Века используют модель рыночной экономики. Модели рыночной экономики и их характеристики

План изложения и усвоения материала

8.1 Классическая модель рыночной экономики

8.2 Модель Кейнса

Классическая модель рыночной экономики

Классическая модель рыночной экономики можно рассматривать как систему взаимосвязанных моделей, каждая из которых отражает поведение одного из трех рынков: рабочей силы, денег, товаров.

Модель наиболее подходит для описания экономики с совершенной конкуренцией. В условиях функционирования монополий она не работает.

Этот рынок, как и другие, описывается с помощью трех зависимостей: функции спроса, функции предложения и условия равновесия. В классической модели функция спроса на рабочую силу выводится из следующих двух гипотез:

1) предприятия (фирмы) полностью являются конкурентными при наличии предложения товаров и найма рабочей силы;

2) при прочих равных условиях предельный продукт труда снижается с ростом объемов рабочей силы.

Из этих гипотез следует, что в состоянии равновесия предельный продукт труда в стоимостном выражении равна средней ставке заработной платы (об этом говорилось в предыдущем материале):

( 8 . 1 )

Где р - цена продукта, - макроэкономическая производственная функция, в которой К - фонды, L - численность занятых.

Действительно, если бы (8.1) не выполнялось, скажем, было бг, то предприятия пытались бы увеличить найм, поскольку с каждой дополнительной единицей труда получали бы прибыль , и наоборот - если , то предприятия понесли бы убытки и пытались бы сократить наем. С (8.1), то есть

из гипотез 1 и 2, следует, что с понижением ставки заработной платы предельный продукт также уменьшается, пока опять не будет достигнуто равновесие.

Изложенное выше основывается на концептуальных рассуждениях, но это можно доказать и строго математически.

Обозначим через П прибыль (в этом случае экономика рассматривается как одна крупная фирма), тогда, по предположению, что остальные факторы производства, кроме труда, являются фиксированными величинами, получим:

(8.2)

необходимое условие максимума прибыли:

но поскольку

то, действительно, вторая гипотеза - это условие максимума прибыли (максимума функции, представленной уравнением (8.2)). Перепишем соотношение (8.1):

и продифференцируем его по реальной заработной платой :

поскольку

то есть с ростом реальной заработной платы спрос на рабочую силу падает.

Предложение рабочей силы также является функцией от реальной заработной платы.

Предполагается постулат: чем больше будет реальная заработная плата, тем больше будет и предложение рабочей силы.

Эта гипотеза классической теории относительно рынка рабочей силы представлена на рис. 8.1, на котором - кривая спроса, а - кривая предложения.

В равновесии реальная заработная плата равна , а занятость - .

Если бы реальная заработная плата превышала равновесное значение, то есть

Рис. 8.1. Гипотеза классической теории по рынку труда

то возникло бы превышение предложения над спросом на рабочую силу

поэтому избыточное предложение привело бы к снижению заработной платы w под влиянием вынужденной безработицы, при этом условии цены будут снижаться, но в меньшей степени, следовательно, реальная заработная плата уменьшится до . Если же оказалось бы, что , то нехватка рабочей силы заставила бы предпринимателей увеличить оплату труда, и снова была бы достигнута динамическое равновесие.

Теория спроса на деньги (не считая другие виды финансовых активов) в классической модели основывается на гипотезе, согласно которой совокупный спрос на деньги - это функция денежного дохода (то есть и где Y - валовой внутренний продукт в натуральном выражении, р - цена), эта функция (f) - линейная и прямо пропорциональна денежному доходу:

где предложение денег рассматривается как фиксированная величина, экзогенно задана. На рис. 8.2 изображены линии спроса и предложения денег. Для каждого Y своя кривая спроса.

Если при фиксированном Y цена , то имеется избыточное предложение денег , в этом случае допускается гипотеза, согласно которой цены вырастут до уровня .

Спрос на товары (планируемые расходы) - это сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары . Согласно модели как функции нормы процента , снижаются с ростом r.

Рис. 8.2. График спроса и предложения денег

Действительно, чем больше г, тем больше будет доход от сбережения; следовательно, все большая часть доходов будет сохраняться, а меньше (с) - тратиться на потребительские товары. По инвестициям (l ), то чем больше r (т.е. ставка процента, используемая при дисконтирования будущих расходов и доходов при инвестировании и приведении их к текущему времени), тем ниже будет сегодняшняя оценка чистой приведенной стоимости проекта.

