Европейский центральный банк и европейская система центральных банков. Банковская Европа: эфемерный союз и реальность краха денежная эмиссия банкнот евро

Банковская интеграция в. Западной. Европе формировалась задолго до создания. Европейского. Союза (далее -. ЕС) и начиналась из элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, пе ередувалы соглашение о многосторонних валютных компенсациях между. Францией,. Италией,. Бельгией,. Нидерландами,. Люксембургом и. Германией, которая присоединилась к ним с 1947 г.. Однако процесс интеграции в банковской с. Фери начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сферрі.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и. Европейской валютной системы. Создание эффекты ивно действующей банковской системы потребовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Пр оцесы реорганизации банковских систем стран. Европейского валютного союза и создания. Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развитияку.

На первом этапе валютные соглашения между странами. Западной. Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчет ункы, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp было заключено более 400 валютно-клиринговых соглашений, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообменіну.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах. Европейского платежного союза (далее -. ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединяются ував 17 стран. Западной. Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единице, по золотым содержанием приравнивалась к 1 амер долл.. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а. ЕПС - прототипом. Европейской банковской системтеми.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании. Европейского. Экономического. Содружества (далее -. ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений 31 января 1959 г начал функционировать. Евро опейський валютный союз (далее -. ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший. ЕПС. Впоследствии из структуры. ЕВС выделился. Валютный союз стран-участниц. Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр. Люксембурга. П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 г этой программы . Советом. Министров. ЕВС. Зазн ачений документ получил название"План. Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии. Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980о 1980 р.

На первом этапе (1971-1974 pp) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на а основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Второй этап (1975-1976 pp) имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьог в этапа (1977-1979 pp) должны стать: передача наднациональным органам. ЕС некоторых полномочий, принадлежавшие национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно- финансовым вопросам и объединить центральные банки. ЕС по примеру. Федеральной резервной системы. США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политиколітики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе,"План. Вернера"??не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в. ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регул вание валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х. Рокив.

Длительный застой в создании. Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая вз заемозалежнисть и межгосударственное регулирование . Была сформирована разветвленная институционально-организационная структурура.

Следующая попытка создать. Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией. Европейского валютного союза в. Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализ зации предложений председателя. Комиссии. ЕС. Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом. ЕС получили название"План. Делора"Он предусматривал поэтапную трансформацию. Европейской валютной систе мы в. Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов. ЕС. Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообществства.

Важным событием на пути реализации"Плана. Делора"стало подписание в феврале 1992 г в г. Маастрихт и (Нидерланды). Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы. ЕВС

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали. Австрия,. Бельго гия,. Германия,. Ирландия,. Испания,. Италия,. Люксембург,. Нидерланды,. Португалия,. Финляндия и. Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций. Совета по экономическим и финансовым вопросам. ЕС, следовавший из индивидуальных контрольных оценок. Комиссии. ЕС и. Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных. Маастрихтским договором и протоков олом к??немуого.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту с 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц со они евро, а евро стала их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1:і 1:1.

Начала свою деятельность. Европейская система центральных банков (далее -. ЕЦБ), включающий в себя. ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро

Банковская интеграция в Западной Европе формировалась задолго до создания Европейского Союза (далее - ЕС) и начиналась с элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Германией, присоединилась к ним с 1947 гг. Однако процесс интеграции в банковской сфере начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и Европейской валютной системы. Создание эффективно действующей банковской системы требовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Процессы реорганизации банковских систем стран Европейского валютного союза и создания Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развития.

На первом этапе валютные соглашения между странами Западной Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчеты, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp. было заключено более 400 валютно-клиринговых сделок, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообмена.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах Европейского платежного союза (далее - ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединял 17 стран Западной Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единицы, за золотым содержанием приравнивалась к 1 амер. долл. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а ЕПС - прототипом Европейской банковской системы.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании Европейского Экономического Содружества (далее - ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений. 31 января 1959 начал функционировать Европейский валютный союз (далее - ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший ЕПС. Впоследствии из структуры ЕВС выделился Валютный союз стран-участниц Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр Люксембурга П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 этой программы Советом Министров ЕВС указанный документ получил название "План Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980

На первом этапе (1971-1974 pp.) Предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласования экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Второй этап (1975-1976 pp.) Имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьего этапа (1977-1979 pp.) Должны были стать: передача наднациональным органам ЕС некоторых полномочий, принадлежащих национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно-финансовым вопросам и объединить центральные банки ЕС по примеру Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, "План Вернера" не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х годов.

