Росгосстрах требует вернуть деньги выплаченные за дтп. Что делать, если страховая компания предъявляет регрессный иск? Досудебная практика по таким делам

Страховая компания, выплачивающая возмещение по ОСАГО, является коммерческой организацией, нацеленной на прибыль от оплат полисов и сведение расходов на возмещение до минимума. Когда есть основания перевести финансовые обязательства на виновника аварии, страховая требует возместить ущерб по ОСАГО в регрессном порядке. В каждой компании ежедневно возникают подобные ситуации взыскания, и если есть возможность, Росгосстрах, требует деньги за произошедшее ДТП с виновного лица в качестве регресса.

В каких случаях возможен регресс по ОСАГО

Согласно действующим правилам ОСАГО, установленным законом №40-ФЗ, СК при определенных обстоятельствах вправе требовать погашения ремонтных расходов по регрессным требованиям. В статье 14 ФЗ № 40 приводится список обстоятельств, когда можно требовать взыскания от виновного автомобилиста. К таким случаям относят:

  • допущение осознанного наезда на человека, нанесение имущественного ущерба вовлеченным в ДТП сторонам;
  • наличие алкоголя в крови виновного водителя, вождение под воздействием наркотиков и психотропных препаратов;
  • сокрытие с места аварии после столкновения;
  • отсутствие прав в момент нахождения за рулем, отсутствие полиса страховки в салоне авто.
  • использование машины в качестве такси без наличия соответствующего ТО.

Таким образом, выявив вышеуказанные обстоятельства, при ДТП страховщик взыскивает убытки со своего клиента как нарушителя, действия которого спровоцировали аварийную ситуацию.

Страховая требует возместить ущерб после ДТП: что делать?

Когда происходит ситуация, допускающая применение регрессного иска, многие СК предпочитают выждать срок, выдвигая финансовые требования в отношении виновника к окончанию срока исковой давности, т. е. спустя 2 с лишним года. Подобное поведение вызвано желанием повысить свои шансы на успех при рассмотрении дела в суде, ведь зачастую поднять информацию о ДТП, совершенном почти 3 года назад, довольно сложно, а многие документы, которые могли бы помочь в оспаривании претензий, могут быть испорчены или утеряны. Защитить себя в таком случае довольно сложно – требуется помощь опытного юриста, специализирующегося на автостраховании. Совместными усилиями разрабатываются меры по оспариванию претензии, снижению суммы, доказательству невиновности.

Оспариваем вину

В отдельных ситуациях регрессные требования выдвигаются в отношении потерпевшей стороны.


Подобные действия возможны в результате неправильной трактовки сведений о происшествии на дороге, описанных в составленном ГИБДД протоколе. Чтобы освободиться от необоснованных претензий, придется выстроить защиту для судебного разбирательства.

Страховые компании, формулируя претензии к невиновной стороне, опираются на информацию из переданных документов – извещения, протокола, составленного представителями Госавтоинспекции.

Для суда по установлению виновника приоритетное значение будет иметь утверждение из протокола о правонарушении, в котором назначают наказание по отношению к одному из водителей. Однако в большинстве случаев можно доказать, что события на дороге, повлекшие повреждения авто и последующие обращения за выплатами происходили при обоюдной вине автомобилистов. При наличии достаточных познаний в области страхования есть высокие шансы признать вину частичной либо обосновать перед судом непричастность водителя к ДТП.

Проверяем законность требования


Когда страховщик выдвигает регрессные требования, следует проверить на законность выдвинутых обвинений. В первую очередь, устанавливают срок, прошедший с момента возникновения права на регрессное требование. Если после аварии прошло более 3 лет, все действия автостраховщика с попыткой возврата средств, уплаченных при возмещении ремонта пострадавшего автомобиля, могут быть оспорены в связи с истечением периода, отведенного для иска.

Если компенсация требуется на основании суброгации, точкой отсчета трехлетнего срока исковой давности станет момент произведения выплаты. Данный факт необходимо учитывать при определении законности требований.

Снижаем размер регрессного иска

Не всегда суммы, указанные в исковых требованиях, соответствуют действительному ущербу. Завышение калькуляции часто практикуется в регрессных исках, в следующих ситуациях:

  • неверное определение оплаты нормо-часа, учитываемой при расчете страхового возмещения;
  • расходы на замененные в процессе ремонта детали рассчитаны по полной цене от дилеров, не включая возможное снижение стоимости через учет степени изношенности.
  • повреждения, указанные к ремонту страховщиком, превышают объем ущерб, установленный справкой из ГИБДД;
  • появление в смете расходов лишних запчастей;
  • применение пени в отношении водителя.