В классической модели спрос на товары является функцией уровня занятости, определяется на рынке рабочей силы

Условие равновесия заключается в том, что предложение товаров равно спросу на товары

Объединенная (общая) модель.

Объединяя уравнения и условия, описывающие рынок рабочей силы, денег и товаров, получим классическую модель в полном объеме:

Рынок рабочей силы:

(8.4)

(8.5)

Рынок денег:

(8.7)

Рынок товаров:

Каждый рынок задается кривыми спроса и предложения и точкой равновесия. Отметим, что когда один из рынков выходит из состояния равновесия, то и остальные рынки также выйдут из этого состояния, и следовать к какому новому состоянию динамического равновесия.

Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами, обеспечивая тем самым общее экономическое развитие.

Что исторически и логически необходимо для возникновения рыночных отношений?

Во-первых , продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может владеть продуктом, т.е. свободно им распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества и потребительских свойств.

Во-вторых, обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре, систематически повторяющейся и жизненно необходимой, связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло и возникают его специализированные отрасли.

"Рынок - это оптимальная система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных ресурсных возможностях, уровне развития экономических отношений, при других обстоятельствах совокупных результатов", - говорил еще А. Смит.

Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и, в конечном счете, типы рыночных экономик.

Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем.

2.3.1. Американская модель (либеральная модель). Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Эта модель ориентируется на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах. Поэтому такую мо­дель называют либеральной. С самого начала своего развития ориентировалась на научно-технический прогресс (НТП – Форд, конвейер ) . Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предпринимательский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвратимый процесс. Лидерство в НТП на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать дополнительные выгоды.

Исторически базируется на духе авантюризма + плавильный котел.

Ее характерные черты:

- главенство рыночных механизмов саморегулирования экономики,

Абсолютное преобладание частной собственности; низкая доля государственной собственности,

Незначительное прямое вмешательство государства (в основном – лишь на уровне макроэкономики) в процесс производства товаров и услуг.

Относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Это обеспечивает:

Большую гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

Высокую степень предпринимательской активности и ори­ентации на нововведения, обусловленную более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Особенно результативна эта модель:

На высоком уровне раз­вития производительных сил,

В условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков;

При высоком жизненном уровне населения.

!!! «Дженерал электрик» (электродвигатели) 150 млрд. оборот, 11 млрд. прибыль, много акционеров, ни у кого пакет не превышает 3,5%. «Дженерал дайнемикс» (аэрокосмическая продукция) 27 млрд., прибыль 2 млрд., совершенно частная, хотя и делает истребители для ВВС США. «Дженерал моторс» (автомобили) все время имели 135 млрд. оборот, 6 млрд. прибыль, правда разорились (Детройт), правительство выкупило контрольный пакет, но восстановят деятельность компании и распродадут пакет. Все данные – 2007-2008 г.г. Ричард Никсон - Голда Мейр - Моше Даян.

Для сравнения, Газпром - выручка компании в 2012 году по МСФОсоставила 4764,4 млрд. руб. (150 млрд.долл.),. При этом доходы от продажи газа составили в 2011 году две трети общих доходов (порядка 2,8 трлн руб), остальное пришлось на непрофильные направления, в частности,энергетику, транспортировку газа, а также нефте- и газопереработку. Из числа общей выручки, продажи в РФ составили в 2011 году 738,6 млрд руб. (менее 15%).Но в Газпроме у государства контрольный пакет.. И Миллер постоянно бегает к Путину-Медведеву по самым незначительным вопросам, в то время как Правительство США вмешалось в дела ДжМот уже только в самом безнадежном случае. Роснефть вообще государственная.Выручка компании по МСФО за 2013 год составила 4,694 трлн. руб. (рост на 52 % по сравнению с 2012 годом -такой резкий рост показателей обусловлен приобретением в 2013 году компании «ТНК-BP» [) – примерно как у Газпрома.

Вспомним Билла Гейтса – индивидуал, напористый, лидер, авантюрист, но какие результаты!

Начиная с послевоенного периода, ни одна страна мира не вклады­вала столько средств в образование, научные исследования и техноло­гические разработки, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений. Следует особо подчерк­нуть способ финансирования НТП. Государство осуществляет под­держку не конкретно тому или иному предприятию, а направлению технического прогресса. Развитие на основе лидерства в НТП строится на вложениях в че­ловека. На «человеческий капитал» приходится примерно 1/4 национального богатства США.