Длительный застой в создании Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Была сформирована разветвленная институционально-организационная структура.

Следующая попытка создать Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией Европейского валютного союза в Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализацией предложений председателя Комиссии ЕС Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом ЕС получили название "План Делора". Он предусматривал поэтапную трансформацию Европейской валютной системы в Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов ЕС Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообщества.

Важным событием на пути реализации "Плана Делора" стало подписание в феврале 1992 в г.. Маастрихт и (Нидерланды) Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы ЕВС.

Соглашением определены основные предпосылки образования ЕВС: осуществление странами ЕС полной неограниченной конвертируемости национальных валют, абсолютной либерализации движения капиталов, интеграции банковских и других финансовых рынков, строгой фиксации

(без каких-либо предельных допущений) валютных курсов. Определены основные этапы становления Европейской банковской системы.

Основным итогом первого этапа, который начался в 1992 году и завершился в начале 1994p., Стала ратификация Маастрихтского соглашения всеми странами-участницами; полная либерализация в рамках ЕС миграции капитала; осуществление системы мер, направленных на приближение темпов инфляции до уровня стран, которые имеют благоприятные для этого показатели (таблица 17.1); сокращение бюджетных дефицитов.

Таблица 17.1 - Основные показатели функционирования стран в соответствии с положениями Маастрихтского соглашения

Показатель деятельности

Критерий соответствия

Инфляция,%

Не должна превышать на 1,5% средний уровень инфляции в трех лучших странах-членах ЕС по этому показателю

Номинальная ставка по долгосрочным кредитам,%

Не должна отличиться более чем на 2% от средней ставки трех лучших стран-членов и в Е С по данному показателю

Дефицит государственного бюджета,% к ВВП

Не выше 3% от ВВП

Государственный долг,% к ВВП

Не более 60% к ВВП

Стабильность обменного курса национальной валюты,%

Два года успешного участия в системе ERM II (недопущение отклонения обменного курса от границ колебания, установленных Европейской комиссией)

Второй этап (1 января 1994 - 31 декабря 1998) был посвящен дальнейшей подготовке стран-членов и в до введения евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступал как прообраз Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), основной задачей которого стало определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа. Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежно-кредитной политики стран-членов накануне становления экономического и валютного союза и мог выносить рекомендации национальным центральным банкам. На данном этапе произошли такие интеграционные процессы:

Принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, так же как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Такая же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;

Принятие законодательства, отменяет привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к ресурсам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;

Утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом;

Формулировка требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), что потом было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС по бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;

Принятие национального законодательства, предоставляет центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, для того чтобы сравнить их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют (таблица 17.2).

Таблица 17.2 - Страны, которые соответствовали условиям для введения евро

Гос. дефицит,

Задолженность,

Уровень инфляции,

Уровень безработицы,

Эконом, рост,

Германия

Ирландия

Люксембург

Нидерланды

Португалия

Финляндия

2 мая 1998 Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, выходил из индивидуальных контрольных оценок Комиссии ЕС и Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро стало их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1: 1.

Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (далее - ЕСЦБ), включающий в себя ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро.

УИЛЬЯМ Р. УАЙТ
руководитель отделения Банка международных расчетов в Базеле
(Швейцария)

Европейская банковская система нуждается в коренных преобразованиях
Введение евро должно склонить чашу весов в пользу перемен
Чтобы выжить в новых условиях, банкам следует осуществить
серию адаптационных мероприятий

Переход к евро сопряжен с большими трудностями и требует изменения всей европейской банковской системы.

Ситуация в банковской системе Европы

Даже поверхностный анализ положения, сложившегося в данной сфере, свидетельствует о необходимости глубоких перемен. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

n Европейские банки не располагают прочной стартовой базой для проведения реформ. Речь идет прежде всего о низкой норме прибыли, причем долгосрочные перспективы также неблагоприятны.