Чтобы провести работу по снижению стоимости иска, предстоит:

  • подвергнуть тщательному анализу документацию, которую упоминает в иске страховщик;
  • настоять на проведении независимой экспертизе;
  • при выявлении подозрительных расчетов в калькуляции возмещения, насчитанного СК, заявить о своих требованиях провести повторные вычисления.

Для обоснованного оспаривания необходимо тщательно анализировать каждое утверждение страховщика, проверить статьи расходов по каждому пункту. Особое внимание обращают на акт осмотра ТС и выполненную калькуляцию понесенных расходов. При определении законности исковых требований следует учитывать принятие в конце 2014 года единого стандарта проведения подсчетов суммы ущерба и ремонта. Новым регламентом обязаны пользоваться все эксперты, работающие в сфере автострахования.

Для составления калькуляции специалист по оценке обязан использовать установленные справочники, в которых есть информация о стоимости деталей, расходных материалов, а также услуг авторемонтных мастерских. Данные справочники утверждены РСА и приняты в использование всеми экспертными бюро на территории России.

После внимательного изучения расходных статей, следует проверить учет износа в калькуляции, представленной к регрессному иску. В результате проведенной работы, сумма к возмещению может быть значительно снижена.

Досудебное разбирательство

Перед тем, как обращаться в суд, СК обязана провести досудебные мероприятия в отношении установленного виновного. Между тем, иск не может быть принят на рассмотрение, если не проведена работа по взысканию расходов до обращения в суд.

Часто возникают ситуации, когда СК, не разобравшись в деталях страхового случая, высылает досудебную претензию. Письмо, в котором страховщик требует компенсировать понесенные расходы, не имеет унифицированной формы, однако обязано содержать следующие пункты:

  1. Данные получателя требований по регрессу.
  2. Детальная информация об аварии.
  3. Заключение экспертизы.
  4. Свидетельские показания.
  5. Размер взыскиваемой компенсации.
  6. Данные и реквизиты для перечисления от СК.
  7. Отведенный срок для выполнения требований.
  8. Законодательные ссылки, которыми руководствовался страховщик, выдвигая претензию к водителю.

К документу должен прилагаться список доказательств, на которые опирался страховщик при выставлении претензий:

  • калькуляция ремонтных расходов и закупки деталей;
  • акт экспертизы с фото с места ДТП;
  • финансовые документы о произведенных расчетах;
  • справка Госавтоинспекции;
  • выписанное ГИБДД постановление о правонарушении;
  • ксерокопия страховки и документы на автомобиль, отремонтированный за счет компании;
  • документ о признании случая страховым (соответствующий акт, подготовленный силами СК).

Водитель, в отношении которого взыскивается сумма компенсации, должен получить документ, составленный юридически грамотно, с подтверждениями в виде документальных приложений. На практике СК часто высылает упрощенный вариант письма, без представления доказательной базы, с указанием лишь основным обстоятельств дела:

  1. Краткие данные о происшествии.
  2. Сумма, подлежащая взысканию.
  3. Статьи законов, позволяющие требовать в регрессном порядке.

Подобный документ оформлен с нарушениями процедуры досудебного урегулирования, поэтому не может быть признан законным основанием для признания досудебной процедуры состоявшейся.

Судебная практика по делам

Защищать права автомобилисту спустя много времени после ДТП довольно сложно – нет достаточных познаний и опыта в соблюдении норм гражданско-процессуального законодательства. Однако полностью передоверить право на выступление в суде и подачу обращения через своего представителя не стоит.

В интересах автомобилиста внимательно следить за ходом разбирательства, принимать участие в рассмотрении дела судьей. Не следует исключать тот факт, что суд, в отсутствие обвиняемого, может удовлетворить исковые требования СК в полном объеме, посчитав доводы страховщика основательными.


Добиться вынесения справедливого решения без работы опытного юриста довольно сложно. Не следует экономить на услугах специалиста в области защиты прав автомобилистов, так как в его основные задачи входит полное снятие обвинений или сведение исковых требований к минимуму. Более того, в случае рассмотрения дела в пользу обвиняемого, расходы на адвоката могут быть взысканы с истца. А в случае удовлетворения иска компании, следует помнить об успешной практике дальнейшего обжалования вынесенных ранее постановлений.

Как избежать регресса?

