Смотреть страницы где упоминается термин ресурсно-ориентированный подход. Проблемы ресурсно-ориентированной экономики россии Ресурсно ориентированная

Ресурсно-ориентированная экономика Российской Федерации обладает рядом специфических отличий от государств, являющихся чистыми экспортерами энергоресурсов. Характер отличий подразумевает под собой наличие промышленности и смежных отраслей, для которых работающая на экспорт ресурсная отрасль может выступить в качестве драйвера развития.

Проблемы ресурсно-ориентированной экономики в контексте развития технологий:

1. Общая низкая эффективность крупных промышленных предприятий, слабое развитие технологий маркетинга, производства и сбыта ограничивает

эффективное использование потенциала рыночного развития.

2. Деградация производственной базы, тенденция к которой обозначилась в период с 1998-2006, лишает российские предприятия возможности оперативно реагировать на запросы рынка.

3. Консервативный подход заказчиков к формированию портфеля закупаемых товарных наименований и услуг не располагает участников рынка к наращиванию технологичности производств и инвестированию средств в НИОКР.

4. Общее количество смежных отраслей, связанных с топливно-энергетической отраслью ограничено, а их развитие достаточно ограниченно влияет на международную конкурентоспособность российской экономики.

Проблемы ресурсно-ориентированной экономики в контексте внутренней и внешней политики:

1. Репутационные риски, возникающие вследствие нарушения странами-транзитерами соответствующих договоренностей. Высокая вероятность обвинений в «энергетическом шантаже»

2. Отдельный репутационный риск, выражающийся в закреплении за государством негативного имиджа чистого экспортера энергоресурсов, что может отрицательно сказаться на инвестиционных решениях в рамках международного экономического сотрудничества.

3. Риск снижения стабильности внутриполитической системы в случае продолжительного доминирования негативной экономической конъюнктуры за счет экстремизма и политизации лобби соответствующих структур.

Проблемы сырьевой экономики:

1. Неравномерность и низкая эффективность бюджетной политики.

2. Деградация производственной базы, отсутствие стимулов для развития инноваций.

3. Постепенная утрата благоприятного имиджа, сокращение позиций на международной арене.

4. Высокая вероятность возникновения локальных конфликтов, в той или иной мере мотивированных ресурсной составляющей.

5. Ухудшение производственной культуры и социально-психологического климата в государстве.

Заключение

Естественно, что при обсуждении объемов разведанных запасов газа возникает вопрос, а на сколько времени этих запасов хватит? Что касается России, то разведанные запасы газа теоретически обеспечивают его добычу в течении 70-100 лет. Трудно делать более точную оценку, т.к. время добычи зависит от темпов добычи (годовых объемов), а они точно будут меняться и, в среднесрочной перспективе, скорее всего будут увеличиваться. Кроме того, полное время добычи зависит от коэффициента извлекаемости запасов, а он сильно зависит от применяемых технологий добычи (и, как правило, увеличивается с течением времени, т.к. технологии совершенствуются).

С другой стороны очевидно, что самые эффективные (т.е. с наименьшей себестоимостью добычи и с расположенной относительно недалеко инфраструктурой) из разведанных месторождений как правило уже разрабатываются, поэтому если оставаться в рамках разведанных запасов, то можно прогнозировать рост себестоимости добычи газа на вновь разрабатываемых месторождениях. Кроме того, не совсем корректно делать оценку для страны в целом, т.к. Россия - большая страна, то маловероятно, что газ с юга европейской части страны будет доставляться на Дальний Восток (и наоборот), поэтому оценку следует делать по укрупненным регионам. В то же время есть ряд соображений в пользу того, что газ в России может добываться (и использоваться) гораздо большие сроки:

1. Прежде всего, конечно, необходимо помнить о прогнозных запасах газа в России (которые многократно превышают разведанные). Очевидно, что разведка на газ в стране будет продолжаться как силами государства, так и силами компаний, и объемы разведанных запасов будут увеличиваться.

Правда, в силу продолжающейся реорганизации системы геологоразведки в стране и наличия у компаний сверхнормативных запасов газа (по сравнению со среднемировыми показателями), созданных еще в советское время, в среднесрочной перспективе темпы геологоразведки могут быть невысокими (ведь и сейчас темпы добычи газа превышают темпы прироста запасов, но, с другой стороны, с экономической точки зрения и нет нужды отвлекать большие средства в разведку, пока имеются большие запасы), но в будущем темпы увеличения разведанных запасов скорее всего возрастут.

Кроме того, необходимо отметить, что прогнозные запасы дают возможность прироста разведанных запасов прежде всего в Центральной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на шельфе.

2. Геологические исследования на глубинах больших, чем традиционные глубины поиска месторождений газа (как правило до 4 км) дают положительные данные о возможности наличия там запасов газа. Не так давно была пробурена скважина в Астраханской области почти 6 км глубины и она дала приток газа из пластов глубокого залегания.

3. Наконец теоретически существует обсуждаемая специалистами возможность добычи метана из газогидратных (это прежде всего метан в связанном с водой состоянии в твердой фазе) залежей, существование которых было открыто советскими геологами почти 30 лет назад.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что активное использование в дискуссиях тезиса об истощении запасов газа в России скорее всего имеет цели, отличные от тех, которые официально декларируют приверженцы этого тезиса. Кроме того, конечно всегда открытым остается вопрос о неравномерности распределения запасов и стоимости газа и неизменным остается принцип необходимости воспроизводства запасов. Очевидно, что в настоящее время происходит кардинальное изменение организации системы геологоразведки в стране (это спровоцировано ожидаемой отменой отчислений на ВСМБ и, следовательно, изменением системы финансирования геологоразведки). Можно ожидать, что продолжится систематическое финансирование из бюджетов различных уровней региональных геофизических исследований недр и поисковых работ. Что же касается разведки, то она будет в основном финансироваться нефтегазовыми компаниями и вестись ими на свой страх и риск. Можно ожидать, что значительное число геологоразведочных организаций будут взяты под контроль крупными компаниями.

Соответственно через некоторое время возможно будет затруднительно получить независимые услуги по комплексной геологоразведке по разумной цене (каждый раз придется договариваться с крупными компаниями). С другой стороны будет расти количество специализированных сервисных компаний (но для организации их работы будет нужна компания - оператор по разведке). Но в целом стоимость услуг по геологоразведке будет расти.

Стоимость перспективных участков и разведанных запасов уже устойчиво растет и будет расти далее. Но мы полагаем, что в этом росте можно будет выделить две стадии. На начальной стадии при официально декларируемом росте стоимости запасов можно будет договариваться с компаниями, которые под угрозой отзыва лицензии будут искать партнеров по разработке месторождений, об относительно небольшой цене покупки месторождения (его части) под обязательства инвестировать в проект разработки месторождения. На следующей стадии (через несколько лет) декларируемая стоимость сравняется с фактической и существенно возрастет. В ближайшее время можно ожидать создание государством более жесткой системы контроля выполнения лицензионных соглашений и системы отзыва лицензий, что может вызвать отзыв лицензий у ряда крупных и мелких компаний, с одной стороны и лихорадочный поиск ими партнеров и средств на до разведку и разработку месторождений, с другой стороны. В ближайшие годы будет определен порядок отнесения месторождений газа к месторождениям федерального значения и их статус, и порядок формирования и использования федерального фонда резервных месторождений с учетом соблюдения интересов государства и не усиления монопольных тенденций в отрасли. Для этого, в частности, потребуется внесение поправок в главу III «Особенности использования месторождений газа» (ст. 10-12) Закона РФ «О газоснабжении в Российской Федерации».

На настоящий момент практически отсутствуют, но должны быть разработаны и применены меры, стимулирующие и поддерживающие добычу газа из месторождений с падающим уровнем добычи и из малых месторождений (например, путем дифференциации налогов на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий).

Отметим, что сейчас большинство газа в России добывается из месторождений с падающим уровнем добычи. Кроме того, в условиях роста цен на газ и падения объемов его добычи (при росте спроса) актуальным становиться стимулирование разработки малых локальных (с потреблением рядом с районом добычи) месторождений газа. В ходе либерализации рынка газа в России потребуется разработка мер, выравнивающих экономические условия хозяйствования независимых организаций, которые будут осуществлять поиск и разведку за свой счет, с условиями хозяйствования организаций, получивших лицензии на разработку месторождений фактически бесплатно (это прежде всего, конечно, предприятия системы ОАО «Газпром»).

Необходима выработка мер по стимулированию разработки уже разведанных и залицензированных, но не разрабатываемых месторождений. Помимо ужесточения системы контроля за исполнением условий лицензионных соглашений такими мерами могут быть:

1. Введение налога типа «ренталс» в зависимости от площади участка либо объемов запасов с изменением его величины по времени. Налог, например, взимается независимо от стадии разработки месторождения, но может быть отнесен на себестоимость добываемого сырья.

2. Введение антимонопольных мер в недропользовании в соответствии со статьей 17 Закона РФ «О недрах». Например, установление предельных размеров участков недр, количества участков и предельных запасов полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.


Физический вес и вес в денежном выражении продукции ресурсно-ориентированной фирмы
" В табл. 3-1 показаны транспортные характеристики ресурсно-ориентированной фирмы, которая выпускает бейсбольные биты, используя пять тонн древесины для производства трех тонн бит. Фирма занимается деятельностью, связанной с «потерей в весе» в том смысле, что выпускаемая продукция легче, чем доставляемые ресурсы. Вес используемых ресурсов в денежном выражении (monetary weight) определяется как физический вес ресурса (5 т), умноженный на транспортный тариф (1 долл. за тонну на милю) или 5 долл. за милю. Такие же расчеты показывают, что вес выпускаемой продукции в денежном выражении равен 3 т, умноженным на 1 долл., или 3 долл. за милю. Фирма считается ресурсно-ориентированной, потому что вес доставляемого сырья в денежном выражении превышает вес выпускаемой продукции в денежном выражении.
Таблица 3-1
Лес (F) Расстояние от леса(х)
Совокупные транспортные издержки (сумма затрат на материально-техническое снабжение и сбыт продукции) минимизируются в лесу, потому что вес ресурсов в денежном выражении (5 долл.) превышает вес конечной продукции в денежном выражении (3 долл.). Работа по снижению веса проводится в источнике сырья.
Рис. 3-1. Совокупные транспортные издержки ресурсно-ориентированной фирмы
На рис. 3-1 представлены транспортные издержки фирмы. Если х - расстояние от леса до предприятия, то затраты на материально-техническое снабжение составляют:
PC = w. х/ хх, (3-1)
т.е. вес ресурсов в денежном выражении (вес w., умноженный на тариф /.), умноженный на расстояние между лесом и предприятием. Наклон кривой затрат на материально- техническое снабжение соответствует весу ресурса в денежном выражении, поэтому PC возрастает на 5 долл. на милю, с нуля в лесу до 50 долл. на рынке, расположенном в 10 милях. Если хм- это расстояние между лесом и рынком, то затраты на сбыт продукции составляют:
DC= wgx tg х (хм - х), (3-2)
т.е, вес продукции в денежном выражении (вес w умноженный на тариф /0), умноженный на расстояние от предприятия до рынка. Наклон кривой затрат на сбыт продукции соответствует весу продукции в денежном выражении, поэтому DC снижается на 3 долл. на милю, с 30 долл. в лесу (10 миль от рынка) до нуля на рынке.
Как показано на рис. 3-1, совокупные транспортные издержки равны сумме затрат на материально-техническое снабжение и затрат на сбыт продукции. Совокупные транспортные издержки минимальны в лесу (30 долл.). Если фирма переводит производство на 1 милю от леса в направлении рынка, то затраты на сбыт продукции сокращаются на 3 долл. (вес продукции в денежном выражении), а затраты на материально-техническое снабжение возрастают на 5 долл. (вес ресурса в денежном выражении), в связи с чем транспортные издержки возрастают на 2 долл. Совокупные транспортные издержки минимизируются в лесу, потому что вес ресурса в денежном выражении превышает вес продукции в денежном выражении. Ресурсно-ориентированная фирма располагается рядом со своим источником сырья.

И состоянию отрасли, а внутренним аспектам деятельности компании - анализу сильных и слабых сторон. Оптимальное использование и развитие внутренних ресурсов предприятия способствуют формированию ключевых компетенций , обеспечивая конкурентное преимущество , а вместе с ним и долговременную рентабельность компании.  


Противопоставление рыночно- и ресурсно-ориентированных подходов, дискутировавшееся первоначально в литературе, в настоящее время уступило место комбинированному подходу к формированию макроструктуры компании. Управление предприятием исключительно в соответствии с критериями одного из подходов не соответствует реалиям современного бизнеса. Комбинированный подход объединяет с одной стороны, выраженную ориентацию на потребности клиентов (рыночно-ориентированная стратегия), с другой стороны, эффективное использование внутренних ресурсов организации (ресурсно-ориентированная стратегия) для их удовлетворения.  

Новое качество приобретает социальная политика и на уровне отдельной административно-территориальной единицы. Прежде всего, это вовлечение в диалог новых субъектов социальной политики . К ним относятся предприниматели, готовые нести ответственность за социально-экономическую деятельность, а также лица наемного труда, которые объединяются в профессиональные союзы , отстаивают свои интересы и защищают отраслевые приоритеты. Растет число некоммерческих негосударственных организаций, принимающих на себя часть государственных социальных обязательств. Меняется и спектр предметов ведения социальной политики на местах. Новые объекты аналогичны основным болевым точкам российского общества в целом. С этой точки зрения при реализации социальной политики формируется индивидуальный подход, конкретность, прямая адресность, ориентированная либо на заданную группу населения, либо на конкретную территорию. Одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный со- циальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство перестало быть монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов , он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. Платный же заказ социальных институтов (юридических лиц различных организационно-правовых форм) и граждан не имеет границ и стандартов, а регулируется законами рынка . Таким образом, появление двух видов заказов создает предпосылки для расширения ресурсной базы социальных учреждений, так как за каждым видом заказа стоят субъекты со своими интересами, потребностями и финансовыми возможностями.  

Если проблема адаптации к внешней среде эффективно не разрешается в рамках отдельных направлений, то естественным выходом из положения становится одновременное усиление в группировании работ как ресурсного подхода, так и подхода, ориентированного на результат. Квадрант 4 иллюстрирует данный подход к департаментизации. Наиболее наглядным конкретным типом решения такого рода является матричный подход.  

Обострение экологической ситуации проявляется в деградации отдельных эколого-экономических систем, истощении природно-ресурсного потенциала и в ухудшении качества среды обитания человека в целом. Экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние, что проявляется в ухудшении здоровья населения, увеличении числа генетических нарушений, сокращении средней продолжительности жизни. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 50% зависит от образа жизни и на 25% от состояния окружающей среды . До последнего времени вопросы состояния здоровья населения, как правило, не находили отражения при разработке экологических нормативов, выносились за рамки собственно экологических категорий. Вместе с тем обеспечение устойчивого развития требует включение оценки состояния здоровья или угрозы его ухудшения в число важных критериев. Такой подход связан с тем, что здоровье людей - одна из важнейших целей экологически ориентированного развития и важный критерий экологического благополучия. В последнее время наблюдается усиление зависимости здоровья людей от загрязнения окружающей среды . В целом вклад экологического фактора в заболеваемость населения в России оценивается на уровне 20-40%, в том числе по онкологическим заболеваниям - более 50%. Загрязнение окружающей среды повышает уровень заболеваемости населения в среднем на 20%. В России только 15% горожан проживают на территориях с допустимым уровнем загрязнения атмосферы. Так, только загрязнением атмосферы обусловлено примерно 20-30% общих заболеваний населения промышленных центров. В таких промышленных центрах черной металлургии , как Магнитогорск, Новокузнецк, Нижний Тагил, Липецк и др., общая заболеваемость населения почти на 40% выше, чем в относительно чистых городах. Наиболее неблагоприятная экологическая ситуа-  

На сегодняшний день системный характер управления проектом выходит на первый план. Если до недавнего времени для применения достаточно было заявить о том, что объект управления , управляемая деятельность имеет проектно-ориентированный характер и поэтому может называться проектом, то сегодня этого явно недостаточно. Если еще недавно можно было просто создать структурные единицы с названием руководитель проекта или проект-менеджер и при этом считать, что организация базируется на методологии управления проектом , то сейчас такой подход никого не удовлетворяет, так как в действительности не дает ожидаемого эффекта. После прохождения обучения и получения сертификата РМР (Proje t Management Professional), пусть даже всеми сотрудниками организации, или после начала самостоятельного использования специализированного программного обеспечения по календарному и ресурсному планированию (назвать современные

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДк 332.146.2

проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах российской федерации

н. т. аврамчикова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]

м. н. чувашова,

аспирантка кафедры финансов и кредита E-mail: sadmari@rambler. ru Сибирский государственный аэрокосмический университет

В статье определены роль и значимость качества экономического пространства для регионального развития, выявлена специфика экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, вскрыты проблемы формирования экономического пространства в регионах данного типа. Разработаны основные концептуальные положения формирования экономического пространства в ресурсно ориентированных регионах, обеспечивающие проведение региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов. В ходе исследования определены основные направления повышения качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, предполагающие качественные преобразования территориальной структуры в регионах данного типа и способствующие повышению их конкурентоспособности, что является настоятельной необходимостью в условиях экономической глобализации.

Ключевые слова: экономическое пространство, ресурсно ориентированный регион, типизация экономического пространства, территориальная структура, экономический рост.

Специфика экономического пространства ресурсно ориентированных регионов и проблемы его формирования

Экономическое пространство развивает исходные представления о территории и определяется как насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т. д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Общеизвестно, что главными богатствами любой страны являются ее территория и население, они же являются и главными атрибутами государства. Успех экономического развития региона и страны в целом в значительной степени зависит от порядка организации и размещения объектов промышленного производства на его территории.

Анализ отечественных и зарубежных разработок в области региональных исследований позволил

Таблица 1 Валовой внутренний продукт на душу населения в ресурсно ориентированных регионах в РФ по сравнению с развитыми странами мира, тыс. долл.

авторам сделать вывод о том, что необходимыми условиями эффективности развития экономического пространства на региональном уровне являются его рациональная территориальная структура и опережающее развитие экономических анклавов, инновационная активность которых способствует распространению нововведений в зоны их влияния и обеспечивает сглаживание диспропорций в уровне социально-экономического развития региона в целом, обеспечивая рост экономики .

В России экономика ресурсно ориентированных регионов имеет очаговый тип развития, и инновационные процессы в ней, соответственно, носят выраженный локальный характер. Основными проблемами социально-экономического развития ресурсно ориентированного региона, в связи со его спецификой, являются:

Обширность территории и низкая плотность населения, что препятствует равномерному размещению производительных сил в экономическом пространстве региона;

Сосредоточенность природно-ресурсного потенциала на малоосвоенных и труднодоступных территориях региона;

Ограниченность численности экономически активного населения;

Очаговый тип развития промышленного комплекса, наличие резких диспропорций в уровне социально-экономического развития территорий;

Обусловленность экономического роста, как правило, за счет развития сырьевых отраслей;

Ограниченность инвестиционных и финансовых ресурсов и необходимость их целенаправленной привязки к точкам роста в экономике региона;

Высокая дифференциация в уровне доходов и качестве жизни населения региона.

С точки зрения взаимоотношений с федеральным центром основными проблемами остаются:

Дирижисткая политика выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, не обеспечивающая в должной мере регионам экономической свободы;

Недостаточная децентрализация в методах управления, предусматривающих передачу отдельных предметов ведения РФ на региональный уровень;

Низкая эффективность проводимой государственной региональной экономической политики, не порождающая у субъектов Федерации стимулов для вкладывания средств в науку и технологические разработки.

Анализ состояния социально-экономического развития ресурсно ориентированных регионов, находящихся в основном в Сибири, по сравнению с макро- и мезоэкономическими показателями в мировой экономике приведен в табл. 1.

На основании данных, представленных в табл. 1, следует, что интенсивность развития экономики регионов Сибири, которые являются в основном (за небольшим исключением) ресурсно ориентированными, с точки зрения уровня производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения существенно отстает от мировых показателей. Так, в 2011 г. в регионах Сибири ВРП на душу населения составил 7,9 тыс. долл., что на 77,8 % меньше, чем в странах мира с высоким доходом, и на 6 % меньше, чем в мире в среднем (от среднероссийских показателей это отставание составляет 34,2 %).

На основании данных, представленных в табл. 2, следует, что наибольший удельный вес в общем числе субъектов РФ (почти 52 %) занимают субъекты, систематизированные по исследуемому показателю в группу «до 100 тыс. руб. ВРП на душу населения» (данный уровень интенсивности производства материальных благ имеют 43 субъекта РФ, где проживает свыше 45 % населения страны). Таким образом, исследования свидетельствуют, что наибольшее число регионов России по размеру ВРП на душу населения имеет значения ниже, чем в среднем в мире.

Территория 2005 г. 2010 г. 2011 г.

Страны с высоким доходом 29,0 35,2 35,5

Мир в среднем 5,4 7,5 8,4

Россия 11,8 11,7 12,0

Сибирь 2,1 7,1 7,9

Таблица 2

Группировка регионов РФ по размеру валового регионального продукта

на душу населения в 2011 г.

Группы регионов РФ Регионы Удельный вес групп, °%

по ВРП на душу населения, тыс. руб. Количество В % к итогу Численность населения ВРП

До 100 9 10,8 5,4 4,2

101-200 43 51,8 45,1 34,9

201-300 21 25,3 31,3 28,5

301-400 5 6,1 6,6 10,3

401 и выше 5 6,0 11,6 22,1

Итого... 83 100 100 100

Таблица 3

Основные показатели развития Красноярского края по сравнению с СФО и среднестрановыми показателями в 2011 г. в текущих ценах

Объект исследования и показатель ВРП Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг Оборот розничной торговли

Российская Федерация, ВВП, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 54 586,0 (381,8) 35 052,6 (245,1) 19 082,6 (133,5)

Сибирский федеральный округ, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 4 795,6 (252,4) 3 121,9 (161,8) 2 064,1 (107,2)

Красноярский край, всего, млрд руб. (в том числе на душу населения, тыс. руб.) 1 188,8 (419,5) 990,2 (353,6) 361,6 (127,6)

в ресурсно ориентированном регионе (Красноярский край) по сравнению с аналогичными данными по СФО и России в целом. Данные исследования представлены в табл. 3.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Красноярский край имеет показатели на душу населения выше, чем в среднем по России: по ВРП (ВВП) - в 1,1 раза, по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг - в 1,4 раза. По сравнению с аналогичными показателями в СФО превышение составляет 1,7 и 2,2 раза соответственно, что свидетельствует о наличии в данном ресурсно ориентированном регионе неиспользуемых резервов по повышению качества экономического пространства и эффективности его развития.

Основные положения концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов

Основные положения концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов базируются на взаимодействии теорий управления и региональной экономики с оценкой эффективности полученного результата и заключаются в следующем:

В проведении региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов;

В повышении качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов за счет изменения территориальной структуры, обеспечивающей размещение производства и транспортных коммуникаций в соответствии со спецификой регионов и учетом природно-климатических условий;

В разработке критериев оценки качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов;

В обосновании влияния экономического роста ресурсно ориентированных регионов как определяющего фактора формирования экономического потенциала для повышения качества экономического пространства.

В рамках данного концептуального подхода, а также на основании результатов проведенных исследований по выявлению факторов и проблем, влияющих на повышение качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, обобщены и систематизированы основные принципы, обеспечивающие повышение качества управленческих решений:

Принцип научной обоснованности - разработка и совершенствование критериев оценки качества экономического пространства с учетом достижений теории региональной экономики, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий;

Принцип обеспечения качественного состояния экономического пространства региона;

Принцип инновационной активности - восприимчивость региона к инновациям, наличие в развивающихся отраслях полюса роста наукоемких и высоких технологий и распространение импульсов инноваций в зоны его влияния;

Принцип субсидиарности управления территорией - делегирование части полномочий органов исполнительной власти федерального центра на региональный уровень в целях их более эффективного исполнения.

Формирование положений концептуального подхода к формированию экономического пространства ресурсно ориентированных регионов обеспечивает разработку методологических установок по повышению его качества и способствует эффективности принятия управленческих решений.

основные направления повышения качества экономического пространства

ресурсно ориентированных регионов

Проведение региональной экономической политики в соответствии с типизацией экономических пространств регионов и выделением специфических особенностей ресурсно ориентированных регионов. Учитывая наличие территориальной дифференциации социально-экономического положения развития регионов РФ, целесообразно проводить региональную политику, которая должна принимать во внимание достаточно выраженную специфику их развития. В ходе исследования авторами была определена типизация экономических пространств ресурсно ориентированных регионов на примере регионов СФО с использованием интегральной оценки социально-экономического развития регионов по состоянию промышленного производства, уровню занятости населения, уровню жизни и бюджетно-финансовому положению. Типизация экономического пространства регионов РФ по уровню их развития можно представить в следующем виде:

1) регионы с развитым экономическим пространством - в данную группу входят регионы с высокой степенью агломерирования и высоким уровнем индустриального развития, научно-технического прогресса и интенсификации производства. Они располагают большим контингентом квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственны-ми фондами, значительной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой (особенно в отраслях ВПК). Достаточный уровень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет иметь этим регионам собственные финансовые ресурсы для активизации «точек роста» и выполнять «донорские» функции для убыточных субъектов Федерации. Данная группа регионов призвана выступать «генераторами» экономического и организационного прогресса, с их помощью можно обеспечить стратегическую конкурентоспособность России в системе мирового хозяйства

В составе данной группы выделяется подгруппа высокотехнологичных регионов с ведущими отраслями индустрии - наукоемкими машиностроением и химической промышленностью. Данные регионы имеют высокий уровень производства промышленной продукции и, как правило, положительный баланс бюджетных потоков между регионами и федеративным центром. Из числа ресурсно ориентированных регионов СФО в данную подгруппу входят Омская, Томская и Новосибирская области. Подгруппа сырьевых регионов включает в себя регионы, специализирующиеся на добыче и производстве высококлассных видов первичного сырья и конструкционных материалов, на базовых отраслях промышленности - топливно-энергетической и металлургической. В СФО такими регионами являются Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край.

Государственная региональная политика в регионах данного типа должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, активизации экономической деятельности с учетом имеющихся благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, в отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики неоиндустриального типа, формирования наукоемких, высокопроизводитель-

ных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг;

2) регионы со слаборазвитым экономическим пространством - к слаборазвитым (экономически отсталым) относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, с однобокой (недиверси-фицированной) структурой экономики, с резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, с наибольшей среди субъектов Федерации дотационностью территориальных бюджетов. В данную подгруппу из числа ресурсно ориентированных регионов СФО входят республики Тыва и Хакасия. Активная региональная политика в отношении регионов данного типа должна предусматривать их ускоренный экономический рост и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер по государственной поддержке, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких (быстро окупаемых проектов и программ), на уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране.

Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения снижения уровня жизни населения и минимизации отрицательных последствий, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и проявлениям депопуляции населения. Основными способами решения указанных проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников в новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные секторы экономики (включая АПК) посредством льготных кредитов и налогов и т. д. (т. е. данные регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики, включая активизацию территориальной интеграции);

3) регионы с экономическим пространством, находящимся в стадии депрессии - регионы данного типа характеризуются:

Сравнительно высоким уровнем экономического потенциала;

Значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства;

Повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов.

Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нестабильных снабженческо-сбытовых связей или переориентации стратегического курса (например, развитие ВПК) эти регионы совсем недавно отличались глубоким и неизжитым экономическим спадом, высокой безработицей, малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. В СФО таким регионом является Алтайский край.

В качестве одной из главных установок региональной политики выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования финансовых взаимоотношений с федеральным центром. Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов являются:

Льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ;

Введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест;

Использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов и др.

Актуальным также является поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их в преимущественно наиболее конкурентные проекты - базовые звенья структурных преобразований;

4) регионы с кризисным экономическим пространством - к данному типу состояния экономического пространства относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широких общественно-политических конфликтов и глубоких экономических потрясений и т. д. В настоящее время в СФО регионов данного типа нет.

Подведя итог представленной типизации, можно сделать вывод, что для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, для слаборазвитых и кризисных - на государственную поддержку, в то время как для

депрессивных регионов оптимальным является сочетание обоих направлений и механизмов хозяйствования .

Изменение территориальной структуры ресурсно ориентированного региона, обеспечивающей размещение производства и транспортных коммуникаций в соответствии с его спецификой и учетом природно-климатических условий. В процессе освоения и хозяйственного использования территории формируется территориальная структура экономического пространства, к которой относятся следующие типы организации: очаговая и рассеянная; равномерно-узловая и агло-мерационно-узловая. Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда и капитала. Большинство стран мира имеет неоднородное экономическое пространство, в границах которого выделяются особые части: анклавы и эксклавы, при этом анклав понимается как обособленный участок, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (свободные и офшорные зоны), а эксклав - как отделенная от основной территории часть. Структура пространственных теорий региональной экономики складывается из теорий развития региона, теорий межрегиональных экономический отношений, классических теорий размещения.

Территориальная структура экономического пространства представляет собой ряд хозяйственных систем, расчленяющихся на регионы различного ранга. Пространственное разделение труда утрачивает черты географичности и трансформируется из территориального в технологическое или функциональное. Условием территориального разделения труда и его предпосылкой служат отказ территории от самообеспечения всем необходимым и специализация на производстве какого-либо продукта для обмена.

Территориальная организация производства и территориальное размещение производительных сил осуществляются и совершенствуются по мере развития человеческого общества. Пространственный аспект развития особенно важен для России, имеющей большую протяженность и значительные региональные и поселенческие особенности. Красноярский край занимает 1/6 часть России, на его территории проживает свыше десяти национальностей, в связи с чем пространственный

аспект развития для него очень важен. В рыночных условиях размещение производительных сил имеет свои закономерности и особенности.

Территориальное разделение труда обусловливает специализацию регионов на отраслях экономики, сосредоточение и развитие которых там особенно эффективны. Это связано с использованием более дешевых (по сравнению с другими регионами) природных, трудовых и других ресурсов, выгодой от расположения, местных социально-экономических условий и факторов. Объективными предпосылками территориального разделения труда служат дифференциация географических условий и достигнутый уровень развития производительных сил в различных районах страны.

Территориальное разделение труда приводит к развитию между регионами межрегиональных связей по обмену продукцией и услугами. Наряду с региональным разделением труда идет процесс внутрирегиональной специализации, являющийся отражением внутрирайонного разделения труда. Этот процесс сопровождается сосредоточением производства и населения в отдельных частях территории. В результате, на внутрирегиональном уровне возникают промышленные пункты, центры, узлы и территориальные кластеры.

Необходимо отметить, что за рубежом получили развитие экономические концепции районирования и размещения производительных сил на основе выделения зон тяготения и рыночных зон.

Идея экономического районирования за рубежом нашла отражение в концепциях «полюсов роста», «центральных мест», «зон тяготения» и в реализации на практике в промышленных парках, технопарках, технополисах. Эта идея инициируется правительствами зарубежных стран для осуществления территориальных сдвигов в размещении производительных сил и для проведения селективной региональной политики, особенно для депрессивных и экономически отсталых районов. Данный опыт регионального развития и внедрение территориального фактора в процесс принятия федеральных и государственных решений являются для России своевременной и актуальной задачей.

Развитие рыночных отношений внесло коррективы в теоретические основы территориальной организации производства в России. Политика выравнивания развития регионов утратила свою эффективность. Прежние инструменты управления региональным развитием не работают, а зачастую

их использование приводит к негативным результатам. В условиях рынка разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Российской Федерации является объективной тенденцией. Постоянное увеличение этого разрыва, несмотря на межбюджетные трансферты, становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты, т. е. предел политики выравнивания территорий еще не достигнут. Настало время принципиально изменить отношение к концепции управления региональным развитием и, следуя требованиям рынка, перейти к политике поляризованного развития (развития, сфокусированного на приоритетах).

Поляризованное развитие регионов предполагает, что можно «подхватить» естественный процесс поляризации экономического развития и придать ему сбалансированный и управляемый характер. При этом необходимо формирование регионов - локомотивов роста (опорных регионов), оказывающих инновационное и инвестиционное воздействие на остальную территорию. При данном подходе будут достигнуты следующие результаты: сохранится территориальная целостность страны и отдельных ее регионов; произойдет сокращение площадей кризисных территорий; сформируется глобальный регион, сопоставимый с мировыми глобальными регионами .

Развитие территориальной структуры осуществляется на основе урбанизации страны и магист-рализации транспорта. Оба эти процесса определили нарастание территориальной концентрации в разных ее формах: точечной (крупные города), ареальной (городские агломерации) и линейной (цепочки городов, мегалополисы).

1. Урбанизация. В XX в. в России свершилась урбанистическая революция. За столетие в 2,2 раза увеличилось число городов, однако главное заключается в развитии и умножении числа больших городов. Категория больших городов приобретает новые свойства во всех подсистемах: в экономической базе, в населении, в планировочной организации. Тем самым осуществляется принципиальное изменение территориальной структуры страны и распределения населения. Рост больших городов - это общемировая тенденция. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. Авторы подчеркивают, что большие города - это не просто лидеры социально-экономического развития, дви-

гатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни (вокруг городов все более центрируется и территориальная организация, т. е. они являются фокусами территориального развития) .

Вокруг больших городов возникают города-спутники, порождающие агломерации - «созвездия» городов, которые стали ключевой формой современного расселения. Агломерация является средством повышения доли экономичных коротких связей, что очень актуально для обширных и малоосвоенных территорий Сибири. Около 30 % общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составило ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Возник новый тип городов - наукограды, которые также являются преимущественно городами-спутниками крупных региональных центров. Критики недавнего прошлого, когда пишут о том, что напрасно создавалось большое количество новых городов, в то время как надо было развивать старые, забывают, что крупные центры старой России (кроме Петербурга) не имели в своем непосредственном окружении городов. Следовательно, создание новых городов-спутников было необходимостью, ибо обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения. В виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых был усилен городами-спутниками, были созданы активные точки роста. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники, созданы ядерная энергетика, лазеры, реактивная авиация и т. д.

2. Магистрализация. Как известно, магистрали-зация - это повышение скорости движения и провозоспособности всех видов транспорта. В России (вследствие ее огромных просторов и расстояний) данный инструмент изменения территориальной структуры весьма актуален. Именно в России для освоения пространства создавались мощные и скоростные виды транспорта и строились самые протяженные в мире железные дороги. Дальнейшее развитие магистрализации позволит эффективно и с большой экономической выгодой для России использовать ее межконтинентальное положение. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, обобщив результаты разработок собственных и других организаций, предложил концепцию развития транспортных коридоров на территории России, предполагающую

создание и развитие трех широтных и четырех меридиональных коридоров, использование которых существенно повысит конкурентоспособность восточных регионов страны.

Агломерирование и магистрализация обеспечивают экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем «выбраковывания» территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста при этом возникают не только в «привилегированных» районах, а повсеместно, обеспечивая повышение качества жизни населения. В результате использования данных инструментов развития территориальной структуры формируется опорный каркас, который образован совокупностью ведущих центров и соединяющих их магистралей, - это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития: к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и «вширь», и «вглубь». Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления (при этом необходимо отметить, что экономическое сжатие пространства происходит достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса).

Завершение создания и капитальный ремонт территориальной структуры - это одно из условий возрождения России, а рационализация территориального устройства - это важный резерв ее развития. Многое зависит от того, какую модель экономического развития удастся реализовать России: с акцентом на сырьевых отраслях или же, наоборот, на высокотехнологичных производствах. У России есть большие возможности и для каждого из обоих направлений, и для их сочетания. При всех обстоятельствах, особенно принимая во внимание существующую ситуацию, сырьевые отрасли сейчас и в обозримом будущем будут составлять основу экономики России. Они дают основную продукцию для экспорта и валютную выручку. Поэтому будет продолжаться использование богатейших ресурсов Севера. Это предопределяет необходимость пристального внимания к Северу вообще, определение

эффективной северной политики, что обусловливает актуальность вопросов развития ресурсно ориентированных регионов страны в целом и СФО в частности.

Как отмечают авторитетные российские ученые, строительство трансконтинентальных транспортных магистралей, в котором заинтересовано и мировое сообщество, внесет существенные изменения в территориальную структуру России. Связность и повышение качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов Сибири, т. е. ее агломерирование и магистрализа-ция, обеспечат крупные сдвиги в территориальной структуре .

Обоснование влияния экономического роста ресурсно ориентированного региона на повышение качества его экономического пространства. Решение задачи повышения качества экономического пространства напрямую связано с преодолением автаркических тенденций, с развитием межрегиональных связей для рационального использования конкурентных преимуществ территорий в интересах как региональных сообществ, так и государства в целом, способствующих экономическому росту региона любого иерархического уровня.

В рамках неоклассической теории механизм самоорганизации экономического пространства реализуется за счет потоков трудовых и финансовых ресурсов. Считается, что регионы, находящиеся в стадии зрелости, являются источниками капитала, так как сбережения у них превышают инвестиционные возможности. Обусловлена данная ситуация следующими обстоятельствами:

Во-первых, сбережения растут более высокими темпами, чем доходы;

Во-вторых, на стадии зрелости происходит стабилизация или даже снижение предложения рабочей силы за счет завершения этапа урбанизации. Капитал из развитых регионов направляется в менее развитые, так как там имеются возможности получения большей нормы прибыли за счет низкой стоимости рабочей силы и других производственных факторов. Кроме этого, отстающие в развитии регионы имеют возможности роста предложения рабочей силы за счет миграции сельского населения в города.

Таким образом, в соответствии с представлениями неоклассической экономической теории важнейшей составляющей механизма самоорганизации экономического пространства является

миграция капитала, которая позволяет ускорить процесс развития регионов и работает в направлении сглаживания региональных неравенств.

Наряду с миграцией капитала неоднородность экономического пространства, выраженная как существенная дифференциация в уровне доходов, обусловливает также миграцию рабочей силы. При этом направление миграционных потоков, как правило, является противоположным по отношению к потокам капитала. Таким образом, движение рабочей силы направлено из бедных регионов в богатые, что способствует росту региональной дифференциации.

Интегральный эффект миграции рабочей силы и капитала зависит от их относительной мобильности. Если капитал обладает высокой мобильностью, а рабочая сила - низкой, то основное влияние на изменение экономического пространства будут оказывать потоки капитала, и, следовательно, отстающие регионы будут показывать более высокие темпы роста по сравнению с развитыми. Однако если капитал является иммобильным, а рабочая сила - мобильной, то регионы, имеющие высокий уровень доходов и недостаток рабочей силы, будут иметь высокий уровень роста населения и валового регионального продукта.

Основными задачами экономического развития в регионах являются:

Наращивание расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

Повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

Диверсификация промышленного производства;

Опережающее развитие отраслей, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

Приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства и ряд других задач.

Необходимо учитывать, что промышленная политика на современном этапе развития носит не отраслевой, а региональный характер. Экономический рост в регионе основывается на формировании региональных и местных рынков, эффективных региональных хозяйственных комплексах и «точках роста», опережающее развитие которых обеспечи-

вает эффективность развития ресурсно ориентированного региона.

Однако необходимо отметить, что для реализации данной политики необходима определенная степень финансовой свободы регионов, позволяющая им оперативно управлять экономикой региона и формировать стратегию развития на перспективу.

Состояние экономики ресурсно ориентированного региона в динамике рассмотрим на примере Красноярского края (табл. 4).

На основании данных, представленных в табл. 4, следует, что в исследуемом регионе имеет место динамичное развитие экономического пространства: устойчивые темпы роста ВРП, рост общего объема производства товаров и услуг, в том числе инновационных товаров. Имеют также тенденцию к росту инвестиции в основной капитал и среднемесячная начисленная заработная плата. Однако региону не хватает финансовых средств, необходимых для повышения инновационной восприимчивости, о чем свидетельствует снижение в 2011 г. на 39 млрд руб. сальдированного финансового результата по сравнению с предыдущим годом.

Выводы по результатам исследования

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что в настоящее время в региональной экономической политике, проводимой федеральным центром, наблюдается некоторое сочетание интересов центра и регионов, что позволяет в определенной мере обеспечивать темпы роста региональной экономики в ряде субъектов Федерации.

Вместе с тем для повышения качества экономического пространства ресурсно ориентированных регионов, активизации их инновационного развития при реализации региональной экономической политики со стороны федерального центра необходимы учет специфики развития экономики данных регионов и качественные преобразования территориальной структуры в регионах данного типа, что является настоятельной необходимостью в условиях экономической глобализации.

Кроме того, необходимо учитывать, что одним из условий развития страны с федеративным государственным устройством является наличие финансовой самостоятельности всех субъектов Федерации, при отсутствии которой дотационный субъект Федерации подлежит банкротству и при-

соединению к наиболее сильным в экономическом отношении регионам. Именно такая постановка вопроса отвечает статусу Федерации, сохраняющей и развивающей рынок и каждого входящего в нее субъекта.

Список литературы

1. Аврамчикова Н. Т. Теоретические аспекты оценки качества экономического пространства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 35 (266). С. 2-13.

2. Аврамчикова Н. Т. Перспективы развития региона с разреженным экономическим пространством в условиях глобализации // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 5 (140). С. 16-19.

3. Кистанов В. В. Объединение регионов России М.: Экономика. 2007. 139 с.

4. Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. М.: Новый хронограф. 2012. 504 с.

5. URL: http://ereport. ru/stat.