В последнее время положение банковских институтов, включая Deutsche Bank, ухудшается. Это связано с тем, что их структурные показатели далеки от оптимальных: избыточность персонала, высокий уровень капитализации, неоправданная распыленность операций по разным отраслям хозяйственной деятельности.

n В европейских банках имеются скрытые силы, требующие перемен, которые руководствуются более глубокими мотивами, связанными в первую очередь с меняющейся ролью государства в управлении банковскими институтами. Ранее государство оказывало большое влияние на деятельность банков, всячески поддерживая их. Многие банки, особенно континентальной части Европы, привыкли работать под защитой государства, поэтому им будет трудно адаптироваться к новым условиям. Что касается банков Великобритании, то они ощущали влияние и протекцию государства в значительно меньшей степени.

n Важной движущей силой перемен являются современные информационные технологии и телекоммуникации. С их помощью возрастают объем и сложность банковских операций. Увеличивается и объем информации, цена которой для потребителя постоянно уменьшается.

Основой работы европейской банковской системы становятся долгосрочные отношения между партнерами, а не единовременные, случайные трансакционные сделки.

Что касается отношений банкира и клиента, то для них характерна известная ассиметрия информированности – банкир являлся более информированной стороной. По мере того, как растет доступность и падает цена информации, которая становится обычным товаром, поставляемым клиенту по разным каналам, например через Интернет, под угрозой оказывается сама суть установившейся практики отношений в рамках действующей банковской системы. При этом от назревающих перемен больше всего пострадает, видимо, персонал европейских континентальных банков.

Внутрибанковская технология также требует коренной перестройки системы обслуживания клиентов, в том числе в местных отделениях банков, где осуществляется основной объем банковских услуг. В условиях возросшего информационного обеспечения людей работать по-старому уже нельзя. В распоряжении клиента оказывается электронная техника, которую он может использовать в своих отношениях с местными банковскими отделениями. Последние перестанут играть роль активной составляющей баланса банка и перейдут в его пассивную часть. Такая переоценка ценностей особенно тяжело отразится на положении европейских континентальных банков.

n В разряд движущих сил грядущих перемен в европейской банковской системе следует отнести и позицию держателей акций. Ранее уже отмечались низкие поступления европейских банков от акционерного капитала. В течение многих лет они как-то находили выход из этого положения, при этом акционеры, включая государство, особенно не вникали в суть предпринимаемых шагов.

Однако постепенно держатели акций стали менять свои отношения с финансовыми институтами. Наиболее деятельные из них буквально ломятся в двери банков, предъявляя свои претензии. Активизировались члены многочисленных национальных и международных пенсионных фондов. Акционеры многих компаний, желающие узнать о своих перспективах, обращаются непосредственно в правления финансовых организаций с требованиями повышения дивидендов. Такая позиция держателей акций является непривычной для европейских банков и, несомненно, приведет к изменениям в их практике.

n В 1990-1993 гг. был принят ряд банковских директив, единый паспорт для банков Европы с расчетом на усиление конкуренции в данном секторе. Однако упомянутые меры не дали ожидаемых результатов. Благоприятная для изменений обстановка не была создана. Это связано с тем, что наряду с силами, выступающими за изменение существующего положения, имеются силы, требующие сохранения статус-кво.

Наиболее мощным консервативным фактором является то обстоятельство, что хотя на первый взгляд в Европе существует единое экономическое пространство для оказания банковских услуг с едиными директивами, единым банковским паспортом, однако между странами по-прежнему сохраняются огромные различия в отношении систем налогообложения, регулирования, права, контроля и составления отчетов, стандартов хранения и передачи информации, технических стандартов, порядка занятости, не говоря уже о культурных различиях.

Хотелось бы надеяться, что в этом противостоянии победят силы, выступающие за изменение сложившейся ситуации.

Евро как катализатор перемен
в европейской банковской системе

Переломную роль в пользу изменений может сыграть введение в Европе единой валюты. Это связано с двумя причинами.

n Одна из них касается рынков ценных бумаг в Европе. Нельзя сказать, что они достигли высокого уровня развития. С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях. Тем самым рынки ценных бумаг превратятся в важный конкурентный фактор европейской банковской системы.