Получать регрессные требования – дело малоприятное. Гораздо проще не допускать нарушений, чтобы исключить возможность проигрыша в суде. Садясь за руль, автомобилист обязан соблюдать действующие Правила (ПДД) и другие нормы закона, действующие для всех граждан РФ.

Исключить риск регрессных требований помогут следующие рекомендации:

  1. Если водитель перед поездкой принял алкогольные напитки, следует забыть о передвижении на собственном авто. Проще вызвать такси, избавив себя от риска стать виновником ДТП.
  2. Водитель обязан быть внимательным в процессе эксплуатации автомобиля, учитывая повышенный риск на дороге. Следует помнить, что на улицах хватает «специалистов», провоцирующих ДТП для того, чтобы затем требовать компенсации.
  3. Если срок страховки истек, следует ехать в СК или оформить полис онлайн, чем кататься за рулем без какой-либо защиты на случай аварии.
  4. Когда используется специализированный автотранспорт (сюда относят и такси, автобусы, грузовики), важно следить за своевременным прохождением регулярного ТО.
  5. Если водитель садится за руль не своей автомашины, лучше еще раз проверить, вписан ли человек в страховку, чем потом компенсировать расходы пострадавших в ДТП автомобилей.
  6. В момент ДТП ни при каких обстоятельствах не стоит покидать место аварии, если нет острой потребности в транспортировке пострадавших. Необходимо дождаться приезда представителей ГИБДД и внимательно следить за составлением протокола и фиксацией обстоятельств аварии.
  7. Уведомлять виновник аварии страховщика должен лишь в одном случае – при составлении европротокола. Срок обращения – 5 дней.

Регрессные иски сложны при отстаивании своих прав, прежде всего, в силу давности случая. Так как при оформлении исков часто происходят нарушения в процедуре, а размер компенсации довольно значителен, не рекомендуется заниматься защитой на суде самостоятельно. Привлечение автоюриста поможет решить вопросы с СК с наименьшими потерями.

Страховая обязана возместить нанесенный ущерб пострадавшей стороне, причиненный её клиентом. Причем касается это не только того ущерба, который причинен материалам или конструкции ТС. К ущербу также причисляется сумма расходов на лечение, уход либо погребение (в летальных случаях). К чему мы это ведем? А к тому, что в определенной части (как правило, меньшей) всех страховых случаев, компания после выплат потерпевшей стороне, будет требовать возмещения затрат с виновника в судебном порядке. Это и называется регресс ОСАГО (статья 14, часть 1, закона Об ОСАГО и ст.1081 п.1 ГК РФ).

Регресс по ОСАГО

Если найти хорошего юриста (без него вам будет сложно защищать себя), то есть вероятность, что он сможет найти определенные несоответствия в деле и таким образом, избавит вас от выплаты регресса или хотя бы снизит сумму.

По законодательству (статья 14 закона «Об ОСАГО»), страховая имеет право требовать возмещения, действуя по следующей «схеме»:

Провести оценочные экспертизы (это обязательно, в противном случае, если страховая направит ТС на ремонт, без предварительной экспертизы, оценки, то у виновника появится возможность в принципе обжаловать регресс, из-за невозможности подтверждения действительного ущерба), выплатить всю сумму потерпевшей стороне.

После этого, страховая направляет претензию (заказным письмом, под роспись) виновнику, где указывается сумма ущерба, которую необходимо погасить в досудебном порядке. Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, страховая подает регрессивное исковое заявление в суд, на виновную сторону. И если, все положения истцом были учтены, заявление будет рассмотрено судом.

После вынесения решения, виновнику предоставляется установленный законом срок для добровольного погашения долга. В противном случае, если в указанный период, сумма возмещения не была возвращена, за дело берутся приставы.

Как правило, суд удовлетворяет иски от страховых компаний

Виновнику следует помнить, что пункт о проведении экспертизы и выплата компенсации потерпевшим, обязательные. В противном случае, суд может отказать в регрессе.

На сегодняшний день страховые суммы составляют:

При имущественном вреде - 400 000 руб.

Вред жизни, здоровью - 500 000 руб.

Кстати, у виновника есть возможность обратиться со встречным иском, если он не согласен с назначенной суммой возмещения. Особенно это касается тех случаев, когда пропускались заседания, и виновная сторона узнавала о решении только из судебного уведомления. В качестве доказательств того, что назначенная сумма не соответствует реальным затратам, виновник должен предоставить результаты независимых экспертиз или например получить доказательства реальной выплаты страховой потерпевшей стороне.

