисления суммы НДС для перечисления в бюджет. Сумма НДС для перечисления - это сумма налога, исчисленная от созданной добавленной стоимости самим предприятием. По нашему мнению, погрешность расчета оправдает административные издержки существующей в настоящее время методики уплаты и предоставления льгот по НДС.

    7. Добавленная стоимость формируется на региональном уровне, но НДС, как федеральный налог, формирует только федеральный бюджет.

    Дочерние предприятия крупных объединений, холдингов на территории Краснодарского края ("Окей", "Икея", "Метро", "Табрис") свои полученные суммы НДС уплачивают по месту головных предприятий (Москва, Санкт-Петербург), т.е. происходит изъятие налоговых доходов с территории края в другие регионы, следовательно, назрела необходимость рассмотреть вопрос об учете и отчетности по месту формирования добавленной стоимости и закрепление части НДС за территориальным бюджетом.

    На примере этих крупных оптово-розничных торговых комплексов, учитывающих НДС во всех товарах (чеках), можно организовать учет реализации раздельно на любом предприятии, тем более в малом бизнесе.

    8. Методологическая путаница в объектах налогообложения и в методах исчисления НДС в законодательной и нормативной базе, применяемой в налоговой системе РФ, связана с массой терминов, определений, понятий, имеющих синонимы их экономического содержания. Суммы НДС, предъявленные и оплаченные покупателем, называются: "НДС входной", "НДС покупателя", "НДС горизонтальный", "НДС вертикальный", а НДС, определяемый НК РФ как вычет, - "НДС поставщика", "НДС выходной", "НДС исходящий", "НДС, подлежащий зачету".

    Необходимо установление единого понятийного аппарата, совместно разработанного учеными и практиками, с закреплением его в нормативных актах.

    9. При использовании предлагаемой методики плательщики НДС, включая на специальных налоговых режимах, будут находиться в равных условиях, так как каждый хозяйствующий субъект начисляет налог на свою добавленную стоимость. Внесенные изменения устраняют методологические нарушения порядка исчисления и уплаты НДС, что позволит организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, быть более конкурентоспособными и не занижать собственную прибыль. Практически создаются благоприятные условия для малого бизнеса и сельхозтоваропроизводителей в рамках традиционного НДС, а не в обход его.

    В большинстве стран ЕС малые предприятия, включая предприятия сельского хозяйства, ведут бухгалтерский учет по упрощенной форме, но не исключены из сферы применения НДС .

    10. С изменением методики исчисления НДС появится возможность реально изменить учет в рамках локальной системы (экономической или производственной) объема вновь созданного продукта. Поскольку добавленная стоимость характеризует вновь созданную стоимость, задача производителя заключается в максимизации этой величины. Чем выше добавленная стоимость, тем больше доходов получает государство и, как следствие, создается больше ресурсов для перераспределения этого дохода. Для оценки вклада в создание регионального валового продукта (на уровне муниципальных образований - территориального продукта) появится возможность проводить социально-экономический мониторинг в разрезе отраслей экономики, крупных предприятий и малого бизнеса.

    Анализ полученной добавленной стоимости позволит определить:

    Вклад отдельных предприятий в общеотраслевой (региональный) выпуск товаров и услуг и в общеотраслевую (региональную) добавленную стоимость;

    Эффективность использования инвестиций и факторов производства;

    Структуру добавленной стоимости по источникам ее образования (удельный вес расходов на оплату труда, амортизационных отчислений, прибыли, налогов (налоговую нагрузку) в добавленной стоимости);

    Объем добавленной стоимости в разрезе муниципальных образований Краснодарского края и любого другого территориального образования.