2.3. 2. Японская модель (экспортно-ориентированная модель, опирающаяся на сильную структурную политику государства). Японская структурная политика совмещала две задачи: техниче­ское, технологическое перевооружение экономического потенциала страны и достижение межотраслевого равновесия. Японская модель не ломала национальный менталитет. Она нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути разви­тия страны. Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке. Тойота - годовой оборот компании составил астрономическую сумму - 137 млрд. евро, чистая прибыль достигла 8 миллиардов 700 млн. евро. Это на доллары составит более 150 млрд., т.е. они даже круче Газпрома, но это всего-навсего автопром, а Газпром – наше ВСЕ!!!

Эта модель - регулируемый корпоративный капитализм (дух корпорации, верность традициям). В ней благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

2.3.3. Западноевропейская мо­дель (регулируемая рыночная экономика), имеющая следующие местные формы:

Шведская модель (социально-ориентированная рыночная модель). Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

С учетом того, что в этой стране живет всего 9 миллионов человек, успехи страны на международных рынках впечатляют. в Швеции фондовый рынок по своим размерам занимает четвертое место в Европе благодаря наличию таких индустриальных гигантов как Ericsson, SKF, AstraZeneca, Volvo, Electrolux, ABB. Совокупное налоговое бремя в этой стране является самым высоким в мире и составляет 56% прибыли, но экономика-то работает, причем при социалистическом правительстве.

Специфические черты шведской модели:

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Централизованные переговоры по зарплате;

Значительный государственный сектор;

Тяжелое налоговое бремя.

Слабые стороны шведской модели:

Цены растут быстрее, а ВВП увеличивается медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не растет. С одной стороны, падение темпов роста производительности труда – международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг , который менее способен к рационализации. С другой стороны, в Швеции в определенной степени неблагоприятное развитие в объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности . Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства

Германская модель. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Бесспорным лидером является автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler. Его доходы от продажи по всему миру "Мерседесов", джипов Cherokee и прочих легковых и грузовых автомобилей составили в прошлом году 150 миллиардов евро. Что же касается прибыли, то она превысила 4 миллиарда 700 миллионов евро.

А вот крупнейшим работодателем Германии , то есть компанией с наибольшим числом сотрудников, является электротехнический концерн Siemens со штаб-квартирой в Мюнхене. На него в различных городах ФРГ и в дочерних фирмах по всему миру трудятся в общей сложности 445 тысяч человек.

Deutsche Telekom - самая дорогостоящая компания Германии . Совокупная цена всех акций этого бывшего государственного монополиста составляет сейчас 55 миллиардов евро. Для сравнения: рыночная капитализация концерна Siemens, занявшего в данной категории второе место, не достигает и 40 миллиардов.

Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель , сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами :

- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений;

Активной государственной политикой защиты и поддержания конкуренции ; - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.; -антициклическое регулирование; - стимулирование технологических и организационных инноваций.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

!!! Но нельзя забывать, что с конца 2МВ и до 1968 Франция сидела на жесткой плановой экономике, целиком заимствованной у СССР, который обгонял всех (и США тоже по темпам экономического роста).

2.3.4. Олигархическая модель . Она наблюдается при подчинении инте­ресов государства выгодам господствующих в стране финансово-промышленных групп. Такая модель была весьма распространена во многих странах до Второй мировой войны. Затем в развитых странах сформировались институты, препятствующие прямому поглощению национальных интересов корпоративными выгодами того или иного рыночного субъекта. В России угроза сползания в олигархическую мо­дель достаточно реальна. Классика – Украина современная (частные армии, олигархи во главе регионов и др.) У нас с олигархами чекисты борются как могут Березовский, Ходорковский и др.¸ но вот Абрамович… Еще ее называют «кланово-олигархическая модель».

2.3.5..Догоняющая рыночная модель . Ее используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперед в промышленной трансформации. Она предполагает использование государством дол­госрочных стратегий и мобилизационных потенций. Такие стратегии предполагают получение необходимых технологий, повышение уров­ня квалификации кадров и национальной науки. Пионерами использования догоняющей модели стали послевоенная Япония и в настоящее время Китай .

Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.

В связи с эти выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Для либеральной характерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики. При этом следует отметить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной модели, являются высоко монополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость. Яркими примерами либерального типа рыночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии.

Американская модель основывается на свободном частном предпринимательстве и жесткой конкуренции, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая производительность труда и резкое неравенство в доходах.