Кроме того, помимо суммы непосредственного ущерба, страховая вправе требовать компенсацию на проведения экспертиз, судебных издержек.

Когда страховая требует возврата денег?

Существует немало причин, когда страховая компания вправе потребовать регрессивного возмещения затрат (статья 14 закона об ОСАГО). Итак:

Водитель управлял чужим ТС, при этом, не имея никаких разрешающих документов на этот автомобиль.

ВУ виновника было или его вовсе не было.

Водитель виновник с места ДТП.

ДТП было совершено в момент нахождения виновника в состоянии наркотического, медицинского (снотворным), опиатного или другого вида опьянения.

Виновник не был вписан в страховой полис.

Страховка просрочена.

Умышленное совершение или провоцирование аварии.

Не уведомление страховой о ДТП. При оформлении протокола с участием полицейских или «европротокола», дается рабочих 5 дней для предоставления сведений в свою страховую. Отсутствие переданных сведений означает право компании требовать регресс.

Не предоставили автомобиль на осмотр или экспертизу.

Просрочена . Это касается водителей легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, в том числе переоборудованных под перевозку пассажиров (более восьми мест).

Предоставления недостоверных сведений при оформлении страховки, для уменьшения страховой премии (действует с 01.01.17).

В целом, прежде чем подписывать договор страхования, следует очень внимательно изучить весь пункты. Потому что, основанием для требования регресса может выступать только наличие каких-либо противозаконных действий. То есть это не касается тех случаев, когда ДТП были совершены случайно или неумышленно.

Можно ли избежать регресса?

Существует немало возможностей избежать оплаты регресса, причем законных. Итак:

1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).

2. Не покидайте место ДТП.

3. Не ремонтируйте ТС до момента пока не наступит установленный срок или страховая не даст разрешения.

4. Следите за сроком действия диагностической карты.

6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.

7. Соблюдайте правила ПДД, в целом законодательство.

8. Кроме того, не стоит забывать, что в законе «Об ОСАГО» статья 14, пункт 2, речь идет и о том, что ответственным лицом становится и эксперт, выдавший диагностическую карту. То есть, если удастся доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС. Эксперт будет отвечать, если:

Выявлен дефект, о котором не сказано в диагностической карте, но он привел к аварии.

Дефект не был выявлен в момент осмотра ТС экспертом.

Заключение

В итоге хотелось бы сказать, что нужно придерживаться правил, законов, тогда вероятность возмещения по регрессу будет минимальной. Кроме того, каждый должен понимать, что срок давности по возмещению определяется законом (ГК РФ статья 966 ч. 2), поэтому по истечению давности, страховая не вправе требовать компенсации. К примеру, при нанесенном вреде здоровью, жизни, имуществу третьих лиц, срок исковой давности составляют не более трех лет .

Особенность в том, что срок действия рассчитывается не с момента ДТП, а с момента фактического перечисления потерпевшей стороне компенсации. Кроме того, СИД приостанавливается при подаче иска в суд.

5/5 (4)

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон № 40-ФЗ, регулирующий вопросы ОСАГО, предусматривает возможность взыскания убытков, которые понес пострадавший человек в результате дорожно-транспортного происшествия.

При этом убытки, понесенные страховой компанией, которая компенсировала вред, причиненный пострадавшему в ДТП, также может быть взыскан с виновника аварии.

Внимание! Статья 14 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает конкретно установленные случаи, при которых выдвижение таких требований допустимо:

  • виновник умышленно допустил либо наезд на пешехода, либо порчу имущества;
  • водитель, виновный в ДТП, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • лицо скрылось с места происшествия после ДТП;
  • виновник не имел возможности управлять автомобилем ввиду отсутствия страховки ОСАГО или водительских прав;
  • лицо выступало в качестве таксиста, осуществляло перевозку пассажиров, не имея на такие действия соответствующего ТО.

Смысл в том, что страховая организация взыскивает деньги именно со своего клиента, который допустил нарушения правил ПДД, после чего пострадал другой человек, от чего страховка и реализовывалась.

Также страховая компания может требовать суброгации, что помогает получить возмещение убытков со стороны виновника в дорожном происшествии. Это происходит, когда страховая организация возмещает ущерб по полису КАСКО, причем в отношении каждой стороны аварии.

Требования со стороны страховой компании может быть реализовано и выдвинуто в принципе. Только тогда, когда в деле участвует три стороны: виновник аварии, пострадавший и страховщик.