Примерно через десять лет в регионе сформируется первоклассный рынок ценных бумаг, но шансы на нем будет иметь лишь ограниченное количество банков, оперирующих в мировом масштабе. Другим предстоит ожесточенная борьба за выживание. Рынки ценных бумаг при наличии единой валюты принесут им много дополнительных трудностей.

n Важное значение имеет и то обстоятельство, что евро может выступить в качестве катализатора межбанковской конкуренции в регионе, причем единая валюта вызовет изменения в самом характере конкуренции.

Процесс может начаться непосредственно с клиента. К примеру, если его не удовлетворит процентная ставка местного банка, например, в Германии, он имеет возможность воспользоваться услугами французского банка, положив деньги на счет или взяв ссуду в этом банке на более выгодных условиях, тем более что при единой валюте отсутствуют риски по обменным курсам. Определяющим фактором в пользу такого решения является также электронная связь и Интернет, которые исключают необходимость личного присутствия клиента при заключении сделки. Таким образом, и современные технологии, и единая валюта ведут к значительному обострению конкуренции между банками на уровне клиента.

Введение евро может затронуть и правовой аспект конкуренции. Выше уже говорилось о законодательных различиях в европейских странах. Это относится и к банковскому законодательству. По мере того, как начнет обостряться конкуренция между банками, доходы населения начнут испытывать разного рода давление.

Клиенты банков (и население в целом) начнут понимать, что местные банковские институты, например чешские или французские, не в состоянии конкурировать с зарубежными, например немецкими или итальянскими, по ряду причин, скажем, из-за недостаточно твердых гарантий по вкладам. В этом случае напряженность в отношениях между банками и клиентами способна обостриться до предела. Ситуацию можно разрешить с помощью протекционистских мер, но это тупиковый путь, не приемлемый в условиях интеграции. Решение проблемы следует искать на пути постепенного сглаживания различий или их быстрого и радикального устранения. В любом случае, однако, конкуренция между банками будет возрастать.

Наконец, под влиянием единой валюты может измениться и само поведение финансовых организаций. Перемены могут начаться с отношения к клиенту. Национальные банки быстро поймут, что надо бороться за симпатии не только своего клиента (например, чешского или немецкого), а за внимание клиентов на всем европейском континенте. Добиться этого нелегко. В своей рыночной политике банки должны учитывать ряд новых аспектов. Например, сегодня банки, реализуя денежные операции, вынуждены брать на себя риски, свойственные рынку капитала. С введением евро сразу отпадает важнейшая форма риска, связанная с колебаниями курсов валют.

Адаптируясь к новым условиям борьбы за клиента, банки должны будут больше внимания уделять рискам по кредитованию, следить за тем, куда идут кредиты и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко отличать надежные кредиты от сомнительных. Но как только банки возьмут на вооружение подобную линию поведения по отношению к клиенту, он, в свою очередь, постарается найти такие процедуры, которые позволят ему надежно отличать хорошего кредитора от плохого, попытается найти "хороший" кредит, т.е. на предпочтительных для него условиях, независимо от того, где расположен банк – во Франции, Германии, Швейцарии или любой другой стране Европы или даже мира. Национальные связи между банками, с одной стороны, и клиентурой – с другой, начнут быстро рваться. Между самими банками резко обострится конкуренция в борьбе за клиента. Евро станет в этом плане мощным катализатором крупных изменений в европейской банковской системе.

Необходимость адаптационных мер

В новых условиях банки будут вынуждены перейти от рычагов давления к мерам адаптации. Факторы в пользу перемен обретут такую силу, что банки уже не смогут противостоять им и будут вынуждены к ним приспосабливаться. Выбор адаптационных мер довольно широк.

n Прежде всего банковские компании должны снизить свои издержки, что может быть достигнуто в результате, например, сокращения численности персонала или сужения функционального диапазона деятельности. В Европе в этом направлении делалось очень мало по сравнению с другими регионами. Между тем отказ от таких мер означает уступить дорогу конкурентам.

n Другой шаг на пути к адаптации – предложение новых видов услуг, однако сложность здесь в том, что любой конкурент может сделать то же самое. Поэтому банк должен найти возможность опередить конкурентов в разработках своих новинок.