Японскую модель характеризуют, кроме сильного рыночного начала, такие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, преобладание общенациональных интересов над личными, высокий уровень профессионализма, дисциплинированности и экономической ответственности, активное государственное программирование.

Социально ориентированнуюмодель рыночной экономики отличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут служить модели национальных экономик Германии и Швеции.

Германская модель - это модель социально-рыночного хозяйства, отличающаяся активной экономической деятельностью государства, направленной, в первую очередь, на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономической цели, а создает надежные социально-правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы. При этом важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Шведская модель (модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование и социальное страхование) – на государство.

В рамках социально ориентированной модели рынка стремятся развивать свои национальные экономики и страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, где программа перехода к данной рыночной модели принята в 1996 г.

В процессе формирования социально ориентированной экономики в Беларуси предусматривается:

· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

· преобразовать систему распределительных отношений, обеспечить приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;

· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

· содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему наиболее эффективное продвижение белорусских товаров на мировой рынок;

· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития национальной экономики.

При этом, основное направление в осуществлении экономических преобразований в Беларуси состоит в том, чтобы на новой экономической основе возродить в обществе социальную справедливость, взаимопомощь и заботу об Отечестве. В связи с этим следует отметить, что для Республики Беларусь в процессе перехода к новой экономической системе особую значимость приобретают проблемы социальной защиты населения и социальных прав человека. Социальная защита будет строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. А чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования. Следовательно, Беларусь идет по пути формирования социально ориентированной модели смешанной экономики.

В то же время модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности. Так, в ней в связи с остро переживаемыми последствиями чернобыльской катастрофы и с учетом глобальной экологической проблемы будет учитываться еще одна составляющая – экологическая ответственность. Вследствие этого формула белорусской национальной экономической модели выглядит следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика .

Источником благосостояния нации в белорусской модели является честный созидательный труд как в государственном, так и в частном секторе экономики. Это наиболее верный путь, основанный на историческом опыте белорусского народа и его менталитете.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Экономическая система – сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Структура экономической системы – состав, строение экономической системы; совокупность составных частей экономической системы.

Производительные силы – совокупность средств производства и рабочей силы (вещественных и личностных факторов производства).

Экономические отношения – совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества.

Собственность – исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства.

Пользование – употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением.

Владение – фактическое, реальное, документально подтвержденное обладание вещами или имуществом.

Распоряжение – управление имуществом, выраженное в принятии решений по поводу его использования.

Объект собственности – то, по поводу чего складываются отношения собственности.

Субъект собственности – тот, кто имеет возможность и право на обладание объектом собственности.

Частная собственность – такой тип собственности, при котором правом владения, распоряжения и пользования объектом собственности обладает частное лицо.

Общественная собственность – тип собственности, характеризующийся совместным присвоением средств и результатов производства.

Коллективная собственность – такой вид собственности, при котором права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющий им.

Арендная собственность – форма собственности, возникающая в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока.

Кооперативная собственность – общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности.

Акционерная собственность – собственность, которая образуется в результате деления стоимости имущества акционерного общества на равные части, выпуска акций на эти части и их продажи или членам-учредителям этого общества, или всем желающим.

Собственность общественных объединений и религиозных организаций – собственность, которая создается или за счет собственных средств, пожертвований граждан и организаций, или путем передачи государством своего имущества.

Государственная собственность – собственность, представляющая собой достояние всех членов общества.

Республиканская собственность – собственность, представляющая собой достояние всех граждан Республики Беларусь.

Коммунальная (муниципальная) собственность достояние граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях.

Интеллектуальная собственность – собственность, представляющая собой экономические отношения по поводу создания и присвоения информации, изобретений, научных открытий, произведений литературы и искусства, других объектов интеллектуальной деятельности.

Традиционная экономика – экономическая система, в которой все основные экономические проблемы решаются на основе традиций и обычаев.

Административно-командная экономика – система организации экономики, в которой главенствующую роль играет государство, решающее все вопросы производства и распределения экономических продуктов.

Рыночная экономика –экономическая система,которая основана на принципах свободного предпринимательства, характеризуется многообразием форм собственности на средства производства, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Смешанная экономика – экономическая система, для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем.

Натуральное хозяйство – экономика, которая находится в процессе изменения, перехода из одного состояния в другое, как в пределах одного типа экономической системы, так и от одного ее типа к другому.

Товарное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи и становятся в силу этого товарами, а связь между производителями и потребителями осуществляется с помощью обмена (торговли).

Конкуренция - это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Инфраструктура рынка – этокомплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функционирование рынка.

Совершенная конкуренция - это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, возникающая тогда, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Либеральная модель рыночной экономики – это модель, для которойхарактерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики.

Социально ориентированная модель рыночной экономики – это модель, которуюотличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка.

Модели рыночной экономики.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

Абсолютное преобладание частной собственности;

Законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

Относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

Смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

Социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

Регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Централизованные переговоры по зарплате;

Значительный государственный сектор;

Тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

Значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

Доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

Государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японскаямодель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Заключение.

Проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

Господство частной собственности и частной инициативы;

Рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

Основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

Государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

Наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

Стремление к открытой экономике.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Германская модель . Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Германская модель характеризуется следующими чертами:

    индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции;

    социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве;

    антициклическое регулирование;

    стимулирование технологических и организационных инноваций;

    проведение структурной политики;

    защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, пер­вым из которых является органическое единство рынка и государства.

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

– обширным государственным сектором,

– высокоразвитым крупным частным бизнесом,

– укладами, оставшимися от раннего капитализма,

– большим удельным весом малого бизнеса,

– развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Сущность экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Типы и модели экономических систем

Элементы экономической системы Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Врамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.Смотри также статью: Рыночная экономика

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику (например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990).

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованногпланирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.Смотри также статью: Административно-командная экономическая система

Модели в рамках систем

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Экономики состоит из финансовых, коммерческих, производственных и информационных звеньев, которые используют нормы деловых отношений как правовую основу, взаимодействуя друг с другом. Рынок - это место, где контактируют различные группы, которые имеют точки соприкосновения. Одни являются производителями (предлагают свои товары либо услуги), вторые - соответственно, потребителями (приобретают их). В результате появляются цены, которые устанавливаются рынком, стабилизируется величина продаж.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов по сравнению с общественными потребностями в товарах и услугах, были разработаны способы их распределения между различными направлениями потребления. Таким образом, возникла которая представляет собой совокупную величину организационных и социально-экономических отношений между потребителями и производителями.

В зависимости от и порядка регулирования экономической деятельности выделяют традиционный (который основан на доминировании традиционных методов хозяйственной деятельности), командный (характеризуется государственной собственностью, в которой находятся большинство предприятий) и рыночный вид экономики. В свою очередь последний имеет определенные модели рыночной экономики, которые были сформированы в зависимости от национальных культурных традиций и исторических условий формирования.

На сегодняшний день все страны - новые индустриальные и постиндустриальные - это страны с рыночной экономикой. Соответственно в каждой из них сформировался свой вид модели рыночной экономики, зависящий от местоположения страны географически, существования природных ресурсов, условий развития, уровня сил производства и направленности общества в социальном плане.

Плановое ведение хозяйства, которое применялось в СССР, кануло в лету. Теперь основные современные экономики подразделяются на иные виды. Среди них выделяют следующие:

1. Американская модель рыночной экономики. Она характеризуется минимальным удельным весом госсобственности, незначительной регулирующей ролью государства в сфере экономики страны, резкой дифференциацией населения на богатых и бедных, значительным различием в уровнях заработной платы и приемлемым уровнем жизни малообеспеченных слоев населения.

2. Японская модель рыночной экономики. Она отличается повышением и технико-экономической эффективностей предпринимательства. Также ее характерной чертой является большая автономность от государственного бюджета, большая независимость и коммерциализация деятельности. Отличиями японской модели также можно назвать значительное влияние государства на направления развития экономики, повсеместное применение пожизненного найма работников фирм, незначительную разницу в уровнях заработных плат и вовлечение работников в управление компанией.

3. Немецкая модель характеризуется воздействием государства на экономику при решении соцпроблем, решающей ролью банков и полной автономией центрального банка. При этом разница в заработной плате, как и в японской модели, незначительна.

4. Шведскую еще часто называют второй моделью социализма. Здесь большая государственная роль в обеспечении стабильности экономики и распределении доходов. Швеция - это одна из стран с самым высоким уровнем жизни и минимальным уровнем безработицы.

Как мы видим, каждая из стран отличается своими характерными подходами и отличительными особенностями условий хозяйствования. Вместе с тем, различные модели рыночной экономики имеют и общие черты, такие, как формы собственности, свободные цены на услуги и товары, свободная конкуренция, и определенный вид системы государственного регулирования экономической деятельности.