Если лицо само наехало на бордюр и поцарапало машину, что не повлекло участия третьей стороны, то требовать возмещения убытков страховая компания не может.

Что такое суброгация

Суброгация представляет собой замену, то есть переход права требовать возмещения убытков к страховщику, если ранее такая возможность предоставлялась страхователю.

При этом возмещение осуществляется только в тех пределах, что установлены при оценке ущерба самой страховой компании. Платить всю сумму возмещения со стороны страхователя в пользу устранения последствий происшествия не нужно.

Срок исковой давности

Важно! По общим правилам гражданского законодательства сроком исковой данности признается период, когда могут быть заявлены требования путем подачи иска. Равен такой период времени трем годам, и для страховых компаний при реализации ими суброгации действует то же правило.

Направляет иск чаще всего коллекторское страховое агентство. Отсюда вытекает возможность установить нарушение сроков, поскольку таких дел слишком много, и сотрудники агентств просто не успевают все сделать в срок. Это шанс избежать исполнения требований и выплаты денежных средств.

Если было выявлено такое нарушение, как превышение сроков давности, то достаточно подать заявление в суд, как бы в ответ на полученный иск с указанием упущенного времени.

Кроме того, помогут обстоятельства ДТП. Таковые не всегда подтверждают виновность лица, то есть не порождают возможности взыскивать компенсацию у страхователя.

Что делать, если СК требует возместить выплаченную компенсацию

Как показывает практика, страховые компании не спешат выставлять претензию клиентам, чтобы те возместили убытки.

Это вызвано тем, что срок давности определен в три года, и лучшим способом исключить возможность оспаривания будет направить иск к концу указанного периода. Это может дать шанс на то, что гражданин не сможет восстановить картину прошедшего ДТП и оспорить свою виновность.

Кроме того, любое дело должно сопровождаться документами, которые нередко попросту не сохраняются о застрахованных лиц, попавших и оказавшихся виновных в ДТП. Соответственно, затягивание с выдвижением требований со стороны страховой компании намеренное действие.

Что делать лицу, получившему от страховой компании рассматриваемое требования о возмещении убытков? Претензия не означает, что человек должен тут же исполнить требование.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Кроме того, не следует паниковать. Достаточно разобраться в ситуации и внимательно подойти к тому, чтобы восстановить ход событий прошлого, а именно дорожно-транспортного происшествия.

Распространен вариант обращения к юристам, которые помогают оспорить виновность человека, снизить размер убытков, которые выдвигает страховая компания, или доказать, что направленная претензия в принципе считается незаконной и не может рассматриваться как обязательное процессуальное действие.

Оспаривание вины

Оспорить вину – значит, подтвердить невиновность в произошедшем дорожно-транспортном происшествии. Делается это через суд в тех случаях, когда страховая компания выдвигает требование не тому субъекту, а именно не виновнику ДТП, а пострадавшему от этого субъекту.

Гражданам следует обращать внимание на то, какие отсылки делает страховая организация. К претензии прилагаются справки об аварии, однако также следует уделять внимание протоколам, которые фиксировали события происшествия.

Кроме того, практика показывает ситуации, когда вина обоюдная, что помогает юристам добиться перераспределения требований между участниками ДТП и существенно сократить выдвинутую в требованиях сумму.

Посмотрите видео. Право регрессного требования страховой компании к виновнику ДТП:

Снижение размера ущерба, нанесенного потерпевшему

Чтобы разобраться с тем, можно ли снизить сумму требований, достаточно определить, использовали страховщики приемы для завышения размеров иска, или нет.

Относят к таким средствам следующие варианты действий:

  • увеличение стоимости восстановительных работ по сравнению с нормами, предусмотренными за час труда;
  • применение стоимости запчастей без учета износа по ценам официального дилера;
  • несоответствие тех повреждений, что указаны в справке о ДТП, повреждениям, за которые предстоит возместить ущерб;
  • включение в счет деталей, которые объективно не нужны для ремонта;
  • начисление неустойки.

Внимание! Чтобы установить нарушения со стороны самой страховой компании, следует внимательно изучить документы, назначить независимую экспертизу, чтобы оценить реальный размер ущерба, а также потребовать перерасчета при возникновении малейшего сомнения в действительности причиненных убытков.

Оспаривание законности требования

Первое, что следует делать, получая претензию от страховой компании, это проверять соблюдение сроков давности. Начало такого периода времени определяется моментом дорожно-транспортного происшествия, а если происходит суброгация, то днем осуществления страховой выплаты.

Если не будет установлено нарушения срока давности в три года, то единственный вариант – это оспаривание претензии в досудебном и даже судебном порядке с предъявлением доказательств невиновности или незаконность выставленных требований.

Досудебная практика по таким делам

Досудебная процедура предполагает претензионный порядок. Страховая компания направляет претензию, а виновник ДТП пытается оспорить требования и восстановить ход событий. Чаще всего данный этап завершает спор, когда происходит суброгация по КАСКО.

Учтите! Поскольку получить претензию можно в любой момент, начиная со дня происшествия и в течение последующих трех лет, следует сохранять документы.

Также при необходимости допускается повторная оценка выставленных со стороны страховой компании требований. Нередко активность гражданина приводит к возможности мирного урегулирования вопроса.

Как оформляется досудебная претензия

Также для правильного проведения досудебного этапа разрешения конфликта следует помнить о правилах составления и направления претензии.

Несоблюдение конкретно установленных законом положений приведет к недействительности акта реализации претензионного порядка, который обязателен.

Несмотря на то, что претензия не предполагает специальной формы, следует обеспечивать направление и составление документа так, чтобы оппонент мог получить его и обозначить данный факт. То есть претензия должна представлять собой письменный документ в двух экземплярах для каждой из сторон.

При этом установлены разделы, которые обязательно должны входить в претензию. Плюс, необходимо наличие приложения из документов, подтверждающих позиции страхователя.

Претензия для того, чтобы признаваться правильной, должна включать в себя сведения об адресате и самой страховой компании, заключение экспертов, основания направления требования, обстоятельства дела, сроки рассмотрения претензии, отсылка к нормам закона.

Запомните! К документам, составляющим приложение к претензии, относят:

  • подробный расчет суммы, которая будет выставлена для возмещения вреда;
  • результаты независимой экспертизы с места дорожно-транспортного происшествия с фотографиями;
  • документ, подтверждающий факт осуществленной выплаты по страховке;
  • справка ГИБДД о дорожном транспортном происшествии;
  • постановление уполномоченного органа о факте установления административного правонарушения;
  • ксерокопия страхового полиса;
  • паспорт транспортного средства, пострадавшего в дорожном происшествии;
  • справка, отражающая факт наступления страхового случая.

Отсутствие документов будет признавать претензию необоснованной, а значит, подлежащей оспариванию.

Алгоритм действий при подаче в суд иска от СК

Внимание! Если страховая компания все-таки подала в суд, виновнику ДТП необходимо сделать следующее:

  • проверка документов. Следует исследовать предложенную информацию. При этом можно требовать у страховой компании подробного расчета и обоснования каждого элемента, обозначенного в смете, с отсылкой на дилеров и поставщиков запчастей. Это позволит точно установить достоверность предложенной к возмещению суммы.
  • определить позицию. Ответчик по делу должен защититься, обосновав собственную позицию. Варианты могут быть различными. Некоторые признают вину полностью, некоторые частично, пытаясь доказать необоснованность тех или иных расчетов, а кто-то полностью отказывается исполнять требования.

Если обнаружены очевидные нарушения со стороны страховой компании в части соблюдения процедуры или определения характера требований, то следует об этом сразу заявлять в суде.

В остальном человеку придется полагаться на адвоката, который при установленной вине сможет совершить попытку снизить размер исковых требований.

Как повести себя в суде

Первое правило, которое следует соблюсти в ситуации, когда дело дошло до суда, это участие в процессе.

Возможны такие варианты, когда дело рассматривается в отсутствие ответчика, однако, чтобы отстоять интересы и доказать невиновность (получить изменения размера требований), необходимо активно участвовать в заседании и не пускать дело на самотек.

Учтите! Если лицо не явится в судебное заседание, то есть риск принятия решения судом в заочном порядке. Это будет исключать некоторые возможности по отстаиванию интересов и даже дальнейшему обжалованию решения, если с таковым гражданин будет не согласен.

Также следует подготовиться с правовой точки зрения. Для упрощения работы нужно привлекать юриста, который осветит все необходимые нормы закона, способные помочь в сложившейся ситуации.

В суде ответчику лучше хорошо ориентироваться в данном вопросе, оперируя отсылками к законам, а также теми фактами, что удастся установить при подготовке к делу.

Должно быть осуществлено внимательное ознакомление с материалами дела и приложением к иску. Если появились сомнения, то следует предъявлять другое обоснование ситуации, предоставлять результаты независимых экспертиз и иные сведения, которые помогают повернуть ситуацию против истца.

Если же причин сомневаться в обоснованности требований нет, то уместно согласиться исполнить обязательство. Далее можно будет договориться о подходящем варианте возмещения убытков.

Об автомобильных авариях хочется забыть как можно быстрее, ведь это далеко не самое приятное событие в жизни каждого водителя. Само общение с органами ГИБДД в сумме с составлением бумаг часто может оказаться даже более неприятным, нежели сам факт аварии. Только стоит ли полностью расслабляться, когда всё уже якобы разрешилось? Во многих ситуациях вопрос мог бы решиться уже на месте, но и тут могут быть неприятные сюрпризы.

Предположим, прошло немного или даже прилично времени и тут вдруг, как гром среди ясного неба, приходит требование обычно достаточно крупной суммы от страховой компании. От количества нулей в данном требовании может стать дурно даже самым стойким автолюбителям. В этой статье мы разберемся, почему так может случиться, как дать отпор страховой компании, какие ещё требования может предъявить страховщик и многое другое.

Страховая компания старается возместить средства, которые были выплачены пострадавшему в ДТП, взыскивая их именно с виновника происшествия. При наличии у Вас на время ДТП ОСАГО, Ваша страховая компания должна покрыть сумму в пределах лимита уже другой страховой компании. Если же этого лимита не хватает, то требуют с Вас уже оставшуюся разницу. В данном случае Вам уже потребуется отстаивать свою позицию в суде, поэтому игнорировать такие вопросы категорически не рекомендуется и стоит .

Есть два варианта, когда страховая может требовать средства за причиненный ущерб другим участникам ДТП, где Вы выступаете именно в лице виновника:

  1. Суброгация. Когда у пострадавшего КАСКО и страховая компания уже полностью покрыла его расходы на ремонт.
  2. Регресс. Когда взыскание с виновника идёт именно по ОСАГО.

Что такое суброгация и как поступать в этой ситуации?

Суброгация – это право страховой компании потребовать утраченную сумму с виновника ДТП. Если переводить буквально с латыни, то само слово означает «замена», по факту именно это и происходит. Право требовать возмещение ущерба переходит к страховщику от пострадавшего, после получения им выплат.

Однако это именно право требований в целях возмещения страховой компании, но не обязанность выплатить полностью всю сумму. В своём иске страховщики часто просят не просто крупные суммы, но и могут удваивать некоторые позиции в актах, чтобы ещё больше увеличить конечную цифру.

  • Проверить дату подачи искового заявления. Есть шанс, что можно будет выиграть дело даже без помощи юристов, а всё благодаря сроку давности. Просрочка исковой давности составляет три года со дня происшествия. А так же досконально изучить все приложенные к заявлению документы. В большей части случаев там будет приложен список перечня работ и запчастей.
  • Постарайтесь вспомнить все детали происшествия. Часто страховщики пользуются тем, что благодаря давнему сроку виновник просто не сможет сориентироваться. Найдите документы, которые были составлены тогда, сравните их с теми, что предоставила для ознакомления страховая компания. Бывают ситуации, когда есть возможность оспаривания виновности в этой аварии.
  • Обязательно просмотрите все заявленные пункты, из которых формируется сумма. Проверьте всё, за что с Вас могут требовать возмещение, ведь страховые легко могут посчитать какие-то запчасти дважды или же вписать в требование оплаты некие пенни, в связи с давностью. Никакие штрафы за просрочку они требовать не имеют права.

В списке запчастей страховые компании указывают стоимость исключительно новых запчастей. Причём, по ценам официального дилера. По закону они должны приложить отчёт об оценке с учётом износа запчастей. Эти данные помогут весьма значительно сократить требуемую сумму.

Регресс при ОСАГО и по каким причинам он может быть

Регресс это ни что иное как взыскание с виновника ДТП той суммы, которая была выплачена другим участникам ДТП . Обычно это связано с тем, что виновник:

  • Находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Не имел с собой прав на управление автомобилем;
  • Скрылся с места ДТП;
  • Не имел с собой доверенности на управление средством;
  • Имел на руках талон ТО с уже истёкшим сроком, если он является водителем грузового автомобиля;
  • Не вписан в полис ОСАГО, который у него имеется;
  • Умышленно спровоцировал аварийную ситуацию, по собственному замыслу доведя до возникновения ДТП и причинении ущерба пострадавшим.

С точки зрения страхового права регресс выглядит скорее как наказание. То есть, если приводить пример: уже после ремонта автомобиля и получения выплаты за детали, владелец узнает, что виновный намеренно вызвал аварийную ситуацию. После этого он в праве требовать с виновника ДТП возмещение не только стоимости деталей, но и возмещение средств, потраченных на их замену или починку.

Основанием для регресса выступают именно умышленные противоправные действия, совершенные со стороны виновника ДТП. Случайные события и неумышленные действия не могут являться причиной. Если Вы не совершали умышленно перечисленных пунктов, то обратитесь за помощью к адвокату, ведь необходимо будет доказать обратное и что регресс не имеет места быть.

Как повести себя в суде?

В первую очередь Вы должны отстаивать свои интересы, категорически нельзя пускать дело на самотёк . Так же необходимо, чтобы Вы присутствовали на каждом судебном заседании, пройти это нужно именно лично. Неявка может стать причиной заочного решения, а это означает, что будут в полной мере удовлетворены те требования, которые выставила страховая компания. Даже если они не имеют обоснований или в них есть ложная информация. Обязательно учитывайте этот фактор.

Во-вторых требуется собрать информацию из законодательной базы, которая применима к Вашей ситуации. В этом деле Вам может потребоваться консультация или непосредственная . Учитывая, что участие в процессе хорошего юриста может очень существенно сократить итоговую сумму или даже полностью её оспорить, его присутствие принесет Вам только благо.

Как пример, могут быть указаны повреждения передней левой фары, хотя Вы въехали пострадавшему в заднюю правую. Ваша задача – обозначить все данные, предоставляемые страховой компанией в суде, которые не соответствуют действительности.

Если дело:

  • Рассмотрено в Вашу пользу , то расходы на юриста (согласно ГПК РФ) и его услуги будут возмещены Вам. Будет этот осуществлено пропорционально или же в разумных пределах.
  • Рассмотрено и решение вынесено не в Вашу пользу, то это не повод опускать руки. Наоборот, стоит обжаловать незаконно вынесенное решение в суде вышестоящей инстанции. Это следует делать, если решение было вынесено по независящим от Вас обстоятельствам.

Не стесняйтесь обращаться к помощи квалифицированных специалистов, ведь почти в каждом деле подобного характера есть множество подводных камней. Страховые компании постараются запутать Вас, ввести в заблуждение и взыскать средства, которые Вы не должны им выплачивать. Хороший адвокат в данном вопросе – это уже половина успеха.

Мурад, здравствуйте.

Тут, действительно, как уже было сказано с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П

страховые компании, заявляющие трбования к виновнику в порядке суброгации основываясь на требованиях ст. 965 ГК РФ, указывают на необходимость возмещения образовавшейся разницы между фактической стоимостью восстановительного ремонта по КАСКО и выплатой по ОСАГО.

При этом основывают свои требования на том положении, что

5.3. Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации… предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонтв отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Но тут стоит принять во внимание ряд нюансов.

Во-первых, виновное лицо не лишено право доказывания того. что размер понесенных затрат мог быть сравнительно меньше заявленных в требовании, поскольку существует более экономически выгодный способ устранения полученных повреждений.

В постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П также отмечается, что при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически
обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Но в данном случае речь идет в том числе и о неоригинальных запасных частях, которые в равной мере отвечают предъявляемым требованиям к восстановительному ремонту - необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства.

Соответственно Вам ничто не препятствует заявить ходатайство о проведении судебной экспертизой, с постановкой перед экспертом вопроса о том:

Существует ли более экономичный способ проведения восстановительного ремонта транспортного средства с соблюдением требований к активной и пассивной безопасности водителя и пассажиров и если да, то какова его стоимость?

Второй момент, на котором также целесообразно заострить внимание суда:

И теперь (через 2 года!) страховая требует с меня возместить ей разницу в 42 т.р.

Это время прошедшее с момента ДТП и существовавшая на тот момент иная правоприменительная практика.

И в этой связи Ваше положение ухудшено.

В обоснование данной позиции можете сослаться на решение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1993 года N 81-р, которое было неоднократно подтверждено им впоследствии (определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О), недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей . Это исключает отмену окончательных судебных актов, определяющих права физических или юридических лиц в их отношениях с государством, в частности в случаях, когда за ними признается право на получение определенных благ, кроме случаев, когда судебный акт вынесен в результате ненадлежащего отправления правосудия, т.е. с такими нарушениями, без исправления которых невозможна компенсация ущерба, причиненного судебной ошибкой (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П).