n Важное значение может иметь также круг мероприятий в рамках межбанковской активности в форме слияний, поглощений, реструктуризации и т.д. Если обратиться к конкретным данным, то они свидетельствуют о том, что по масштабам реструктуризации континентальная Европа значительно отстает от англоязычных стран (США, Великобритании, Канады и Австралии). Так, в период с 1991 по 1997 г. общая сумма капитала, сменившего владельца в результате слияний, укрупнений и приобретений в банковском секторе США, составила 330 млрд долл., в то время как в Европе этот показатель оценивается в 111 млрд долл. (при этом в него включены недавние данные Союза швейцарских банков о слияниях в сумме 23 млрд долл.). Дело, конечно, не в том, чтобы поменять вывески на дверях банков, назвав это слиянием или укрупнением. Необходимы конкретные результаты по сокращению банковских издержек, что особенно трудно в переходный период.

n В качестве условия успешной адаптации к быстро меняющейся обстановке можно назвать и готовность банков взять на себя дополнительные риски, причем такая позиция должна стать элементом их политики. Собственно, готовность пойти на риск, особенно в трудные времена, всегда были традиционным качеством банкиров, присущим им еще во времена зарождения банковского предпринимательства. Рискуют банки и в наши дни, поэтому не правы те, кто считает, что такого больше не случается. В последние два года Банк Франции, например, направил два письма в адрес крупнейших банков с предупреждением, что предоставляемые ими кредиты принесут убытки и следует приостановить кредитование на практиковавшихся условиях определенному кругу клиентов.

В середине 90-х годов европейски банки, испытывая трудности на внутреннем рынке, сделали объектом своей деятельности азиатский регион, чувствуя, что, несмотря на риски, могут заработать там хорошие деньги. Они крупно рисковали, предоставляя кредиты азиатским клиентам, при этом их риски были значительно выше, чем сегодня у японских банков в этом регионе.

В принципе готовность к риску должна оставаться традиционным качеством в моделях поведения банкиров, тем более когда речь идет о возможности получения высокой прибыли.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что в европейской банковской системе происходит противоборство сил, выступающих за перемены, и сил, отстаивающих статус-кво. Введение евро окажется фактором, который склонит чашу весов в пользу быстрых перемен во всех сферах банковского предпринимательства. Эти изменения неизбежно приведут к резкому обострению конкуренции в банковской системе Европы и затронут все слои населения. На уровне государственной политики любые изменения, особенно быстрые, необходимо тщательно отслеживать. При малейшей возможности принятия банками повышенного риска контроль и регулирование должны быть усилены. Это, видимо, станет важной задачей государственной политики по отношению к европейской банковской системе на предстоящее 10-летие.

Из выступления на Европейском банковском и финансовом форуме-98 (г.Прага, 24 марте 1998 г.).

Принимая во внимание приведенное выше определение банковской системы, можно сделать вывод, что банковская система государств - участников ЕС - это двухуровневая централизованная банковская система, включающая в себя совокупность кредитных организаций, деятельность которых регулируется нормами банковского права ЕС (в том числе обособленные подразделения (филиалы и представительства) и дочерние банки европейских кредитных организаций, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Союза и вне нее). На первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (ЕСЦБ), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского права.

Существует мнение, что европейскую банковскую систему следует рассматривать как трехуровневую, на первом уровне которой находится ЕЦБ, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации. С таким подходом нельзя согласиться по одной простой причине. Дело в том, что ЕСЦБ - это единый орган, состоящий в соответствии со ст. 1 Протокола об уставе ЕСЦБ и ЕЦБ из ЕЦБ и национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов европейского ЭВС. Самостоятельность НЦБ в значительной степени ограничена. Национальные центральные банки, по сути, выполняют функцию территориальных учреждений ЕСЦБ, подчиненных единой администрации в лице ЕЦБ. Для государств - членов ЭВС появление ЕСЦБ на практике означало укрупнение руководящих уровней национальных банковских систем и их слияние в единый руководящий орган, регулирующий валютную политику всего ЭВС.

В некоторых государствах-членах существуют специализированные органы банковского надзора. Эти организации являются элементами национальных банковских систем, но при этом сохраняют формальную структурную независимость от НЦБ и ЕСЦБ. Так, например, в ФРГ надзор за банковской деятельностью осуществляется Федеральным органом банковского надзора (Bundesaufsichtsamt fur Kreditwesen). Это специализированное ведомство осуществляет широкий круг надзорных полномочий в сотрудничестве с Федеральным банком ФРГ, однако только ему принадлежит право применения санкций к кредитным организациям, допускающим в своей деятельности те или иные нарушения, в том числе и нарушения положений банковских директив Совета ЕС . Следует иметь в виду, что национальные органы банковского надзора (будь то центральные банки или специализированные надзорные ведомства) - это лишь административные органы, обеспечивающие соблюдение правовых норм, не влияющие на формирование и проведение общей денежно-кредитной и валютной политики Союза.

Можно с уверенностью сказать, что в рамках ЭВС существуют условия, необходимые для формирования и развития единой централизованной банковской системы.

В ЕС действуют единые стандарты правового регулирования банковской деятельности, установленные актами вторичного права ЕС. Таким образом, все кредитные организации в ЕС находятся в одном правовом поле и соответствуют общим требованиям, установленным на наднациональном уровне. Конечно, было бы не вполне корректно говорить о наличии в ЕС единого правового режима банковской деятельности, охватывающего все ее аспекты. Тем не менее можно с уверенностью говорить о существовании общих основ единообразного регулирования банковской деятельности, которые служат базой для дальнейшей гармонизации банковского законодательства государств - членов Союза.

В ЕС существует единый орган, регулирующий денежно-кредитную и валютную политику ЕС - ЕСЦБ. Специфика европейской банковской системы заключается в том, что пока не существует прямой зависимости и административного подчинения национальных кредитных организаций основному руководящему органу ЕСЦБ - ЕЦБ .

Согласно ст. 127 ДФЕС главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба цели стабильности цен ЕСЦБ предоставляет свою поддержку общей экономической политике в ЕС, чтобы способствовать достижению целей последнего, как они определены в ст. 3 ДЕС. ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, создавая благоприятные условия для эффективного распределения ресурсов.

Важнейшей характеристикой правового положения ЕЦБ является его независимость. Согласно ст. 282 ДФЕС ЕЦБ обладает правосубъектностью. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость. Необходимо отметить, что в нашей стране независимость Байка России закреплена в ст. 75 Конституции РФ. Эта доктрина была инициирована и практически осуществлена прежде всего усилиями экономистов в рамках конституционной экономики. Более того, руководители центральных банков ведущих стран на симпозиуме, проведенном в 2000 г., в честь 200-летия Банка Франции, сформулировали концептуальный подход к независимости, очень напоминающий некоторые взгляды Бьюкенена. Так, Президент Банка Франции Жан Клод Тришет заявил, что центральные банки не входят ни в какую ветвь власти и ответственны за свою деятельность непосредственно перед всеми гражданами своей страны .

Именитые финансисты, не забывая иногда упомянуть священное имя Монтескье, но не очень при этом заботясь о конституционно-правовом содержании своих речей, прямо заявили, что центральные банки, ответственные за печатание денег, создание золотовалютных резервов и борьбу с инфляцией, не должны находиться в подчинении у законодательной и исполнительной ветвей власти, с тем чтобы избежать влияния сиюминутных политических интересов на долговременные финансовые интересы страны. Пример доктрины независимости центральных банков показывает: наука конституционного права должна «догонять» конституционную экономику, одновременно переосмысливая многие традиционные доктрины, начиная с доктрины разделения властей.

В рамках ЭВС существует единая валютная система, основанная на общеевропейской денежной единице евро, используемой для целей учета и отчетности кредитных организаций.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Экономического Сообщества.

Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза. По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего, Советом Управляющих. 32

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

    адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

    определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков,

    разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран-членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС.

Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС.

К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

    осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

    сбор и обработка статистической информации;

    подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

    разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

    принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

    разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

    организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов.

Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института.

Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

Комитет внутренних аудиторов;

Комитет по банкнотам;

Бюджетный комитет;

Комитет внешней коммуникации;

Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

Юридический комитет;

Комитет по рыночным операциям;

Комитет по денежно-кредитной политике;

Комитет международных отношений;

Статистический комитет;

Комитет банковского надзора;

Комитет информационных систем;

Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты.

Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

    в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

    в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро».

    ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

    финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

    контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ.

В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств.